.
.
СЕГОДНЯ:
 
 
.
.
.
главная страница
Главная  /  Апельсин раздора
.
 
 
 
 
09 апреля 2008 года 13:35

Апельсин раздора

Вокруг Центрального дома художника, одного из самых известных московских строений советской эпохи, разгорается скандал. Судьба национального наследия - Третьяковской галереи - теперь находится в руках жены мэра столицы Юрия Лужкова Елены Батуриной. Вполне возможно, что в будущем на месте нынешнего Центрального дома художника, расположенном на Крымском валу, разместится проект ее компании "Интеко" - многофункциональный комплекс "Апельсин", который в XXI веке должен стать одной из самых ярких достопримечательностей Москвы.

"Апельсин", который был создан известным британским архитектором Норманом Фостером, был продемонстрирован главой компании "Интеко" Еленой Батуриной на прошедшем недавно в Канне Международном инвестиционном форуме MIPIM-2008.

Проект "Апельсин" представляет собой 15-этажный комплекс, корпуса которого напоминают апельсиновые дольки. При этом каждая из пяти оранжевых "долек" представляют собой отдельные функциональные сегменты, расположенные под наклоном к основному объему. По замыслу его разработчика, Нормана Фостера, комплекс будет включать в себя просторный музей на первых этажах, гостиницу, офисы и жилые апартаменты. Согласно проекту, общая площадь здания составит около 80 тыс. кв. м, что на 20 проц. больше нынешней площади ЦДХ.

На выставке MIPIM-2008 было заявлено, что этот проект будет участвовать в конкурсе-тендере на реконструкцию существующего здания ЦДХ/ГТГ, который еще не объявлен. Однако, как отмечает "Время новостей", на сегодняшний день неизвестно, будет ли он теперь объявлен вообще. В связи с этим, сразу же после того, как СМИ "раструбили" новость о презентации "Апельсина" и желании главы компании "Интеко" реализовать проект на месте нынешнего Центрального дома художника, появились борцы за то, чтобы сохранить ЦДХ в его первоначальном варианте, так как, по их мнению, насилие над существующим зданием на Крымском валу можно классифицировать как преступление против культуры и истории.

И на то есть сразу несколько причин. Заместитель директора Третьяковской галереи Ирина Лебедева напомнила газете, какой травмой для общества было решение закрыть на реконструкцию историческое здание Третьяковки в Лаврушинском. Из-за этого, по ее словам, целое поколение россиян было обречено на взросление в отсутствие Рублева, Репина, Иванова, Рокотова... "И вот сегодня, когда на Крымском собрана полноценная, единственная в России экспозиция отечественного искусства XX века, ее хотят выдворить, а здание снести и снова лишить людей возможности видеть историю искусства двадцатого века на много лет", - подчеркнула Лебедева.

Еще одним настораживающим фактом является то, что амбициозный проект "Апельсин" должен принести своим создателям прибыль, а это значит, что в большинстве долек цитруса будут расположены, скорее всего, гостиницы, жилые апартаменты и офисы, и лишь по остаточному принципу там расположится территория искусства. А это стоит расценивать, как девальвацию культуры как таковой.

Кроме того, снос здания ЦДХ стоит расценить, как уничтожение культурного наследия прошлого века. В настоящее время в нем развернут весь двадцатый век Третьяковки, в нем устраивались ставшие хрестоматийными выставки классиков contemporary art от Юккера до Кулика. Само здание окутано целым шлейфом культурных ассоциаций. Разрушать памятник архитектуры, который строили больше 20 лет по проекту учеников Жолтовского и прообразом которого был выбран Дворец дожей в Венеции, - это, значит, уничтожать память культуры.

Между тем, вызывается удивление также тот факт, что под снос отправляют здание, которое с момента переезда сюда ГТГ в 1985 году, постоянно модернизировалось, и на сегодняшний день отвечает самым современным требованиям и стандартам. Как отмечает издание, в залах отличная система кондиционирования. Холодильные машины, обеспечивающие тепловлажностный баланс во всех залах, уникальны по устройству. Чтобы поддерживать температуру в режиме плюс 21 градус, а влажность - 55 проц., они перегоняют 1200 кубов воды в час. Оборудование запасников также на уровне. По мнению Ирины Лебедевой, залы ЦДХ готовы к любым экспериментам и способны трансформировать свой образ в зависимости от экспозиционных задач.

Отметим, что на сегодняшний день ЦДХ, созданный как выставочный зал для Союза художников СССР, принадлежит наполовину Международной конфедерации союзов художников, а наполовину - Государственной Третьяковской галерее, которая экспонирует на Крымском валу искусство XX столетия.

Редакция ИА "Финмаркет"

Опубликовано /Финмаркет/
 
 

 

.