.
.
СЕГОДНЯ:
 
 
.
.
.
главная страница
Главная  /  Авиация без перспектив на горизонте
.
 
 
 
 
06 марта 2009 года 09:36

Авиация без перспектив на горизонте

"Аэрофлот" в феврале сократил перевозки пассажиров почти на 10%, спад в целом по отрасли оказался вдвое сильнее, и весной ситуация вряд улучшится. Росавиация призывает слабые компании уйти с рынка, но для пассажиров в этом случае сезон скидок может закончиться подорожанием билетов.

Ситуация в авиаотрасли развивается по пессимистичному сценарию, который выражается в обвальном падении спроса на перевозки, рассказал в четверг журналистам гендиректор "Аэрофлота" Валерий Окулов. Крупнейший в России перевозчик в феврале зафиксировал падение пассажирских перевозок на 9%, впервые за последнее десятилетие.

Доходы компании снижаются и руководство "Аэрофлота" не настроено по итогам прошлого года выплачивать дивиденды акционерам компании (51% принадлежит государству), заявил Окулов. В предыдущем году на дивиденды было направлено 25% чистой прибыли авиаперевозчика по РСБУ - 1,5 млрд руб., или на 6% больше, чем годом ранее. "Решение пока не принято. Но я считаю глупым в этой ситуации кому бы то ни было выплачивать дивиденды", - сказал гендиректор. "Настрой совета директоров по этому вопросу правильный", - добавил он.

Падение спроса на авиаперевозки в целом по отрасли еще сильнее. Российские авиакомпании в феврале сократили пассажирские перевозки на 20% по сравнению с февралем 2008 года, сообщил глава Федерального агентства воздушного транспорта Геннадий Курзенков на итоговой коллегии ведомства. В январе снижение составило 16,7%, грузоперевозки рухнули на 34,7%. По предварительной оценке Транспортной клиринговой палаты, напомним, объем пассажирских перевозок в январе упал на 19,2%, грузоперевозок - на 36,1%, тогда как Минтранс ожидал сокращения спроса со стороны населения на 10%.

Снижение перевозок в Росавиации объясняют в том числе отсутствием кредитных ресурсов у компаний в результате финансового кризиса. "Возможности рефинансирования облигационных займов и банковских кредитов на сегодня у авиакомпаний нет, вывод средств из текущей производственной деятельности перевозчиков невозможен. Финансовая ситуация в компаниях сложная", - отметил Курзенков. Кризис взаимных неплатежей стал также следствием краха альянса AiRUnion в августе прошлого года, который спровоцировал "крайне жесткое поведение поставщиков авиатоплива и аэропортов по отношению к перевозчикам", что ставит под угрозу экономику предприятий, добавил чиновник.

По итогам 2009 года Минтранс и Росавиация прогнозируют падение рынка пассажирских авиаперевозок на 10-15%. "Аэрофлот" рассчитывает на сохранение прошлогодних показателей, рассказал Окулов. Но бронирование на апрель показывает сокращение на 18%, на май - на 14%. В целом россияне перестали планировать свои поездки на длительное время вперед, в частности, билеты на 8 марта пассажиры стали приобретать всего за неделю до вылета, отметил руководитель "Аэрофлота".

Не помогают авиаторам и распродажи. "Если раньше мы проводили сейловые акции только два раза в год, то теперь мы это делаем постоянно по всем нашим направлениям, - констатировал Окулов. - При этом ожидаемого эффекта не получаем, что свидетельствует о том, что пассажиров стало физически меньше". О снижении топливных сборов ранее объявила "Трансаэро", у "Сибири" с этой недели билеты стали на 500 руб. дешевле.

Глава Росавиации призвал к дальнейшему укрупнению компаний и уходу с рынка проблемных перевозчиков. "Авиакомпаниям приходится работать в условиях перекошенного баланса спроса и предложения. Ряд предприятий в неконтролируемой конкурентной борьбе с желанием защитить свои маршрутные сети продают билеты по заниженным ценам, увеличивая при этом свои долги", - предупредил Курзенков. "Пора признать, что авиаперевозчики на самом деле являются службами общественного пользования, чем коммерческими компаниями, нездоровая конкуренция никому не идет на пользу", - заявил он. Задержки авиарейсов увеличиваются (в январе было более 100), и "недобросовестные перевозчики" должны уходить с рынка, призвал глава Росавиации.

По статистике агентства, в прошлом году лидерами по количеству задержек стали "АЛРОСА-Авиа", "Московия", "Авиалинии Дагестана", Red Wings, "Вим-Авиа" и "Якутия". С минимальными отклонениями от графика работали "Аэрофлот", "Сибирь" и UTair. Сертификатов эксплуатантов за последнее время лишились до 10 перевозчиков, но следствием консолидации отрасли помимо плюсов может стать рост цен на билеты в отсутствии конкуренции, предупреждают эксперты. По прогнозам Росавиации, в 2009 году может уйти с рынка каждая пятая авиакомпания. Аналитики не исключают, что в будущем их число сократится до пяти.

Редакция ИА "Финмаркет"

Опубликовано /Финмаркет/
 
 

 

.