.
.
СЕГОДНЯ:
 
 
.
.
.
главная страница
Главная  /  ОСАГО: европейские стандарты в "действии"
.
 
 
 
 
02 марта 2009 года 12:26

ОСАГО: европейские стандарты в "действии"

С 1 марта 2009 года в России вступают в силу поправки к закону об обязательном страховании автогражданской ответственности. Основным нововведением документа станет прямое урегулирование убытков пострадавшей стороне, в рамках которого обращаться за возмещением станет возможно к своему страховщику, а вызывать представителя ГИБДД при определенных условиях необязательно. Воспользоваться новой системой смогут пока только владельцы полисов, полученных с 1 марта 2009 года, но даже им стоит знать некоторые условия применения новых правил.

Еще в преддверии вступления в силу поправок к закону об ОСАГО, представители Российского союза автостраховщиков (РСА) уточнили, что все процедуры будут вводиться с 1 марта поэтапно; ни форма полиса, ни форма извещения о ДТП меняться не будут. Таким образом, через год, как считает заместитель директора по методологии РСА Владимир Козлов, охват водителей, которые будут иметь право использовать порядок европейского протокола и прямого урегулирования убытков в ОСАГО, достигнет 100%. Специалисты при этом пользоваться новой системой рекомендовали с большой осторожностью.

Отправными пунктами новых поправок стал порядок прямого урегулирования убытков, при котором пострадавший в ДТП может обратиться за возмещением в собственную страховую компанию, а не к страховщику виновника происшествия. Также, в рамках прямого урегулирования введена система упрощенного оформления ДТП. При этом все новации будут использоваться в добровольном порядке, поскольку уже сейчас можно отметить несколько противоречивых условий.

В частности, для того, чтобы обратиться за выплатой к прямому страховщику, в аварии не должны участвовать более двух транспортных средств, в ней не должно оказаться пострадавших лиц, и оба водителя должны иметь полисы ОСАГО. При упрощенной процедуре урегулирования, то есть когда водители отказываются вызывать представителя ГИБДД на место происшествия, еще одним условием окажется согласие сторон относительно виновника происшествия (напомним, отказ от вызова ГИБДД возможен только при условии выписывания полисов у обоих участников ДТП после 1 марта).

В свою очередь в правилах дорожного движения с той же даты появятся уточнения, позволяющие водителям покидать место происшествия при упрощенном оформлении мелкого убытка. Однако, здесь стоит иметь в виду, что если согласившись на упрощенную процедуру, водитель ошибется в оценке восстановительного ремонта автомобиля (при стоимости СТОА дороже 25 тыс. рублей), все средства сверх лимита клиенту придется заплатить из своего кармана. "Страховщик при всем желании не сможет без справки ГИБДД с места ДТП заплатить клиенту сверх этой суммы. В противном случае он подпадает под санкции налоговиков", - сказал журналистам президент РСА Андрей Кигим.

Свои сложности представляет и обращение в суд при неправильном определении стоимости ремонта, поскольку наработанных процедур в российских судах в отношении ущерба по упрощенному регулированию пока нет. Как пояснил президент РСА "Нужно понимать, что водителю в суде самому потребуется отстаивать свою позицию и доказывать претензию на получение большего возмещения в отсутствие доказательной базы, каковой до сегодняшнего дня служила справка ГИБДД о ДТП".

Получается, что если у автоводителя есть сомнения относительно получения машиной неочевидных, например, внутренних, повреждений в ДТП, то к упрощенной процедуре стоит отнестись с осторожностью.

Кроме собственно размера возмещения, союз автостраховщиков возлагает надежды и на сознательность самих водителей. К примеру, не допущения урегулирования мелких убытков по обоюдному согласию, если виновник ДТП был нетрезв.

Очевидно, надежда на сознательность водителей явилась в целом основанием для создания европейских стандартов в российском законодательстве, что подчеркивает большинство юристов.

"Положения закона ОСАГО о прямом возмещении вреда сформулированы таким образом, что в них не содержится описание переходного периода. С одной стороны, клиенты получают права, с другой - обязанности четко не возлагаются на страховщиков и нет ответственности за нарушение прав застрахованных. При этом ни надзор, ни Минфин РФ, ни сами страховщики не имеют права трактовать положения федерального закона", - поделился размышлениями юрист Росстрахнадзора. "Да, мы не исключаем роста числа обращений граждан с жалобами на исполнение страховщиками закона об ОСАГО во все инстанции, в том числе в суды", - добавил он.

Возможно, именно поэтому принято решение о поэтапном внедрении новых правил в ОСАГО. При этом если у автовладельца возникнет острое желание получить новый полис, то он имеет право на досрочное расторжение старого полиса ОСАГО (с некоторыми убытками), и получение нового.

Что касается самих страховщиков, то здесь эксперты прогнозируют дополнительную финансовую нагрузку на компании. В частности более мягкие подходы при определении суммы возмещения по ОСАГО к своим клиентам, чем к водителям, пришедшим в чужую компанию, приведут к повышению средних выплат по ОСАГО. Кроме того, РСА принял решение доводить до суда все дела, связанные с мошенничеством в ОСАГО. Страховщики опасаются и предстоящей санации сегмента. По прогнозам аналитиков, рынок могут покинуть от 100 компаний. Если уходящие страховщики обладают лицензиями на ОСАГО, их обязательства лягут на все сообщество, поскольку по полисам банкротов платит РСА из гарантийных фондов, в которые взносы делают все "живые" страховщики ОСАГО.

Редакция ИА "Финмаркет"

Опубликовано /Финмаркет/
 
 

 

.