.
.
СЕГОДНЯ:
 
 
.
.
.
Главное
Главная   /   Главное   /   Нацизм как хобби: развитое гражданское общество помогло Гитлеру завоевать Германию
.

24 июля 2013 года 16:00

Нацизм как хобби: развитое гражданское общество помогло Гитлеру завоевать Германию

 0  
РИА Новости, 
К. Кузнецов
РИА Новости, К. Кузнецов
Нацизм не был идеологией маргиналов, как это принято считать. Благодаря недавно оцифрованным партбилетам членов НСДАП, немецкие ученые доказали, что партию Гитлера создали добропорядочные бюргеры, увлеченные котиками, пением, боулингом и пешими прогулками
Берлин. 24 июля. FINMARKET.RU - Демократия и гражданское общество - две стороны одной медали, утверждают десятки философов, политологов и социологов. Даже если это так на самом деле, то в Германии в 20-е годы прошлого века одна сторона медали сыграла с другой дурную шутку. Как доказывает исследование немецких ученых Нико Войлаенгер и Ханс-Иохима Воза, именно развитое гражданское общество, состоявшее из тысяч кружков, обществ и банкетных товариществ стало питательной средой для роста НСДАП - партии Адольфа Гитлера.

Причину прихода нацистов к власти ученые пытаются найти уже семьдесят лет. Спектр версий очень широк: от версии про месть обществу со стороны маргинальных одиночек до конфликта буржуазии и рабочего класса в Германии, разоренной Первой мировой войной.

Но реальность намного сложнее, считают немецкие ученые Нико Войлаенгер и Ханс-Иохим Воз. В своей работе "Фашизм и боулинг" они доказывают, что виноват в популярности нацизма высокий социальный капитал немецкого общества.

Социальный капитал - это густая сеть гражданских ассоциаций. Считается, что это очень полезное явление для экономики. В странах с высоким соцкапиталом доверие в обществе, а следовательно и способность к кооперации выше. В таких государствах обычно выше уровень ВВП на душу населения, более развиты финансовые рынки. Например, в Италии города, где в средние века самоорганизация граждан была выше, сегодня богаче, чем города, в которых жители были разобщены.

Но у социального капитала есть и темная сторона. Он делает местных лидеров менее уязвимыми для критики. Сталкиваясь с меньшей конкуренцией, они производят меньше общественных благ. Кроме того, плотные горизонтальные связи усиливаю отторжение тех, кто находится вне группы единомышленников. Именно развитая сеть различных кружков и групп по интересам погубила демократию в Германии, открыв Гитлеру и его человеконенавистнической идеологии путь к власти.

Это открытие стало возможно благодаря тому, что не так давно было оцифрованны партбилеты почти всех членов НСДАП. Материалы чудом пережили войну - весь партийный архив НСДАП должны были уничтожить, но американские войска успели его спасти.

Получив эту бесценную информацию, ученые решили сопоставить скорость вступления в партию в разных городах с количеством клубов по интересам в этих городах. Информация о кружках любителей гимнастики и прочих хобби дотошные немцы веками хранят в местных библиотеках.

Рождение нацизма

Нацистская партия умышленно конкурировала с левыми политиками, пытаясь стать таким же массовым движением, как "Рот-Фронт" или Компартия Германии. С первых дней появления НСДАП Гитлер и его сторонники делали все, чтобы привлечь в партию максимальное количество новых членов. Начиная с горстки сторонников в 1919 году, к январю 1933 года партия выросла до организации, в которую входили 850 000 членов. Этот впечатляющий рост произошел благодаря организационной структуре НАСДАП: во всех городах Германии были созданы местные отделения.

Считалось, что в партию Гитлера вступали только радикалы и разочаровавшиеся в жизни ветераны Первой мировой. Но изучение членских карточек показало, что подавляющее число новобранцев были представителями среднего класса. В 20-е годы только четверть членов партии были представителями рабочего класса. Каким образом нацистам удалось получить такой контингент?

В качестве примера нацистского агитатора авторы приводят продавца из Марбурга Эмиля Висснера. Он был членом ассоциации белых воротничков и активным участником двух спортивных клубов. Он вступил в партию в 1929 году и активно использовал свой социальный капиталдля привлечения новых членов.

Исследования показывают, что у таких активистов - уважаемых членов теннисных клубов или кружков по пению - возможность создать местную успешную ячейку НАСДАП была в 18 раз выше, чем у одиночек.

Проанализировав данные 122 городов, ученые пришли к выводу, что скорость нацистской мобилизации напрямую коррелирует с количество гражданских ассоциаций.



Чем больше количество ассоциаций, тем быстрее граждане вступали в ряды нацистской партии. Различия в доле вступления в партию существенные: для городов с самой высокой плотностью ассоциаций средняя скорость записи составила 10,7 человек на 1000 жителей. В остальных городах скорость вступления была на 45% ниже.

Можно подумать, что члены клубов со строгой организацией (например, профсоюзов) активнее вступали в НАСДАП. Однако, если исключить их из выборки и оставить всевозможные кружки любителей боулинга, пеших походов, птиц и т.д., то картина не изменится.

Нацистская партия стала надеждой для бюргеров, разочарованных проигрышем Германии в войне. Свою роль в росте популярности сыграла и Великая депрессия. После ее начала количество новых членов увеличивалось очень быстро, заключают авторы исследования.


Опубликовано Финмаркет
      Опубликовать в своем блоге livejournal.com   


Материалы по теме

 
Мнение посетителей сайта, оставляющих свои комментарии на новости и статьи, может не совпадать с мнением редакции ИА «Финмаркет», и за содержание комментариев ИА «Финмаркет» ответственности не несет. При этом агентство оставляет за собой право модерировать и удалять любые комментарии посетителей сайта.

ПОДПИСКА НА РАССЫЛКУ АНАЛИТИКИ ФИНМАРКЕТ:

E-mail:     Код:    

.
.