.
.
СЕГОДНЯ:
 
 
.
.
.
Главное
Главная   /   Главное   /   Налоговый маневр оказался прямым
.

26 апреля 2012 года 10:45

Налоговый маневр оказался прямым

 0  
Фото ИТАР-ТАСС
Фото ИТАР-ТАСС
Правительство обсудило план налоговой реформы. По главному вопросу - ставкам страховых взносов - принято решение ничего не менять. По остальным пунктам чиновники также обошлись без радикальных изменений
Москва. 26 апреля. FINMARKET.RU - В правительстве горячая пора: стартовало обсуждение бюджета страны на ближайшие три года. К бюджету должен прилагаться "налоговый маневр": одни налоги должны быть сокращены, а вместо них должны быть повышены или введены другие. Ситуация осложняется обилием альтернативных предложений и тем, что поле для маневра, очерченное президентом и премьером, слишком узкое: нельзя ни подвергать угрозе бюджетную стабильность, ни душить бизнес и возмущать граждан высокими налогами.

В среду вечером у премьера Владимира Путина чиновники попытались согласовать маневр. Как сообщают "Ведомости" , по главному вопросу - ставкам страховых взносов - была принята позиция Минфина: ставки, как и предлагал Минфин, останутся прежними, а не будут повышены или понижены, как в разное время предлагали разные министерства.

Об основах маневра министр финансов Антон Силуанов докладывал на совещании у Дмитрия Медведева еще в начале марте, а другие министры и эксперты, авторы "Стратегии-2020" представили альтернативы.

"Финмаркет" попросил соавтора налоговой части "Стратегии-2020", Сергея Дробышевского из Института экономической политики имени Гайдара оценить минфиновский план маневра.

"Инициативы Минфина в принципе укладываются в общую логику налогового маневра, предложенного нами. Но эти предложения достаточно скромны и осторожны, в полной мере существующих проблем они не решают.

В "Стратегии 2020" мы заявляли, что необходимо повысить справедливость, эффективность и прозрачность налоговой системы. Эта цель вряд ли будет полностью выполнена. Мы не воспринимает эти решения как окончательные. Надеюсь, будет взят курс на продвижение в сторону более эффективной налоговой системы.

1. Так и не решенным остался одна из ключевых проблем нынешней налоговой системы - повышение страховых взносов в предыдущие годы. Сейчас ставка составляет 34%, но до 2014 года будет действовать льготный период - ставка будет 30%. Минэкономразвития было готово вернуть ставку к уровню до повышения - 26%. Но, судя по всему, на совещании в среду принято решение зафиксировать ставку в 30% для зарплат до определенного порога, а с зарплат, превысивших порог, платить 10%.

2. Наши идеи о заметном повышение акцизов на табак и алкоголь поддержки правительства не получили. Сейчас в России один из самых низких акцизов по сравнению с другими странами мира. Эти налоги позволят не только пополнить бюджет, но и ограничат потребление население социально опасных продуктов.

На это решение, конечно, повлияло лобби. Но правительством двигали и другие опасения:

  • Значительный уровень недовольства населения.
  • Лобби может использовать эти акцизы в свою пользу и повернуть реформу против самого правительства.
  • Эту реформу необходимо согласовывать с партнерами по Таможенному союзу. Если в Белоруссии и Казахстане пошлины будут ниже, это приведет к увеличению потоков контрафактной продукции. Здесь необходимо задействовать политические рычаги.

3. Не в полной мере прозвучало и решение об обложении налогами недвижимости, исходя из ее рыночной стоимости. Непонятно, в какие сроки это будет сделано и в каких регионов. Вряд ли здесь может возникнуть проблема роста социальной напряженности ли опасности. Пока это не столько повышение налогов, сколько попытки приучить население к тому, что стоимость их недвижимости влияет на то, сколько они за нее платят. Будет введена такая ставка налога, которая не повысит нагрузку на население. Сейчас расчеты ведутся по абстрактной стоимости, рассчитываемой БТИ, - налоги необходимо привязать к фактической стоимости. Конечно, на первых порах необходимо избежать перекосов уровней налогообложения, чтобы не было социального негатива.

4. С "Газпрома" будут взыскивать от 80-100% дополнительных доходов, полученных из-за индексации внутренних цен на газ. Налоговая нагрузка на монополиста может вырасти.

Правительство и эксперты не до конца понимают последствий этого решения. Они рассуждают так: если мы принимаем решение о либерализации цен на газ на внутреннем рынке, то у "Газпрома" возникает дополнительная прибыль и ее нужно забрать. Но если темпы повышения цен будут изменены или окажутся ниже, то возможно, и не нужно будет вводить новые налоги.

Судя по косвенным признакам, "Газпром" несет налоговую нагрузку намного ниже, чем нефтяные компании. Но статистика газовой отрасли России крайне закрыта, поэтому достаточно сложно определиться с тем, как проводить налоговую реформу. Когда мы озвучиваем какие-либо предложения, "Газпром" спрашивает о точных цифрах, - а нам сложно сделать расчеты.

Налоговую реформу нефтегазовой отрасли необходимо начать с появления более точной статистики и отчетности по сектору.

5. Для разработки новых месторождений будет введен универсальный налог на дополнительный доход. Инвесторы получат 16-22% доходов от разработки нового месторождения.

Этот налог собирались вводить уже давно, но мешала неразвитость налоговой системы. Налог будет применяться исключительно к новым месторождениям, поэтому он никак не повлияет на добычу нефти на уже используемых месторождениях. Это попытка стандартизировать и ввести единую система налогообложения. Сейчас действуют механизм отдельных льгот: на разработку каждого месторождения компания получает льготы, которые сильно отличаются друг от друга. Проще рассчитывать единый налог, исходя из документации и бизнес-планов проектов, в которых всегда прогнозируется ожидаемый доход. На уровень добычи это вряд ли повлияет.

6. Борьба с офшорными компаниями и укрывательством от налогов. Минфин предлагает учесть не распределенную между учредителями офшорной компании прибыль как доходы ее владельцев - с нее и нужно уплачивать налоги.

С некоторыми офшорными зонами вроде Каймановых островов что-то сделать действительно сложно. Именно поэтому российским банкам и компания не рекомендуется иметь дело с компаниями из этих зон.

Другое дело Кипр и подобные ему офшорные зоны: с ними можно заключить соглашение об избежании двойного налогообложения. Внутри страны решить эту проблему трудно. Хотя делались некоторые попытки, например, закон о трансфертном ценообразовании. Частично он решает проблему распределения прибылей в рамках одной холдинговой компании, но возникают проблемы с его применением.

Помощник президента Аркадий Дворкович возражал Минфину, что рост собираемости без снижении самих налогов вызовет увеличение доли государства в экономике до уровня Швеции - 45% и больше. Логика в словах Дворковича следующая: примерно треть экономики находится в тени и не платит налоги. Если мы выведем из тени все компании, то доля государства увеличится до 45%. Но это грубые подсчеты, к этому прогнозу мы пока не приближаемся.

8. Налог на роскошь в 1% будет введен на имущество, стоимость которого превышает 300 млн руб.

Во всех странах и в том числе и России это совершенно популистское решение. Бюджет оно вряд ли поможет пополнить.

9. Одним из предложений экспертной группы "Стратегии-2020" был переход к единой ставке НДС. Но Минфин на него не пошел. Мы об этом говорили в качестве меры, которая позволила бы пополнить бюджет. На ней мы не настаивали. Хорошо бы, чтобы не было решений по повышению других налогов".



Опубликовано Финмаркет
 


Материалы по теме

 
Мнение посетителей сайта, оставляющих свои комментарии на новости и статьи, может не совпадать с мнением редакции ИА «Финмаркет», и за содержание комментариев ИА «Финмаркет» ответственности не несет. При этом агентство оставляет за собой право модерировать и удалять любые комментарии посетителей сайта.

ПОДПИСКА НА РАССЫЛКУ АНАЛИТИКИ ФИНМАРКЕТ:

E-mail:     Код:    

.
.