.
.
СЕГОДНЯ:
 
 
.
.
.
Главное
Главная   /   Главное   /   У регионов обнаружили большой госдолг
.
19 октября 2016 года 08:49

У регионов обнаружили большой госдолг

 0  
Владимир Смирнов/ТАСС
Владимир Смирнов/ТАСС
19 октября. FINMARKET.RU - Если бы новая редакция Бюджетного кодекса вступила в действие уже сейчас, а не с 2019 года, то почти треть регионов были бы признаны неустойчивыми с точки зрения госдолга. К такому выводу пришли аналитики НРА (Национальное рейтинговое агентство), которые специально для "Известий" проанализировали обязательства субъектов РФ.

Проблему эксперты видят в том, что рыночные кредиты с огромной скоростью замещаются долгом перед бюджетом. Самые проблемные регионы уже плотно сели на "бюджетную иглу", рассматривая госденьги в качестве бесплатного источника для решения своих проблем. Если Минфину эта ситуация надоест, то хроническая проблема госдолга регионов может стать малоразрешимой, уверены в НРА.

С одной стороны, картина с задолженностью регионов вроде бы улучшается. Так, отмечает НРА, за восемь месяцев 2016 года совокупные обязательства субъектов РФ несколько снизились - на 2,28%, до 2,267 трлн рублей. С другой стороны, аналитики агентства не связывают этот факт с ростом доходов, улучшением бюджетного планирования и платежной дисциплины. Причину они видят в другом - за январь-сентябрь 2016-го существенно изменилась структура обязательств регионов.

"Главным элементом госдолга стали бюджетные кредиты: если на начало года они составляли около 34,88% от совокупного госдолга регионов, то в сентябре этот показатель увеличился до 48,95%", - указывается в исследовании.

На федеральном уровне поставлена цель снижения стоимости долга для регионов. Достигается эта цель путем замещения коммерческих кредитов (ставка по ним составляет не менее 10% годовых) бюджетными кредитами (по ним действует ставка 0,1% годовых), подчеркивает аналитик НРА Александр Пахалов. По его словам, коммерческие кредиты регионам выдают банки, а бюджетные кредиты регионы получают из федерального бюджета (то есть этот механизм похож на межбюджетные трансферты).

"Среди регионов, сочетающих бюджетный дефицит с высоким госдолгом, преобладают регионы с низким экономическим потенциалом и невысокой инвестиционной привлекательностью. Такие регионы традиционно находятся в финансовой зависимости от федерального центра", - говорится в обзоре НРА.

Об опасности замены такой ситуации недавно говорила и председатель Счетной палаты Татьяна Голикова на заседании, посвященном долговой нагрузке регионов. По ее мнению, сокращение рыночного долга свидетельствует об ухудшении самой структуры госдолга субъектов РФ. Она привела такие данные: в 2015 году, например, регионами было привлечено 1,184 трлн рублей коммерческих кредитов - рост за три года в два раза, и 1,258 трлн рублей бюджетных кредитов - рост за три года почти в 10 раз.

В итоге осталось не так много субъектов РФ, в структуре задолженности которых значительную долю занимают банковские кредиты.

Согласно новой редакции Бюджетного кодекса, вступающей в силу с 2019 года, субъекты РФ будут делиться на три группы: с высокой долговой устойчивостью (регионы, у которых долг меньше 50% доходов бюджета), средней долговой устойчивостью (долг 50-85% объема доходов) и субъекты с низкой долговой устойчивостью. Именно с этой точки зрения НРА и проанализировало состояние российских субъектов. Картина получилась неутешительная.

Если бы правила нового Бюджетного кодекса действовали уже сейчас, то к началу сентября 2016 года лишь 14 регионов попали бы в группу с низкой долговой нагрузкой (не более 25% доходов бюджета). Это Севастополь, Республика Крым, Санкт-Петербург, Москва, Ханты-Мансийский АО, Башкортостан, Сахалинская, Тюменская, Владимирская, Ленинградская, Иркутская области, Алтайский, Пермский и Приморский края.

При этом 25 (почти треть) из всех 85 регионов относились бы к категории регионов с низкой долговой устойчивостью. Причем 14 из них, отмечают в НРА, нарушили соглашение о предоставлении бюджетных кредитов с Минфином. Хуже всего дела обстоят в Мордовии, Хакасии, Костромской обсласти, Северной Осетии, Астраханской области, Калмыкии, Карелии, Марий Эл, Забайкальском крае, Псковской, Кировской, Смоленской и Калужской областях, а также в Карачаево-Черкесии. В этих субъектах отношение госдолга к доходам бюджета превышает 100%. Из 25 регионов с долговой нагрузкой свыше 85% от доходов в течение 2016 года снизить госдолг удалось только трем, еще двум удалось сохранить статус-кво. В оставшихся 20 обязательства продолжили расти. Решение проблемы госдолга данных регионов в скором времени будет абсолютно невозможно без кардинальных мер со стороны федерального центра, подчеркивают в НРА.


Опубликовано Финмаркет
 
.
Ключевые слова:    Россия,  регионы,  долги

 
Мнение посетителей сайта, оставляющих свои комментарии на новости и статьи, может не совпадать с мнением редакции ИА «Финмаркет», и за содержание комментариев ИА «Финмаркет» ответственности не несет. При этом агентство оставляет за собой право модерировать и удалять любые комментарии посетителей сайта.

ПОДПИСКА НА РАССЫЛКУ АНАЛИТИКИ ФИНМАРКЕТ:

E-mail:     Код:    

.
.