.
.
СЕГОДНЯ:
 
 
.
.
.
Главное
Главная   /   Главное   /   Строительные организации в России находятся на пороге коллапса
.
25 июля 2016 года 10:30

Строительные организации в России находятся на пороге коллапса

 0  
Зураб Джавахадзе/ТАСС
Зураб Джавахадзе/ТАСС
25 июля. FINMARKET.RU - В России продолжают банкротиться строительные организации. и ни власть, ни бизнес не сделали выводов из уроков Олимпиады в Сочи, пишут "Ведомости".

Сочи-2014 обошлись России в 1,5 трлн руб., став самыми дорогими Олимпийскими играми в истории. Несмотря на то, что 98% этих денег потрачено на строительство, почти никто из подрядчиков не сумел на этом заработать. Из-за непроработанной проектной документации объекты порой дорожали в разы, разницу подрядчики компенсировали из своего кармана.

Сразу же после Олимпиады прекратили деятельность корпорация "Инжтрансстрой" и НПО "Мостовик". "Инжтрансстрой" построил в Сочи 14 объектов на 70 млрд руб. Компания получила иски от субподрядчиков на миллиарды рублей и объявила о ликвидации. Омский "Мостовик" построил порядка 30 объектов на 70 млрд руб. и впоследствии подал на собственное банкротство. Компания объяснила этот шаг гигантскими олимпийскими убытками. Корпорация "Трансстрой" (преемник Министерства транспортного строительства СССР) построила несколько объектов инфраструктуры к Олимпиаде и также получила несколько миллиардов убытков.

Позднее чиновники свалили всю вину на самих же подрядчиков, мол, надеялись покрыть предыдущие убытки за счет сверхприбыли в Сочи.

Строители называют несколько причин того, что Олимпиада не стала уроком ни для власти, ни для бизнеса. Основная - не изменилась система регулирования отрасли, которая вроде бы работает в рыночной экономике, но по правилам, разработанным еще в Советском Союзе. На торги выставляются объекты с сырой документацией, а устаревшие сметные нормы не дают возможности просчитать стоимость проектов, при этом заказчики не несут никакой ответственности. Победителем торгов признается участник, предложивший наименьшую цену. Это вкупе с экономическим кризисом также вымывает игроков из отрасли.

Банкротства набирают обороты

За 1-е полугодие текущего года обанкротилось почти вдвое больше компаний, чем за аналогичный период прошлого года, и в 15 раз больше, чем в 1-м полугодии 2014 г. По данным Рейтингового агентства строительного комплекса (РАСК), в 1-м квартале 2016 г. банкротами признаны 665 компаний по сравнению с 360 и 50 годом и двумя ранее. Предварительная оценка числа банкротств по итогам 2-го квартала - 823 (470 и 50 соответственно). За 2 года доля просроченной задолженности в структуре общей задолженности строительных компаний выросла в 4 раза: с 5% по состоянию на начало 2014 г. до 18-20% по состоянию на конец 2-го квартала 2016 г., указывает гендиректор РАСКа Николай Алексеенко. Банки кредитуют не всех, а ставки баснословные. Например, одна из самых успешных на этом рынке компаний - "Мостотрест" - занимает под 15,5% и тенденции к уменьшению ставки нет, сообщал недавно заместитель гендиректора Олег Танан.

В декабре прошлого года начата процедура банкротства "Трансстроя". Процедура наблюдения введена еще в одной структуре "Трансстроя" - ЗАО "Инжиниринговая корпорация "Трансстрой". То же самое произошло в петербургском "Мостоотряде-19". "Мостоотряд-19" - "еще буквально вчера лучшая мостостроительная компания страны", характеризовал ее вице-губернатор Петербурга Игорь Албин. В июне введена процедура наблюдения в "Волгомосте", который входил в пятерку лидеров мостостроительной отрасли России.

Резко сократили портфели заказов УСК "Мост", ПК "Термосервис", "Сибмост", на грани банкротства "Стройгазконсалтинг" (бывший подрядчик "Газпрома", также занимался дорожным строительством).

В июле Сургутнефтегазбанк предупредил о намерении обанкротить одного из ведущих мостостроителей в России - компанию "Сибмост". "Сибмост" ведет переговоры по реструктуризации долга, сказал президент "Сибмоста" Владислав Кошкин. За 2 года прекратили свою деятельность московские подрядчики НПО "Космос", "Мосинжстрой", "Горнопроходческих работ №1".

Причины банкротств

Причин банкротств - огромное количество, считает высокопоставленный федеральный чиновник. А одна из ключевых проблем - некачественная проработка проектной документации, считает руководитель группы стратегического и операционного консультирования KPMG Алексей Назаров.

Инженерные изыскания - основа для проектирования зданий и сооружений: они дают информацию о рельефе, геологических, экологических, гидрометеорологических условиях строительства. Изыскательские работы должны занимать 6-9 месяцев, на деле госзаказчики пытаются сэкономить - сократить срок их проведения и затраты. "Если изыскания делать, как положено, то истории, что "строили-строили и вдруг напоролись на карстовые породы", быть не может, - рассуждает крупный подрядчик. - Если это случилось, то заказчик должен по полной спросить с изыскателя. Но как он это сделает, если сам торопил его и не дал возможности качественно провести все работы?"

Ошибка заложена в организации проектирования, говорит управляющий директор ВЭБ ФЦСФ Илья Пономарев. Российский проектировщик делает только стадию "проект" (П, включает основные объемно-планировочные решения), составляющую примерно 30% от всего объема документации. Остальные 70% - стадию РД (рабочая документация), как правило, разрабатывает подрядчик. Госэкспертизу проходит только стадия П. На тендере выигрывает проектировщик, предложивший минимальную стоимость своих услуг. "Поскольку нет целевого показателя по цене, проектировщик не заинтересован делать дешевый и качественный проект. Зачем?" - говорит И.Пономарев.

"Проектировщик ориентирован на быстрое прохождение государственной экспертизы, а также соблюдение лимита бюджетного финансирования, выделенного государственному заказчику, но не на оптимизацию стоимости и процесса строительства", - соглашается А.Назаров.

Проблемы конкурсов

Проблемы строителям создают и условия конкурсов. Главный критерий определения победы - самая низкая цена на услуги. "То, что сейчас делает наше Министерство экономического развития вместе с Федеральной антимонопольной службой (ФАС), - это не рыночная экономика, а анархия. Они допускают всех до всего, и мы получаем головную боль - непонятные компании выигрывают конкурсы, плодя недострои или некачественную стройку", - рассказывал в интервью "Ведомостям" владелец крупнейшей строительной компании ЛСР Андрей Молчанов. Его компания строит в основном жилые комплексы. "Попроси меня пойти на госконтракт - не пойду", - рассказывал он: компания уже теряла деньги на работе с государством.

Минстрою поручено до конца лета внести проект приказа о типовых контрактах в строительстве, говорит представитель аппарата Д.Козака. Ранее Национальное объединение строителей сообщало, что эти контракты будут разрабатываться с использованием терминологии FIDIC (FIDIC - Международная федерация инженеров-консультантов, разрабатывает международные типовые контракты и типовые условия контрактов для различных сфер строительной деятельности). Фидиковский инженер - это уполномоченный инженер, без подписи которого на стройке ничего не происходит.

Предколлапс

На июнь 2016 г. в стране насчитывалось порядка 153 тыс. строительных организаций (РАСК подсчитало их по реестрам СРО). Для сравнения: в СССР работало 23 тыс. строителей и 1800 проектировщиков. Однако крупных генподрядчиков, которые специализируются на строительстве дорог, мостов, метро, можно пересчитать по пальцам. В дорожном строительстве и строительстве мостов - "Мостотрест", АРКС, "Ингеоком", поменьше - тверской ДСК, группа ВАД, "Автобан". Метро умеют строить единицы - "Мосметрострой", "Трансинжстрой", не так давно начал строить "Ингеоком", небольшие объемы есть у "Казметростроя". При этом ни одна из этих компаний не может похвалиться большой доходностью - прибыль падает почти у всех.

"Сегодня у подрядчиков рентабельности выше 6% нет. Загрузка отрасли - 60%. В прошлом году было 63-64%. Это предколлапс", - комментирует ситуацию И.Пономарев. По его словам, пока были большие госзаказы, подрядчики держались. Госрасходы на строительство транспортной инфраструктуры сократились на 11% в 2015 г., отмечает А.Назаров. В январе Росавтодор сообщал, что расходы на дорожное строительство в 2016 г. сократятся на 30%. Ни один из находящихся в работе объектов не пострадает, но из-за падения цен на нефть и сокращения расходов бюджета Росавтодор откажется от новых проектов, говорил ранее руководитель Росавтодора Роман Старовойт.

При этом к сжатию рынка добавился и рост стоимости стройматериалов при твердых договорных ценах по госконтрактам. Импортные стройматериалы из-за девальвации валюты выросли в цене на 30-40%, стоимость импортной техники, оборудования и запасных частей увеличилась более чем на 20% из-за ослабления рубля, при этом российская техника подорожала более чем на 10%, сообщала в прошлогоднем отчете KPMG.

Кроме того, многие из генподрядных организаций обременены долгами, что не дает возможности развиваться, отмечает гендиректор "Мостотреста" Владимир Власов. А А.Назаров прогнозирует, что пик экономической нестабильности еще не пройден, давление на прибыльность подрядных организаций продолжается, это может привести к дальнейшему банкротству игроков и ухудшению состояния отрасли.


Опубликовано Финмаркет
 
.
Ключевые слова:    РФ,  строительство,  проблемы

 
Мнение посетителей сайта, оставляющих свои комментарии на новости и статьи, может не совпадать с мнением редакции ИА «Финмаркет», и за содержание комментариев ИА «Финмаркет» ответственности не несет. При этом агентство оставляет за собой право модерировать и удалять любые комментарии посетителей сайта.

ПОДПИСКА НА РАССЫЛКУ АНАЛИТИКИ ФИНМАРКЕТ:

E-mail:     Код:    

.
.