.
.
СЕГОДНЯ:
 
 
.
.
.
Главное
Главная   /   Главное   /   Просрочка по кредитам малому бизнесу обновила рекорд 2009 года
.
16 мая 2016 года 08:31

Просрочка по кредитам малому бизнесу обновила рекорд 2009 года

 0  
Егор Алеев/ТАСС
Егор Алеев/ТАСС
16 мая. FINMARKET.RU - Просрочка по кредитам малым и средним предпринимателям (МСП) к 1 мая 2016 года выросла почти на 46,8% до 740,5 млрд рублей. А ее доля в портфеле кредитов МСП увеличилась до 15,7% и обновила рекорд 2009 года, следует из расчетов, которые специально для "Известий" подготовило коллекторское агентство "Секвойя Кредит Консолидейшн". При этом новые кредиты для малых и средних предпринимателей стали почти недоступны, что ставит многих из них на грань банкротства. Эксперты считают, что кризис из-за убытков, ужесточения требований к заемщикам со стороны банков, рекордного роста просрочки могут не пережить до половины малых и средних предприятий.

В периоды финансовой нестабильности банки первым делом сворачивают кредитование именно заемщиков из категории МСП. В результате объем кредитования малого и среднего бизнеса сократился с начала года на 2,4%. Притом что в предыдущие пять лет рынок активно развивался. Например, в 2011-2014 годах рост объема выданных МСП займов составлял от 10,5% до 25,8%. В кризис же, по оценкам "Секвойи", банки стали отказывать 50% предпринимателей в кредитовании, их подход к оценке рисков заемщиков стал еще более консервативным.

"До ухудшения ситуации на рынке кредитования банк принимал решение на основе управленческой отчетности, - пояснила президент "Секвойя Кредит Консолидейшн" Елена Докучаева. - Теперь внимательно изучается качество бухучета МСП, прибыльность, количество персонала на предприятии. Кроме того, банки повысили требования к наличию залога или поручительства собственника. Если у МСП нет возможности предоставить залог или поручительство со стороны собственников (или собственник непрозрачен), скорее всего, заемщик получит отказ в кредите.

Президент "Секвойи" подчеркивает: если в докризисные (2005-2008) и посткризисные (2010-2011) годы малые и средние предприниматели брали кредиты для открытия и дальнейшего расширения бизнеса, то сейчас средства нужны им для рефинансирования уже существующих обязательств. В итоге компаниям нечем покрыть убытки, не из чего "накрутить" рентабельность (а значит, повысить кредитоспособность): помимо макроэкономического давления спрос населения на продукты и услуги малых предпринимателей упал.

"В 2015 году и начале 2016 года продолжается снижение реально располагаемых доходов населения (-6,3%), рост безработицы (5,8%), увеличение цен на товары (11,2%), - констатирует Елена Докучаева. - По данным опроса банков, за последние несколько месяцев кредит взяли не более 15% МСП против 25% в 2014 году. Из тех, кто получил средства от кредиторов, около 60% отмечали испытываемые финансовые трудности".

Директор по развитию ИК QBF Маргарита Горшенева уверена, что в случае развития текущей ситуации в секторе МСП с рынка в течение 2-3 лет уйдет половина существующих малых и средних предпринимателей.

"Проблемы в экономике, санкции, снижение покупательского спроса населения привели к ухудшению положения малого бизнеса, большую часть которого формирует торговля, - комментирует директор департамента разработки продуктов для малого и среднего бизнеса Бинбанка Анна Салманова. - Огромные трудности испытывают компании, занятные во внешнеэкономической деятельности со странами, объявившими России санкции. В предыдущие несколько лет стремительно развивалось жилое строительство, в связи с чем многие застройщики оказались закредитованными".

Сейчас же, отмечает Анна Салманова, многие проекты оказались замороженными. Автодилеры также испытывают большие трудности. Спрос на легковой и коммерческий автотранспорт к концу 2015 года снизился более чем на 20%. До сих пор наблюдается кризис и на туристическом рынке - с 2014 года прекратили деятельность больше 10 туристических фирм, среди которых довольно крупные с известными именами.


Опубликовано Финмаркет
 
.
Ключевые слова:    Россия,  малый бизнес,  кредиты,  просрочка

 
Мнение посетителей сайта, оставляющих свои комментарии на новости и статьи, может не совпадать с мнением редакции ИА «Финмаркет», и за содержание комментариев ИА «Финмаркет» ответственности не несет. При этом агентство оставляет за собой право модерировать и удалять любые комментарии посетителей сайта.

ПОДПИСКА НА РАССЫЛКУ АНАЛИТИКИ ФИНМАРКЕТ:

E-mail:     Код:    

.
.