.
.
СЕГОДНЯ:
 
 
.
.
.
Главное
Главная   /   Главное   /   Расчетная граница бюджетной устойчивости составляет $40 за баррель Urals
.
08 февраля 2016 года 08:41

Расчетная граница бюджетной устойчивости составляет $40 за баррель Urals

 0  
Егор Алеев/ТАСС
Егор Алеев/ТАСС
8 февраля. FINMARKET.RU - Базовый сценарий проекта макропрогноза Минэкономики, исходя из которого правительство будет править бюджет-2016 и принимать антикризисный план на этот год, рассчитан исходя из цен Urals в $40 за баррель.

В распоряжении "Коммерсанта" оказались расчеты Минэкономики по прогнозу социально-экономического развития РФ, которые использовались при обсуждении антикризисного плана Белого дома (последняя его версия вчера была готова к внесению в правительство) и при подготовке поправок к действующему бюджету-2016, которые предположительно появятся в Госдуме в апреле 2016 года. Расчеты также содержат финальные предложения Минфина по текущей балансировке бюджета. Структура антикризисного плана такова, что часть финансирования его пунктов должна быть обнаружена Минфином в процессе исполнения бюджета — в расчетах Минэкономики указывается, на какие деньги может рассчитывать правительство при среднегодовой цене Urals в $40 за баррель (январская цена, напоминает газета, составила около $28 за баррель). По той же цене Urals рассчитан и базовый прогноз Минэкономики.

Варианта бюджетных проектировок для $25 за баррель ("консервативный сценарий" проекта Минэкономики) не готовилось. Экономической катастрофы при этой цене ведомство Алексея Улюкаева не прогнозирует, однако проблема этого прогноза очевидна: при $25 за баррель бюджетный дефицит-2016 будет существенно больше, чем 5,1% ВВП. В этой ситуации вынужденно проциклические меры по дальнейшему сокращению госрасходов и доходов бюджетозависимых слоев населения дополнительно усилят спад ВВП, что в расчетах Минэкономики, судя по всему, полностью не отражено.

В базовой версии прогноза Минэкономики ожидает в 2016 году спад ВВП на 0,8%, падение выпуска в промышленности на 0,3%, инфляцию в диапазоне 8-8,5%. В целом нефть по $40 за баррель должна принести некоторую стабилизацию темпов падения экономики, но, разумеется, не "отскок". Инвестиции в этом сценарии упадут в 2016 году на 6% (в 2015 году — на 8,4%), объем услуг населению сократится на 1,5% (в 2015 году — на 2,1%), реальная зарплата — на 3,5% (после 9,5% в 2015 году), реальные располагаемые доходы населения будут падать теми же темпами, 3,9% в год (в 2015 году 4%). Оборот розницы почти стабилизируется — прогноз падения на 2016 год составляет 2,9% против 10% 2015 года, производительность труда не изменится.

Ситуация при $25 за баррель Urals несколько хуже. Инфляция будет немного выше (в диапазоне 8,8-9,2%). Инвестиции в 2016 году в этом сценарии будут падать лишь немногим медленнее, чем в 2015-м (на 6,7% против 8,4% 2015 года), как и оборот розницы (5,9%). В услугах падение усилится до 3,1%, промышленность сократит выпуск на 1,1%. Наибольшим образом страдают в этом сценарии реальные располагаемые доходы населения — темпы их падения увеличатся до 4,7%, причем темпы падения реальных зарплат сократятся до 4,8% годовых: очевидно, речь идет о будущем обвале доходов предпринимателей и инвесторов.

Наиболее же интересны расчеты Минэкономики, согласно которым в консервативном сценарии ($25 за баррель Urals) производительность труда в России сократится на 1,9%. Из этого следует, что именно $40 за баррель при нынешней курсовой политике ЦБ возможны хотя бы какие-то выгоды российской промышленности от девальвации — при текущей цене нефти говорить об адаптации экономики к курсу и о новых преимуществах России как экспортера несырьевых товаров невозможно.

Впрочем, расчеты Минэкономики по данным Минфина показывают, что проблема-2017 явно больше и значительнее, чем проблема-2016, и при $40 за баррель решается на порядок сложнее, чем сейчас,— если вообще решается. Дефицит бюджета при $40 за баррель составит, по расчетам Минэкономики, 3,9 трлн руб., или 5,1% ВВП — ожидаемые доходы федерального бюджета составят 12,1 трлн руб.

Сухой остаток антикризисного планирования бюджета пока выглядит так. При нефти в $40 за баррель Белый дом сокращает расходы примерно на 0,7 трлн, продает на рынке активов на 0,9 трлн и занимает на 0,1 трлн руб. больше планируемого. Ни допиндексаций пенсий, ни масштабного стимулирования экономического роста, ни докапитализации ВЭБа, ни покрытия каких-либо крупных проблем банковской системы бюджет в 2016 году позволить себе не может. Но и говорить о том, что речь идет об одном годе трудностей, невозможно. При сходных параметрах курса и при $40 за баррель в 2017 году Минфину придется покрывать дефицит примерно на те же 3-3,5 трлн руб. при наличии в Резервном фонде всего 1,5 трлн руб.— приватизация на 2 трлн руб. или нетто-размещение госдолга на 3-3,5 трлн руб. в 2017 году представляются затруднительными.


Опубликовано Финмаркет
 
.
Ключевые слова:    Россия,  экономика,  прогноз

 
Мнение посетителей сайта, оставляющих свои комментарии на новости и статьи, может не совпадать с мнением редакции ИА «Финмаркет», и за содержание комментариев ИА «Финмаркет» ответственности не несет. При этом агентство оставляет за собой право модерировать и удалять любые комментарии посетителей сайта.

ПОДПИСКА НА РАССЫЛКУ АНАЛИТИКИ ФИНМАРКЕТ:

E-mail:     Код:    

.
.