.
.
СЕГОДНЯ:
.
.
.
Главное
.
СВЯЗАННЫЕ МАТЕРИАЛЫ
08 декабря 2014 года 08:54
Россияне смогут получить компенсации за покупки по завышенным ценам
4 |
Зураб Джавахадзе/ТАСС
8 декабря. FINMARKET.RU - Федеральная антимонопольная служба готовит пакет поправок в закон "О конкуренции", которые обяжут участников картелей компенсировать убытки заказчикам, пострадавшим от их ценового сговора. Об этом "Известиям" рассказал начальник правового управления ФАС Сергей Пузыревский.
Речь идет о компенсации от 1% до 15% от понесенных клиентом затрат по завышенной цене у поставщика, занимающего доминирующее положение (его доля на рынке каких-либо товаров и услуг, в том числе региональном, выше 35%). Получать компенсации смогут и организации, и граждане. Внести на обсуждение Госдумы проект документа планируется в весеннюю сессию. В качестве примеров сфер, где могут быть найдены сговоры и выплачены компенсации, Пузыревский привел торговлю бензином, продуктами питания, услуги ЖКХ и проч. Сейчас ФАС, кстати, ведет расследование о резком удорожании гречки.
По словам Пузыревского, необходимость ввести четкие рамки для компенсации пострадавшим от рыночного сговора продиктована тем, что в каждом отдельном судебном случае трудно определить справедливое возмещение. Чтобы получить часть своих денег назад, потребителю надо будет удостовериться, что ФАС выявила ценовой сговор поставщиков, и что в суде факт сговора был подтвержден. Затем приобретатель товара или услуги должен подать иск в суд, приложив к нему чек или договор с недобросовестной компанией и решение ФАС, рассказывает Пузыревский. Если иски поданы одновременно, суд объединит их в одно производство. Если иск подает организация, например общество защиты прав потребителей, в защиту интересов неопределенного круга лиц, тогда в случае успеха такого истца пострадавшему следует, имея на руках это положительное решение суда, подавать свое собственное исковое заявление.
"За нарушение антимонопольного законодательства есть три вида юридической ответственности, — объясняет необходимость уточнения ответственности ритейлеров и их поставщиков Сергей Пузыревский. — Во-первых, это административная ответственность — она у нас на сегодня развита лучше, чем другие, так как в КоАП прописан более или менее эффективный механизм ее применения. На компании и должностных лиц накладывается больше всего санкций именно административного характера. Во-вторых, уголовная ответственность, она следует за злостное злоупотребление доминирующим положением либо за участие в картеле, которое повлекло извлечение крупного дохода для нарушителя. Количество уголовных дел, однако, исчисляется единицами, их практически нет. То же самое и с третьим видом юридической ответственности — гражданско-правовой. То есть лица, которые столкнулись с проявлениями монополистической деятельности (монопольно высокими ценами, дискриминацией при приобретении товара), фактически не могут гарантировано получить возмещение причиненных убытков. Речь идет не о любом действии, которое связано с завышенной ценой. Цены могут повышаться и из-за экономических процессов, и если компания не доминирует на рынке, то эти механизмы применяться не будут. Но если компания — монополист рынка (занимает долю в 35%), то потребитель имеет права на возмещение убытков".
Сколько выплачивать потребителю — 1% или 15% — будет решать суд. Конечно, как отмечает представитель ФАС, это немного, но такая компенсация будет гарантирована законом и к тому же истец, получивший положительное решение о возмещении, сможет затем подать новый иск и требовать большей суммы.
В общемировой практике существует два способа коллективного взыскания ущерба с монополистов. Пузыревский отметил, что общества защиты прав потребителей в США подают иски в защиту неограниченного круга лиц и уже сами, собирая реквизиты и доказательства с пострадавших, распределяют полученную компенсацию. В России законодательством предусмотрен другой способ — коллективный иск от множества пострадавших. Если кто-либо не успел подключиться к общей подаче документов в суд, то может затем взыскать свою компенсацию индивидуально, но ссылаясь на положительное решение, уже вынесенное в пользу других потребителей.
По словам Пузыревского, обновленная четкими рамками схема гражданско-правовой компенсации может использоваться достаточно широко — для компаний, завышающих цены по сговору на нефтепродукты, сырье, услуги ЖКХ, железнодорожные билеты и авиабилеты, производителей и продавцов продуктов питания. Представитель ФАС говорит, что даже на этапе обсуждения данная инициатива вызывает критику компаний, которые потенциально могут оказаться в числе ответчиков.
Председатель Союза потребителей РФ Петр Шелищ убежден, что главное в предложении ФАС — это угроза для компаний-нарушителей понести репутационные риски и финансовые издержки в связи с выплатами многочисленных компенсаций. Сейчас компания лишь платит штраф государству, а потребители не получают ничего.
Опубликовано Финмаркет
.
Мнение посетителей сайта, оставляющих свои комментарии на новости и статьи, может не совпадать с мнением редакции ИА «Финмаркет», и за содержание комментариев ИА «Финмаркет» ответственности не несет. При этом агентство оставляет за собой право модерировать и удалять любые комментарии посетителей сайта.
cross23 08.12.2014
Очередная глупост.До этой ли бюрократии сейчас.Лучше не допустить обвалов на рынке, чем высчитывать процент завышения. Толи еще будет.
Михаил 08.12.2014
Уважаемые соотечественники - не смогли получить компенсацию - сами виноваты... А, правительство не при чем...)))))
Дима 08.12.2014
А перед судом еще нужно собрать доказательств что кто-то занимает 35% рынка
Гость 08.12.2014
О да, за компенсацией ходить в суд, на который потратишь больше чем выплатят компенсаций.
ПОДПИСКА НА РАССЫЛКУ АНАЛИТИКИ ФИНМАРКЕТ:
.
.