.
.
СЕГОДНЯ:
 
 
.
.
.
Главное
Главная   /   Главное   /   Из общества "сытых людей" россияне превратились в наевшихся и одевшихся - газета
.
23 сентября 2014 года 08:46

Из общества "сытых людей" россияне превратились в наевшихся и одевшихся - газета

 1  
Артем Коротаев/ Фото ИТАР-ТАСС
Артем Коротаев/ Фото ИТАР-ТАСС
23 сентября. FINMARKET.RU - Большинству россиян (45-50%) теперь не хватает не только на еду, как в 2000 г., но и на одежду. Но на это население тратит порядка 60% своих доходов - это структура потребления бедного домохозяйства, пишут "Ведомости", приводя сравнения руководителя отдела изучения уровня жизни "Левада-центра" Марины Красильниковой, озвученные на диспут-клубе Ассоциации независимых центров экономического анализа Например, в Польше на это тратится менее 30% доходов, в странах Западной Европы - менее 20%.

Два автомобиля, две квартиры, сбережения от 0,5 млн руб. — вот портрет богатой семьи, думают россияне. Это говорит о скудости потребительского воображения, считает Красильникова. Но население не готово экономить и сберегать, чтобы купить, например, второй автомобиль: люди не могут и не хотят выбраться за рамки структуры потребления бедных.

Одна из причин — высокая инфляция, из-за которой даже быстрый рост доходов не привел к структурным сдвигам в потреблении, считает Красильникова. Вторая причина — отсутствие потребительских образцов. Ступень между массовым слоем потребителей и более обеспеченным, на который можно было бы ориентироваться, слишком высока.

У слишком большого неравенства — институциональные причины: считается, что оно является драйвером развития в том случае, когда трансформируется в сбережения, сбережения — в инвестиции, а инвестиции — в рабочие места, говорит директор Независимого института социальной политики Лилия Овчарова, мнение которой также приводят "Ведомости". Но в России этого не происходит.

Потребительское поведение было бы более рациональным, если бы не дефицит доверия — оно удлиняет горизонт планирования, ведет к росту накоплений и сбережений. Но россиянин недоверчив: лишь порядка 5% уверенно доверяют окружающим и еще четверть считают себя склонными доверять, но и этот ресурс не становится дополнительным экономическим ресурсом для сбережений и инвестиций, пишут "Ведомости", ссылаясь на экспертов.

Но россиянин не только недоверчив, его зона контроля и ответственности ограничена в лучшем случае семьей и трудовым коллективом (у половины). У обеспеченных ощущение ответственности больше, но оно может быстро схлопнуться: как показали два события — кризис 2009 г. и присоединение Крыма, — в любой непонятной ситуации даже самые обеспеченные демонстрируют патерналистские настроения, устремляясь под крыло государства. Согласно Индексу социальных настроений "Левады", вплоть до кризиса драйвером для обеспеченных граждан была надежда на собственные силы. Это ощущение вернулось в 2011 г., но после Крыма главным источником социального оптимизма у всех групп независимо от уровня доходов стала власть — при одновременном падении всех прочих составляющих.

Патерналистская модель социального поведения поощряется самим государством. Структура доходов россиян претерпела значительные изменения: доля доходов от предпринимательской деятельности, в 2000-2009 гг. (включая кризис) составлявшая в среднем 11,6%, в 2010-2013 гг. снизилась до 8,7%, а с 2000 г. сократилась почти вдвое; сократилась и доля доходов от собственности. Доля зарплат примерно стабильна: 63-66%, порядка 28% от нее составляют, с той же стабильностью, скрытые заработки. Зато доля социальных выплат в 2012-2013 гг. достигла исторического пика, превысив 18%: даже в 1970-1980 гг. она составляла 14-16%, указывают "Ведомости".

Сокращение предпринимательской активности свидетельствует о плохом состоянии институтов, как и сокращение доходов от собственности, часть которых, видимо, переместилась за пределы страны, полагают эксперты.

И средний класс — обычно драйвер экономического роста и фундамент социальной стабильности — в России особенный: он растет намного медленнее экономики (1 п. п. в среднем за 2004-2011 гг.) и за счет госслужащих, силовиков и бюджетников при сокращении доли предпринимателей, руководителей и специалистов высшей квалификации из рыночного сектора.

Наевшись и одевшись, люди начинают тратить на отдых, досуг, связь, жилищные услуги, образование, здравоохранение. "Еще недавно я бы назвала эти отрасли новыми драйверами развития — секторами, где будет расти спрос и куда бизнесу выгодно инвестировать", — рассуждает Овчарова: теперь такой вариант под сомнением. Рост потребления почти обнулился из-за стагнации экономики, спрос смещается либо в теневой сектор (например, на социальные услуги), либо за пределы страны (в образовании, здравоохранении) из-за административных издержек бизнеса и низкого качества предложения.

Наличие потребительского ресурса могло бы простимулировать качественные институты, но все зависит от выбранной политики, считает Овчарова, варианта три. В сценарии роста диверсифицированное, многоформатное потребление трансформируется в ответственный выбор и в других сферах жизни: когда есть выбор, куда вкладывать, "это уже важный шаг вперед по отношению ко всем другим свободам". В сценарии стагнации накопленный домохозяйствами запас прочности может рассматриваться властями как подушка безопасности, а в сценарии мобилизации эти ресурсы будут у населения изъяты.


Опубликовано Финмаркет
 
.
Ключевые слова:    Россия,  население,  поведение,  опрос

 
Мнение посетителей сайта, оставляющих свои комментарии на новости и статьи, может не совпадать с мнением редакции ИА «Финмаркет», и за содержание комментариев ИА «Финмаркет» ответственности не несет. При этом агентство оставляет за собой право модерировать и удалять любые комментарии посетителей сайта.
Наблюдатель    23.09.2014
В Европе многие живут в квартирах и ездят на автомобилях, купленных в кредит... поэтому на еду остается всего 20% дохода :))) "Два автомобиля, две квартиры, сбережения от 0,5 млн руб. — вот портрет богатой семьи, думают россияне. Это говорит о скудости потребительского воображения, считает Красильникова" Для объективности, неплохо бы узнать, сколько автомобилей и квартир и какие сбережения должны быть у по-настоящему богатой семьи, по мнению г-жи Красильниковой.

ПОДПИСКА НА РАССЫЛКУ АНАЛИТИКИ ФИНМАРКЕТ:

E-mail:     Код:    

.
.