.
.
СЕГОДНЯ:
 
 
.
.
.
Главное
Главная   /   Главное   /   Счетная палата проверила Минздрав: диагноз не утешительный
.
31 июля 2014 года 15:54

Счетная палата проверила Минздрав: диагноз не утешительный

 1  
Владимир Смирнов/ Фото ИТАР-ТАСС
Владимир Смирнов/ Фото ИТАР-ТАСС
31 июля. FINMARKET.RU - Минздрав не выполнил полномочия по утверждению стандартов медпомощи, программы госгарантий бесплатного оказания медпомощи в 2013-2014 годах, средние подушевые нормативы сформированы с нарушением законодательства, в результате чего большинство субъектов РФ утвердили программы госгарантий с дефицитом консолидированного бюджета на сумму 63,3 млрд рублей в 2013 году и 102 млрд рублей в 2014 году, сообщается в пресс-релизе Счетной палаты (СП) РФ.

Контрольное ведомство по результатам проведенных им ранее девяти проверок провело анализ ситуации в 83 регионах РФ, Минздраве и Федеральном фонде обязательного медицинского страхования (ОМС).

Согласно информации СП РФ, утверждены стандарты оказания медпомощи только 33,4% всех заболеваний, а для стационарных условий лечения - всего 17,2%.

Поэтому в нарушение законов "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" и "Об обязательном медицинском страховании" федеральная программа госгарантий бесплатного оказания медицинской помощи (ПГГ) сформирована без учета стандартов медпомощи и их стоимости.

С 2013 года оплата медпомощи должна осуществляться на основании полного тарифа, включающего все затраты - зарплату, коммунальные расходы, транспортные услуги, закупку медикаментов, расходных материалов. Но Минздрав нарушил сроки и утвердил методику расчета стоимости тарифа только в конце ноября 2013 года, уже после принятия правительством федеральной ПГГ на 2013 и 2014 годы.

"Министерство не произвело расчет стоимости полного тарифа, как следствие, регионы бессистемно устанавливают у себя стоимость лечения", - констатировал аудитор Александр Филиппенко, выступавший на коллегии СП РФ с докладом о результатах анализа.

В обязанности Минздрава входит мониторинг территориальных ПГГ, однако они сформированы с нарушениями законодательства.

Так, в 2013 году в программах 20 регионов, в 2014 году - 5 регионов отсутствует перечень льготных лекарственных препаратов, отпускаемых по рецептам бесплатно или с 50% скидкой. Этого не было сделано в Московской, Свердловской, Томской областях, Татарстане и Санкт-Петербурге.

Минздравом на 2013 и 2014 годы средние подушевые нормативы сформированы с нарушениями законодательства. В норматив за счет регионов включены расходы на скорую медпомощь, отнесенную к базовой программе ОМС, а норматив за счет ОМС не учитывает расходов на содержание деятельности медорганизаций.

В результате в 2013 году 60 регионов, в 2014 году - 59 регионов утвердили свои программы с дефицитом консолидированного бюджета (63,3 млрд рублей - в 2013 г., 102 млрд рублей - в 2014 г.).

В частности, в Приморском крае дефицит в 2013-2014 годах составил около 5 млрд рублей, в Томской области - 1,4 млрд рублей в 2013 году и 2,4 млрд рублей в 2014 году.

СП РФ выявлены факты утверждения территориальных программ с заниженными нормативами объема медпомощи и финансовых затрат, что привело к так называемому "скрытому" дефициту ПГГ. В Московской области дефицит составил в 2013 году 4,1 млрд рублей, в 2014 году - 0,4 млрд рублей.

Дефицит средств ОМС выявлен по 40 программам в 2013 году на сумму 26,1 млрд рублей, в 2014 году - по 59 программам на 55,3 млрд рублей.

Ряд регионов при расчете нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи не произвели их корректировку на коэффициент дифференциации, то есть утвердили их на уровне ниже необходимых значений.

Проблемы с расчетом стоимости медуслуг привели к значительным ее различиям по регионам. Например, по итогам 2013 года стоимость вызова скорой медпомощи в Тамбовской области составила 1 тыс. рублей, в Северной Осетии - 3,5 тыс. рублей.

С 2014 года 459 видов высокотехнологичной медицинской помощи перешли в ОМС. Но, в отличие от федеральных учреждений, где ее стоимость утверждена приказом, регионы формировали тарифы самостоятельно при отсутствии федерального регулирования.

В итоге стентирование коронарных артерий в Липецкой области (45,1 тыс. рублей) в 3 раза дешевле, чем в соседней Тамбовской (159,4 тыс. рублей), а химиотерапия в Красноярском крае (83,1 тыс. рублей) в 2,8 раза дороже, чем в Алтайском (28,9 тыс. рублей). Посещение врача онколога в Костроме оплачивается из расчета 750 рублей, а в Челябинске - 250 рублей.

Стоимость лечения одного больного с бронхиальной астмой, на которую стандарты медицинской помощи не утверждены, в Приморском крае в 2 раза ниже, чем в Кемеровской области (16,9 тыс. рублей и 30,3 тыс. рублей соответственно), аппендицита - на 22,4% (21,5 тыс. рублей и 26,3 тыс. рублей).

На оплату медпомощи в рамках территориальных ПГГ в 2013 году было израсходовано 1,6 трлн рублей, или 96,3% от утвержденного объема. Получив больше средств ОМС по сравнению с 2012 годом, регионы на 18% сократили собственные средства - с 581 млрд рублей до 478 млрд рублей. В 2014 году сокращение продолжилось в 39 регионах.

Выполненные в 2013 году объемы медпомощи в сравнении с нормативами и данными 2012 года говорят о снижении ее доступности и качества, сделал вывод А.Филиппенко.

По итогам 2013 года сокращено 76 поликлинических учреждений и 302 больницы, в государственных больницах стало меньше на 35 тыс. коек, в селах - на 14 тыс. коек.

Наибольшее сокращение коек произошло в Волгоградской области (9,1%), Татарстане (7,2%), Свердловской области (4,8%), Приморском крае (4,1%) и Москве (3,7%). При этом во всех указанных регионах, кроме Москвы, объемы оказанной стационарной помощи в 2013 году значительно превышают нормативные значения.

В то же время объем платной медпомощи увеличился на 14 млрд рублей, на 12% больше больных, пролечено в стационарах платно. Наибольший рост платных услуг отмечен в Москве, Санкт-Петербурге, Татарстане. "Это те же государственные лечебно-профилактические учреждения, те же койки, но приоритет отдается платным пациентам, ограничивая доступность помощи в рамках ОМС", - отметил А.Филиппенко.

Особую озабоченность, по его словам, вызывает сокращение на 7,2 тыс. врачей, работающих в государственных медорганизациях. В первую очередь сокращение коснулось врачей клинических специальностей - на 5,1 тыс. человек, на 3,6 тыс. человек сократилось число средних медработников.

В Волгоградской области из государственного здравоохранения ушло 1,3 тыс. врачей, в Ставропольском крае и Татарстане - по 600 врачей, в Приморском крае - более 700 врачей. На 3,6 тыс. человек сократилось число средних медработников государственных лечебно-профилактических учреждений. Например, из государственных медорганизаций Татарстана ушло около 1,2 тыс. среднего персонала.

При этом оплата труда за час работы медиков в 2013 году практически не выросла, а в первом квартале 2014 года по сравнению с первым кварталом 2013 года зарплата врачей федеральных медорганизаций в 21 регионе снизилась на 2-17% вследствие снижения в 2014 году их финансирования.

Разброс уровня зарплаты по сопоставимым регионам достигает 40%. Например, в Мордовии средняя зарплата врачей - 24,8 тыс. рублей, в Ярославской области - 29,5 тыс. рублей, в Калужской области - 42,3 тыс. рублей.

В РФ функционирует 61 страховая медорганизация (СМО), одной из основных функций которых является контроль предоставления медпомощи с помощью установленных стандартов медпомощи.

Аудит выявил, что СМО в 2013 году наложили на медорганизации штрафов на сумму более 18 млрд рублей и в связи с удержанием и отказами в оплате медпомощи медорганизации не получили от СМО более 19 млрд рублей.

Основной причиной отказов было несоблюдение стандартов при том, что стационарные стандарты есть только на 17% заболеваний, а порядок выявления дефектов и нарушений Федеральным фондом ОМС не установлен.

Резюмируя, Счетная палата отмечает отсутствие должного контроля со стороны Минздрава и Федерального фонда ОМС за реализацией программ, несовершенство нормативной правовой базы и считает необходимым внести изменения в федеральную и территориальные ПГГ, в короткие сроки утвердить стандарты, рассчитать их стоимость и сформировать на их основе финансовое обеспечение ПГГ. Кроме того, необходимо обеспечить в соответствии с указом президента РФ запланированный рост зарплаты медработников, провести анализ обоснованности оптимизации сети лечебных учреждений, оценить деятельность СМО и обоснованность штрафных санкций, отказов в оплате и разработать единые критерии деятельности экспертов.

По итогам рассмотрения коллегия СП РФ приняла решение направить представления министру здравоохранения, председателю Федерального фонда ОМС и руководителям проверенных регионов, материалы мероприятия - в Генеральную прокуратуру, доклад о результатах - президенту РФ.


Опубликовано Финмаркет
 
.


Материалы по теме

 
Мнение посетителей сайта, оставляющих свои комментарии на новости и статьи, может не совпадать с мнением редакции ИА «Финмаркет», и за содержание комментариев ИА «Финмаркет» ответственности не несет. При этом агентство оставляет за собой право модерировать и удалять любые комментарии посетителей сайта.
не иван    31.07.2014
Впрочем как всегда на этой территории.

ПОДПИСКА НА РАССЫЛКУ АНАЛИТИКИ ФИНМАРКЕТ:

E-mail:     Код:    

.
.