.
.
СЕГОДНЯ:
 
 
.
.
.
Главное
Главная   /   Главное   /   Бюджет-2014: милитаризм в закрытой части
.

20 сентября 2013 года 12:42

Бюджет-2014: милитаризм в закрытой части

 1  
РИА Новости, В. Киселев
РИА Новости, В. Киселев
Бенефициарами бюджетного секвестра станут оборонный сектор, крупные инфраструктурные проекты и госаппарат, сэкономят чиновники на образовании и социалке. Эксперты в таком изменении структуры бюджетных расходов шансов на ускорение экономического роста не видят
Москва. 20 сентября. FINMARKET.RU - Реальными выгодополучателями сокращения бюджетных расходов станут армия, крупные инфраструктурные проекты и чиновники, следует из материалов Минфина о проекте бюджета на 2014 год, с которыми удалось ознакомится "Финмаркету".

В материалах Минфина показано реальное распределение всех денег, в том числе с учетом так называемых "закрытых" статей бюджетных расходов (без расшифровки по подразделам и конкретным статьям). Это не секретная информация, но обычно ознакомится с ней можно только после официального внесения проекта бюджета в Госдуму и "спрятана" она в нескольких пояснительных записках.

Помогли оборонке

  • Реальные оборонные расходы в 2014 году вырастут на 391 млрд руб. или на 18,6% по сравнению с нынешним годом – до 2489,4 млрд руб. В 2015 году оборонщики получат еще прибавку почти в 540 млрд руб.; в 2016 году - еще 350 млрд руб.
  • За три года доля оборонных расходов в федеральном бюджете вырастет с 15,7% в 2013 до 20,6% - в 2016 году. Вместо 3,1% они будут составлять 3,9% ВВП.
  • Расходы на национальную безопасность расти не будут. Даже в абсолютном измерении на 2014 год они запланированы в размере всего на 5 млрд руб. большем, чем в нынешнем году. В 2015 году они вырастут еще на 40 млрд руб. и дальше стабилизируются на этом уровне. В итоге их доля в бюджетных расходах снизится с 15,3% до 12,8% в 2016 году, а в ВВП – с 3% до 2,4%.
  • Но не смотря на это в сумме с оборонными расходами силовикам достанется почти треть федерального бюджета.
  • © Минфин

    Не забыли про мега-стройки и госаппарат

  • Вторую по размеру прибавку в следующем году получит "Национальная экономика" - 391 млрд руб., на 14,4% больше, чем было выделено в 2013 году. И это без учета тех 150 млрд рублей из Фонда национального благосостояния (450 млрд руб. на три года), на которые обещано купить инфраструктурные облигации.
  • В дальнейшем расходы по этой статье предполагается снижать, сначала в относительном, а в 2016 году и в абсолютном измерении. Очевидно, ожидается, что к этому времени экономический рост смогут обеспечивать не только госинвестиции.
  • Третья в абсолютных цифрах прибавка достанется "Общегосударственным вопросам". Расходы по этой статье увеличатся в 2014 году на 109 млрд руб. или 11,9% в сравнении с текущим годом.
  • Самую большую прибавку в 2014 году получит "физкультура и спорт". Расходы по этой статье в следующем году в преддверии чемпионата мира по футболу 2018 года будут более чем на четверть больше, чем в этом году, но в целом составят всего 79 млрд руб.
  • © Минфин

    Сэкономили на образовании

  • Сэкономить в следующем году Минфин хочет на образовании. Расходы по этой статье предлагается уменьшить на 88 млрд руб. или 13%. В дальнейшем их предлагается понемногу увеличивать, но их доля в общих бюджетных расходах и в ВВП будет только снижаться: с 5,4% до 3,9% от бюджета и с 1% до 0,7% ВВП.
  • Второй по масштабам секвестр ожидает статью "Социальная политика" куда зашиты, в частности, трансферты Пенсионному фонду. Эта статья может быть урезана на 82 млрд руб. или на 2% по сравнению с этим годом. В 2015-2016 году Минфин готов несколько увеличивать расходы по этой статье, но относительно всех расходов бюджета и ВВП она тоже будет сжиматься.
  • 9% своих нынешних средств или 44 млрд руб. может потерять здравоохранение. Еще один секвестр ждет отрасль в 2015 году. В итоге к 2016 году доля расходов на здравоохранение в бюджете снизится с нынешних 3,8% до 2,6%, в ВВП – с 0,8% до 0,5%.
  • Большие потери ждут сектор ЖКХ: затраты федерального бюджета по этой статье предлагается срезать сразу почти на четверть или на 37 млрд руб. К 2016 году расходы на ЖКХ сократятся еще вдвое.
  • Открытый и закрытый бюджет

  • В официально публикуемом в открытом доступе законе "О федеральном бюджете" разбивка расходов по ведомствам и целевым статьям производится не в полном объеме. В 2013 году эта разница составляет 1,9 трлн руб, собственно, это и есть закрытая часть бюджета. Распределение этих расходов по ведомствам и целевым назначениям производится в секретных и совершенно секретных приложениях.
  • На самом деле расходы по статье "Национальная оборона" составляют в 2013 году не 1,0 трлн руб., как обозначено в законе о бюджете на 2013-2015 годы, а 2098,4 млрд руб. На национальную безопасность и правоохранительную деятельность федеральным бюджетом выделено не 1,5 трлн руб., а 2048,2 млрд руб.
  • Средства из закрытой части бюджета есть практически во всех статьях бюджетных расходов, включая ЖКХ, здравоохранение, образование и СМИ. Значимую долю, кроме обороны и нацбезопасности, секретные траты составляют в статье "Общегосударственные расходы": по ней в этом году будет израсходовано 920 млрд, а не 834 млрд руб., как указано в открытой части закона о федеральном бюджете.
  • Василий Зацепин, Институт экономической политики имени Е.Т.Гайдара

    "Реальные расходы по статьям "Национальная оборона" и "Национальная безопасность" всегда были известны из пояснительной записки и сопроводительных документов к проекту бюджета на очередной год. Они размещаются на сайте Госдумы и доступны даже американским шпионам.

    Но, безусловно, это "закрытые" данные. И все чиновники, которые участвуют в сокрытии этой информации от населения страны, получают надбавки к зарплате за секретность.

    Сегодня на заседании правительства его глава Дмитрий Медведев сказал, что "несмотря на все сложности, бюджет в целом имеет социальную направленность" (расходы на здравоохранение, образование, социальную политику, культуру и спорт в сумме составят в 2014 году 36% бюджетных расходов; в 2013 году на них приходилось 39% - "Финмаркет").

    Это неправда. Я считаю, что наш бюджет имеет военно-полицейскую направленность. Столь значительные оборонные расходы крайне неэффективны. Прошлогодний оборонный заказ не выполнен на 20%, а деньги все ушли. Но и 80% - это то, что мы получаем от нашей промышленности в основном в виде "металлолома". Пока большинство граждан считает, что он нам до зарезу нужен, все спокойно.

    Прироста ВВП оборонные расходы не дают. Сначала прирастает ВВП, а потом оборонная промышленность получает деньги из бюджета и еле переваривает этот ВВП. Она очень мучается из-за того, что им запретили переваривать эти средства за счет повышения цен на свою продукцию.

    Аппетиты нашего оборонно-промышленного комплекса сверху руководством страны не ограничены. Мне кажется, что президент и премьер осознают: что-то идет не так. Но находятся в плену своих обещаний. Признавать ошибкой одномоментное увеличение оборонных расходов в пять раз никто не хочет".

    Наталья Акиндинова, директор Центра развития ВШЭ

    "Даже в условиях секвестра и призывов к всеобщей экономии сделали так, что абсолютные сокращения затронули в основном человеческий капитал. Даже с учетом переноса части расходов в здравоохранении на внебюджетные фонды, общие расходы консолидированного бюджета по этой статье сокращаются.

    Хорошее здравоохранение столько стоить не может, доля расходов на него должна быть более 5% ВВП. А у нас в консолидированном бюджете 3,5% и есть тенденция к сокращению. Доля обороны растет. И даже некоторое сокращение этого роста – это не отказ от затрат, а перенос их на более поздние сроки. Оборонщики не уступают ни копейки.

    Расходы на оборону у нас увеличиваются не первый год. А экономический рост почти прекратился. При нынешней неэффективности это не источник экономического роста.

    От бюджетных инвестиций по статье "Национальная экономика" эффекты для экономического роста могут быть, но краткосрочные и вряд ли большие. У нас общие расходы государства увеличиваются всего на 4%.

    Поэтому 3% роста ВВП в ближайшие годы у нас не будет – 1,5-2%, не больше. Даже заморозка тарифов больше повлияет на инфляцию, а не на экономический рост.

    Воспользоваться дивидендами от бюджетной консолидации можно будет только если удастся улучшить управление бюджетными расходами, отказаться от избыточных функций государства".

    Елена Пенухина, Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП)

    "Все разговоры о 5-процентном сокращении расходов, о жесткости бюджета - это только часть картинки. В 2015 году у нас даже в реальном выражении получается рост бюджетных расходов (с 19,1% в 2014 году до 19,3% ВВП; в 2016 году снижение до 18,9% ВВП; в 2013 – 19,8% ВВП – "Финмаркет").

    По сути, произошел бюджетный маневр: часть расходов сократили, чтобы перебросить высвободившиеся средства на приоритетные направления. Прежде всего, на выполнение социальных указов президента мая прошлого года.

    Сокращение федеральных расходов на здравоохранение, образование, социальную политику связан с переходом на эффективный контракт (когда зарплата в бюджетных секторах повышается по мере роста производительности труда – "Финмаркет"), с переносом части расходов на регионы (большая часть социалки у нас на плечах регионов лежит), с переходом в здравоохранении на страховые принципы с переносом части расходов на фонды медицинского страхования. Фактически это тоже своего рода бюджетный маневр.

    Приоритетность социальных расходов радует. Но есть и побочные эффекты. Потребительский спрос больше не является драйвером экономического роста. Нам нужны инвестиционные расходы. А они по проекту бюджета в 2016 году даже в номинальном выражении сокращаются. Намерение средства ФНБ вложить в инфраструктурные проекты – это попытка замены бюджетных средств другими источниками. Но в бюджетной стратегии Минфин записал, что дальнейшее вложение средств ФНБ в инфраструктурные облигации считает нецелесообразным.

    Понятно, что мы больше не можем тратить столько, как до кризиса. Но мы должны что-то дать взамен. Например, средства ФНБ, пенсионные накопления. Но это должны быть эффективные, доходные проекты. Тогда это могло бы стимулировать экономику даже при такой системе бюджетных расходов, к которой мы перешли. Как начнется экономический рост, если его не поддерживать?

    Для частных инвестиций тоже нужен сигнал: кардинальное изменение налоговых условий, нормальные институциональные реформы, либо хотя бы приманка в виде госденег в проектах государственно-частного партнерства. Очень важно намерение выделить дополнительно 100 млрд руб. на поддержку малого бизнеса.

    Переноса бюджетных приоритетов в пользу оборонных расходов нет. Наоборот, сроки исполнения госпрограммы вооружений растянули. Поэтому по сравнению с тем, что было запланировано на оборонные расходы ранее, сейчас стоит значительно меньше".



    Опубликовано Финмаркет
     


    Материалы по теме

     
    Мнение посетителей сайта, оставляющих свои комментарии на новости и статьи, может не совпадать с мнением редакции ИА «Финмаркет», и за содержание комментариев ИА «Финмаркет» ответственности не несет. При этом агентство оставляет за собой право модерировать и удалять любые комментарии посетителей сайта.
    А.Сусаров    20.09.2013
    Дополнительно, как и предполагалось ранее, государство предоставит в 2014 году оборонным предприятиям госгарантии по взятым ими на рынке кредитам на сумму в 553 млрд руб. (в 2015 – на 400 млрд руб. и на этом программу предполагается свернуть).

    ПОДПИСКА НА РАССЫЛКУ АНАЛИТИКИ ФИНМАРКЕТ:

    E-mail:     Код:    

    .
    .