.
.
СЕГОДНЯ:
 
 
.
.
.
Главное
Главная   /   Главное   /   Исследование: Кремль поощряет плохих, но лояльных губернаторов рублем
.

НОВОСТИ В СЕТИ
.

15 августа 2013 года 12:55

Исследование: Кремль поощряет плохих, но лояльных губернаторов рублем

 0  
РИА Новости, Дмитрий Астахов
РИА Новости, Дмитрий Астахов
Ученые из Высшей школы экономики нашли формулу максимизации федеральных субсидий для любого губернатора: нужно помогать "Единой России" изо всех сил и изо всех сил сдерживать экономический рост собственного региона
Москва. 15 августа. FINMARKET.RU - Результаты "Единой России" на выборах, темпы экономического роста региона и объем федеральных субсидий коррелируют между собой, доказали Израэл Маркес, Евгения Назруллаева и Андрей Яковлев из Высшей школы экономики.

  • Исследователи изучили факторы, которыми руководствовались при распределении средств между регионами в правительстве с 2000 по 2008 годы и выяснили: если региональная власть хорошо работает, обеспечивая высокий экономический рост, денег из центра ей не видать. Зато поддержка "Единой России" - верное средство получить лишний федеральный рубль.
  • Для доказательства своей гипотезы исследователи собрали данные о трансфертах и поведением избирателей с 2001 по 2008 годы в 78 регионах страны (за исключением Чечни и Ингушетии, Ненецкого, Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономного округа).
  • Трансферты учитывались в расчете на душу населения в тысячах рублей.
  • Сведения предоставлены Федеральным Казначейством, Центром налоговой политики и базой данных МГУ "УИС Россия".
  • Использовались также данные Минфина по индексу бюджетных расходов, стоимости жизни и налоговому потенциалу региона. Учитывалось экономическое развитие субъекта: ВРП на душу населения, доля пенсионеров и детей, уровень урбанизации и число бюджетников.



Быть успешным - невыгодно

Анализ влияния распределения голосов на выборах и экономического роста на размер трансферта по сравнению с предыдущим годом показывает:

  • Экономический рост отрицательно сказывается на общем изменении трансфертов: переводы богатым регионам растут медленнее, чем бедным.
  • Чем ниже бюджетный дисбаланс и выше налоговый потенциал региона, тем меньше региону добавляют денег.
  • Однопроцентное увеличение отрыва "Единой России" от ближайшего соперника - обычно, КПРФ - дает существенный рост транфертов, если темпы роста экономики в регионе ниже 4%.


  • Для тех регионов, где темпы роста выше 4%, изменения незначительны.
  • В регионы, где рост медленный, но партия власти получает много голосов, трансферты больше. По мере роста экономики эта тенденция сглаживается.
  • По мере роста доли голосов за "Единой России" выше определенного порога, размер федеральных субсидий начинает сокращаться.


  • Регионы, которые обеспечивают полную поддержку партии власти на выборах, могут рассчитывать на большие переводы, только когда ситуация в их экономике тревожная, им выгодно не давать ей слишком быстро расти.
  • Худшие 30% регионов по темпам экономического роста получили солидные трансферты, потому что обеспечили значительную поддержку "Единой России".
  • Если прогнозируется снижение поддержки партии, то уровень трансфертов снизится.
  • Когда экономика развивается быстро, то деньги уходят в "колеблющиеся" регионы.

Вниз по течению

Принято считать, что трансфертами из федерального бюджета в региональные партии власти вербуют свой электорат. Ученые из ВШЭ утверждают, что если лишних денег нет, то можно обойтись и без них.

Они выдвинули такую теорию. В стране замедляется экономический рост. Кому направлять дополнительные трансферты?

  • Тому, кто верен партии, отвечают экономисты. Если не давать им денег на привычный образ жизни, они перейдут на сторону оппозиции. Так "верные" избиратели останутся таковыми, и в будущем их не придется снова покупать за гораздо большие деньги. Если же экономический рост высокий, то деньги нужно выделять "колеблющимся", верные провинции никуда не убегут.
  • Система передачи денег из Москвы в субъекты работает по двум потокам: через Федеральный фонд поддержки регионов, который должен выравнивать регионы, и через субсидии, дотации и субвенции, которые по факту расходуются по прихоти федерального центра.
  • Если в начале 90-х годов трансферты были нужны, чтобы "успокоить" сильные регионы, то с приходом к власти Владимира Путина и установлением фактической однопартийности рычаги давления на центр у регионов исчезли.
  • После появления в 2001 году партии "Единая Россия", власти активно использовали трансферты в политических целях.
  • Так и появилась эта зависимость: элиты понимают, что выживут лишь при обеспечении хороших результатов "Единой России". Технология распределения трансфертов основана на договоренностях, позволяющих Кремлю и региональным элитам объединиться на стороне правящей партии.
  • Центру выгодно сотрудничать с элитами - она знает местных условия и умеет поддерживать стабильность. Элите тоже выгодно сотрудничать с центром: он обеспечивает безопасность их прав собственности и монополию на власть в регионе.
  • Региональные элиты самостоятельны до тех пор, пока обеспечивают партии власти хорошие результаты на выборах и поддерживают приоритеты Кремля.

Павел Кудюкин, доцент кафедры теории и практики госуправления НИУ "Высшая школа экономики"

"Если регион успешно развивается, то ему объективно должны уменьшатся трансферы из бюджета. Что касается регионов с меньшими темпами экономического роста, то налицо каноническое использование административного ресурса. В значительной мере высокие результаты "Единой России" обеспечиваются даже если не прямыми фальсификациями, хотя ими тоже, то созданием преимуществ для кандидатов партии при ведении избирательной агитации. При этом сплошь и рядом используется должностное положение кандидатов. Используется любой формальный информационный повод для освещения деятельности кандидата, который находится у власти при этом.

За общественные деньги, а не деньги правящие партии, поддерживается только ее господствующее положении. Главный негласный работающий критерий по выделению субсидий регионам - это обеспечение высокой электоральной поддержки. И развитие региона для распределения субсидий имеет гораздо меньшее значение, чем максимальный процент "Единой России".

Но экономика развивается не только благодаря бюджетным трансферам. Вряд ли очень быстро эта ситуация приведет к коллапсу, но это очень сильно тормозит развитие страны".

Андрей Пиотковский, политолог, академик Международной академии информационных процессов и технологий

"Снижение трансферов богатым регионам - это очень редкая новость. Если субъект хорошо развивается, он не нуждается в трансферах. В этом и смысл распределения денег федеральным центром. Некоторые регионы по объективным причинам в отстающих: у одного есть нефть, у другого - крупные предприятия, а я третьих - ничего.

Но, к сожалению, все это подкрепляется более общими тенденциями. Успешных регионов очень мало - Москва, Тюмень. Значительная часть налоговых средств отбирается центром. Для остальных регионов, более слабых, работают не экономические рычаги, а политические. Дмитрий Медведев на совещании с руководителями регионов перед выборами откровенно заявил губернаторам, что они должны иметь в виду: от результатов выборов зависит и отношение центра. Это уже просто политический шантаж. В такой ситуации гораздо проще заниматься рейтингами партии, а не развитием экономики".


Опубликовано Финмаркет
      Опубликовать в своем блоге livejournal.com   


Материалы по теме

 
Мнение посетителей сайта, оставляющих свои комментарии на новости и статьи, может не совпадать с мнением редакции ИА «Финмаркет», и за содержание комментариев ИА «Финмаркет» ответственности не несет. При этом агентство оставляет за собой право модерировать и удалять любые комментарии посетителей сайта.

НОВОСТИ В СЕТИ
.

.
.