.
.
СЕГОДНЯ:
 
 
.
.
.
Главное
Главная   /   Главное   /   Моногорода лишат помощи за успешное развитие
.

21 февраля 2013 года 07:38

Моногорода лишат помощи за успешное развитие

 0  
Фото ИТАР-ТАСС
Фото ИТАР-ТАСС
Минрегион готов финансировать моногорода, пока те не найдут иностранных инвесторов, готовых вложиться в модернизацию их промышленности. Экономисты считают, что это дестимулирует местные власти - они будут заинтересованы сохранить бюджетную синицу в руках, нежели отказываться от не ради проектов с неизвестным результатом
Москва. 21 февраля. FINMARKET.RU - Минрегион разработал новый план спасения моногородов. По нему, города с одним доминирующим предприятием, будут получать госпомощь, но при этом открывать промышленные площадки для привлечения иностранных инвесторов.

Чтобы моногорода не пришлось содержать на балансе бюджета вечно, город, нашедший инвесторов, скорее всего, потеряет свой статус монопрофильного, а значит - лишится и поддержки.

Эксперты опасаются, что местные власти вряд ли захотят пожертвовать бюджетной помощью ради нового производства, успех которой не однозначен.

Кризис моногородов

  • По оценкам Минрегиона, в 55 субъектах РФ расположено 335 моногородов, до 2008 года они производили 24% ВВП страны. По оценкам экспертов, их гораздо больше - 467 монопрофильных городов и 332 монопрофильных поселка городского типа, расположенных практически во всех субъектах Российской Федерации, за исключением семи (Ненецкий АО, Ингушетия, Чечня, Ханты-Мансийский АО, Ямало-Ненецкий АО, Алтай, Тыва).
  • Численность населения, проживающего в монопрофильных городах, составляет порядка 35 млн человек.
  • Моногорода стали главной проблемой во время кризиса 2008-2009 годов. В город Пикалево пришлось ехать премьеру Владимиру Путину, чтобы публично заставить собственника градообразующего предприятия Олега Дерипаску дать денег рабочим.




  • В 2009 г. было решено разработать программу содействия развитию моногородов, а также принять комплексные планы для тех населенных пунктов, которые находятся в наиболее сложной ситуации. Замминистра промышленности и торговли Станислав Наумов обещал тогда, что к 2015 году в России не должно остаться ни одного моногорода.
  • Минрегион провел мониторинг ситуации в моногородах, разделив их на депрессивные и прогрессивные: первые предполагается расселить, а вторым оказать господдержку. Первый вице-премьер Игорь Шувалов также высказывался за расселение части городов, однако мера была признана чересчур дорогой.
  • На эти цели в 2010 г. было потрачено около 22,7 млрд руб., в 2011-2012 гг. расходы сократились до 1,5 млрд руб. Однако самих моногородов меньше не стало, в них лишь снизился накал проблем на рынке труда.
  • С 2013 года реализация программы поддержки моногородов будет прекращена. Теперь моногорода будут получать деньги в рамках программы "Региональная политика и федеративные отношения".





Моногорода заставят искать инвесторов

Минрегион компенсировал отсутствие отдельной программы до 2020 года принятием перечня мер, направленных на "обеспечение стабильного развития моногородов" до 2018 года. Проект документа ведомство опубликовало на своем сайте.

Министерство предлагает переключиться на привлечение инвестиций и создание новых предприятий в монопрофильных населенные пункты, раз старые спасти невозможно. При этом в брошенные города власти надеются привлечь иностранных инверторов. Однако ни образовательных программ для обеспечения инвесторами квалифицированными кадрами, ни социальной инфраструктурой не предусмотрено.

Как будут помогать моногородам ближайшие пять лет:

  • Будут выделяться субсидии региональным бюджетам на поддержку рынка труда моногородов, постоянный мониторинг состояния рынка.
  • Новый закон о модернизации ЖКХ, капитальном ремонте многоквартирных жилых домов, переселению граждан из аварийного жилищного фонда в моногородах нужно принять до января 2014 года.
  • Наиболее кризисным городам будут предоставляться бюджетные кредиты на создание инфраструктуры для новых инвесторов.
  • Минрегион рассчитывает, что Минфин выделит дополнительно 30 млрд.руб. на докапитализацию Инвестфонда для ежегодной поддержки инвестиционных проектов в моногородах (по 5 млрд руб в год).
  • Власти моногородов должны создать привлекательные условия для иностранных инвесторов на своих промышленных площадках. Такие площадки нужно продвигать и размещать в сети информацию о них (наличие инфраструктуры, свободных площадей, региональных и местных преференций) .
  • Кроме того, уже во втором квартале этого года будет сформирован новый перечень моногородов с наиболее сложной социально-экономической ситуацией и негативными прогнозами. Им и достанется помощь государства.
  • Сам список будет меняться ежегодно, а те города, которые под критерии не подходят - исключаться из списка и отлучаться от бюджетной поддержки.

Сейчас к города, по критериям Минрегиона, относят в категорию "моно" при строгом соблюдении следующих условий:

  • на градообразующем предприятии заняты 25% экономически активного населения,
  • оно приносит 50% объема промпроизводства и 20% от общего объема налогов и сборов .

Таким образом, помощь могут получить лишь города, которые находятся в наиболее сложной ситуации, а те, которые еще можно спасти, могут оказаться вне мер поддержки.

Однако в ближайшее время могут быть утверждены новые критерии определения моногородов.

Как правильно бороться с монопрофильностью

Все подобные усилия государства искусственно маскируют системную проблему, но не решают ее, пишет профессор кафедры "Государственное, муниципальное и корпоративное управление" Финансового университета Ирина Ильина.

  • Для того, чтобы выжить в новых экономических условиях, необходимы быстрые темпы модернизации моногородов, но недостаточные инвестиционные возможности не позволяют этого сделать.
  • Меры государственной поддержки формируют "искусственные" условия, ограничивая развитие конкурентной среды.
  • Прямое государственное финансирование предприятий не помогает, а дестимулирует целые города и является основной причиной низкой эффективности госинвестиций и сложностей с привлечением частных инвесторов.
  • Для того, чтобы инвестор пришел, нужна система профессиональной переподготовки кадров, которые сейчас не соответствуют требованиям инновационного развития.
  • Получить кредиты малым и средним предприятиям невозможно из-за высокого стоимостного порога в 2 млрд руб, сложностей в подготовке документации и большими сроками принятия решений о выдаче кредита.
  • Для моногородов нужна своя программа, считает Ильина. Больше полномочий нужно отдать гражданскому обществу и местному самоуправлению, развивать инфраструктуру, купить современные технологии на Западе, а развивать только те отрасли, которые у нас конкурентоспособны.
  • Для популяризации программы модернизации моногородов необходимо выпускать ТВ и радиопрограммы. Ввести курсы повышения квалификации и сети учебных курсов для инженерно-технических кадров, модернизировать ВУЗы, СУЗы и ПТУ.

Георгий Чижов, Института региональных проблем

"Сама ситуация, когда город является так называемым "моногородом", она нездоровая. Понятно, что так исторически сложилась, но адекватная помощь заключается именно в ликвидации зависимости от единственного предприятия.

Привлечение инвесторов - это один из вариантов выхода из тупика. Другое дело, необходимо законодательно регулировать, в какой момент город может утратить статус моногорода и соответствующие преференции. Это должно происходить не тогда, когда работа по диверсификации экономики и занятости населения только началась, а на том этапе, когда что-то действительно хорошее произошло.

Должна быть программа на пять лет, в течение которых моногород должен утратить этот статус, но при этом будет гарантия, что финансовая поддержка его резко не прекратится до конца программы. Городу должно быть выгодно лишатся своего статуса, а не наоборот. В противном случае город сам будет отказываться от инвестиций, чтобы все осталось как есть.

Расселять такие города при этом очень дорого, а без желания самого гражданина его никуда переселять нельзя.

В целом идея с промплощадками вполне здравая, но нужно довести ее до ума. Хотя вопрос с выделяемыми на инвестпроекты пятью миллиардами не однозначен. Главное, как будут распределяться эти деньги - на самые перспективные проекты или для тех, кому хуже всего. Для чиновников это неплохая сумма, особенно если нет механизма их распределения.

Виктор Минин, Центр регионального развития

"Когда-то у властей уже была идея закрыть старые моногорода и построить новые. Но если закроют Тольятти и построят новый город, "Лада" все равно не сможет конкурировать с БМВ.

Расселять города бессмысленно, потому что для них все равно придется открывать производства.

Есть два способа - оставить их в покое, и пусть они потихоньку что-то делают. Второй способ - возрождать и модернизировать производство. На АвтоВАЗе эту проблему частично удалось решить. Можно также создать новую технологию на базе старой.

В инвестировании в новые производства я сильно сомневаюсь. LG построило новый завод в Подмосковье на 3000 рабочих мест, но работают там мигранты, а не местные жители, потому что это дешевая рабочая сила. Инвестпроекты могут ничего не дать городу.

Все эти попытки лишь снижаю скорость умирания городов. Это не стратегия и не тактика, а продление их агонии, имитация для населения во избежание волнений".


Опубликовано Финмаркет
 

 
Мнение посетителей сайта, оставляющих свои комментарии на новости и статьи, может не совпадать с мнением редакции ИА «Финмаркет», и за содержание комментариев ИА «Финмаркет» ответственности не несет. При этом агентство оставляет за собой право модерировать и удалять любые комментарии посетителей сайта.

ПОДПИСКА НА РАССЫЛКУ АНАЛИТИКИ ФИНМАРКЕТ:

E-mail:     Код:    

.
.