.
.
СЕГОДНЯ:
 
 
.
.
.
Главное
Главная   /   Главное   /   "Роснефть", ЛУКОЙЛ и "Газпром" просят Медведева освободить их из налогового плена
.

21 декабря 2012 года 16:19

"Роснефть", ЛУКОЙЛ и "Газпром" просят Медведева освободить их из налогового плена

 2  
Фото ИТАР-ТАСС
Фото ИТАР-ТАСС
Закон о трансфертном ценообразовании, призванный навсегда запретить схемы минимизации налогов типа тех, за которые посадили Михаила Ходорковского, за год действия вызвал возмущение руководителей крупнейших нефтяных компаний. Группа нефтяников во главе с Игорем Сечиным пожаловалась премьеру на слишком пристальный контроль налоговых органов, запрет на "простейшие способы хозяйственной деятельности" и горы бумажной отчетности
Москва. 21 декабря. FINMARKET.RU - Крупнейшие российские компании не могут жить без трансфертных цен, которые в 90-ые и начале 2000-ых позволяли им уходить от миллиардных налогов. Иных строителей холдингов уже нет, а те - далече, цены внутри холдингов уже год находятся под контролем налоговиков, но крупный бизнес не теряет надежды вернуть старую практику.

Письмо премьеру Дмитрию Медведеву с критикой закона "О совершенствовании принципов определения цен для целей налогообложения" написали руководители трех мощнейших вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) во главе с президентом "Роснефти" Игорем Сечиным. Кроме него, в числе подписавшихся - глава "ЛУКОЙЛа" Вагит Алекперов и гендиректор "Газпром нефти" Александр Дюков. С содержанием документа ознакомился "Финмаркет".

  • ВИНК были лавными адресатами принятого в 2011 году и вступившего в силу с 1 января этого года закона о трансфертном ценообразовании. Закон был призван решить проблему сознательного занижения цен, применяемых между компаниями внутри больших холдингов. На этом были основаны многочисленные схемы налоговой оптимизации через создание единых центров прибыли как внутри страны, так и для вывода средств за рубеж.
  • Именно за использование этих схем оказались в тюрьме бывшие руководители "ЮКОСа" Михаил Ходорковский и Платон Лебедев.
  • Дмитрий Медведев, будучи президентом, в бюджетном послании 2009 года называл трансфертные цены одной из угроз стабильности бюджета.
  • Минфин готовил предложения на этот счет с 2007 года. Однако крупный бизнес противился новациям.
  • В итоге по настоянию РСПП закон о контроле над трансфертным ценообразованием был принят в пакете с другим законом - о консолидированном налогоплательщике. Он легализовал центры прибыли холдингов, где концентрируются все прибыли и убытки дочерних компаний, и налог на прибыль платиться по совокупному финансовому результату.
  • Под трансфертный контроль попали только крупнейшие холдинги с годовым оборотом регулируемых законом сделок свыше 3 трлн руб. Если налоговики обнаружат отклонение цен в сделках между взаимозависимыми компаниями от рыночных, холдингу грозят серьезные штрафы.

Но не прошло и года с момента вступления в силу закона, как крупнейшие ВИНК потребовали его коренного изменения.

Количество контролируемых операций исчисляется сотнями тысяч, а объем документов, которые нужно предоставить в налоговые органы, - миллионами листов, жалуются Сечин, Алекперов и Дюков. Плох не столько сам закон, сколько нормативные правовые акты налоговиков, принятые в его исполнение, которые "значительно расширяют действие его положений".

Но компании хотят экономить не только на бумаге. Большая нефтяная тройка просит:

  • Нефтяники жалуются, что ВИНК были вынуждены отказаться "от такого простого и понятного способа финансирования хозяйственной деятельности, как выдача беспроцентных займов" и стали "искусственно устанавливать проценты" в финансовых взаимоотношениях между собой. Кредиты даются на развитие компаний, а не ради перераспределения прибыли между государствами или регионами России, то есть не для налоговой оптимизации, отмечается в письме. А, значит, надо исключить из-под контроля займы, в том числе беспроцентные, и поручительства, выдаваемые материнскими компаниями своим дочерним.
  • Нужно вывести из-под контроля сделки, заключенные по итогам конкурсов, аукционов и тендеров. Они, особенно, электронные аукционы, дают не менее рыночные цены, чем биржевые торги, уверяют нефтяники. Исключение авторы письма предлагают сделать только для закрытых торгов. По закону, сделки, заключенные на бирже, считаются рыночными априори и налоговому контролю не подлежат;
  • Необходимо согласовать требования антимонопольного и налогового законодательства. В частности, цены на рынке нефтепродуктов, контролируемые ФАС, нужно автоматически признавать рыночными и не подлежащими проверке со стороны налоговиков. Пока разночтения не устранены, надо наложить мораторий на начисление штрафов со стороны налоговиков;
  • Следует упростить форму уведомления о контролируемых сделках. Этот документ требует заполнения массы данных из первичных документов, переработки программных продуктов, указания разного набора информации для множества "уникальных сделок", совершаемых ВИНК;
  • Надо уточнить механизм заключения соглашений с ФНС (по ним налоговики признают законность сделок или видов сделок еще до их совершения);
  • Во время выездных и камеральных проверок налоговики не должны проверять, соответствуют ли рыночным цены в неконтролируемых сделках, заключаемых ВИНК;
  • До исправления законодательства перенести сроки предоставления отчета по сделкам 2012 года на декабрь 2013 года (сейчас по закону это надо сделать до 20 мая).

Замглавы ФНС Даниил Егоров недавно признал, что из-за принятия закона на компании легла колоссальная административная нагрузка. Однако при этом он напомнил, что создание консолидированных групп позволило уже в 2012 году крупнейшим налогоплательщикам заплатить в казну меньше на 3 млрд руб. Это дало гигантам налоговые преимущества перед более мелкими компаниями, а также по сравнению с зарубежными конкурентами, пытающимися работать на территории России, уверен Егоров.

Эдуард Савуляк, директор московского офиса компании Tax Consulting U.K.

"Работы по учету процентов по займам от материнских компаний и обоснованию их размеров, действительно, очень много. А налоговых последствий, особенно по беспроцентным кредитам, - нет: нет доходов и нет расходов. Проценты по займам "внутри группы" засчитываются у одних компаний как доходы, у других - как расходы, а в рамках консолидированного налогоплательщика налоговый результат будет нулевым.

Тот факт, что цены в сделках, заключенных по итогам конкурсов, аукционов и тендеров, не были сразу отнесены к рыночным, доказывает, что во многом закон был сырой в принципе.

Случаев начисления налогов по сделкам, которые контролирует ФАС, мы реально не знаем. Но что проблема существует, допускаем вполне. Налоговая в этой теме (нефтепродуктов) разбирается куда хуже, чем ФАС, поэтому, заблуждаясь, может некорректно сравнивать разные сорта нефтепродуктов.

То, что форма уведомления о контролируемых сделках бестолково составлена - факт. И очевидно, что изменяться будет еще неоднократно.

Сделок с ФНС заключается очень мало. Механизм еще уточняется. Пока он известен и понятен лишь менее, чем 10-15 крупнейшим налогоплательщикам. А хотелось бы, чтобы сделок заключалось гораздо больше и всеми желающими.

Абсолютно поддерживаю временный отказ от наложения штрафов и перенос срока предоставления отчета за 2012 год. По-прежнему, очень много пробелов в данной теме. Даже налоговики неоднозначно в ней разбираются. Поэтому штрафовать за неисполнение (ошибки в исполнении) - еще очень рано".

Валентина Акимова, партнер юридической компании "Пепеляев Групп"

"Доля взаимных сделок займа в числе контролируемых сделок довольно велика. Поскольку с юридической точки зрения члены группы - самостоятельные организации, - требуются договорные механизмы перераспределения денег между ними, более сложные, нежели при распределении средств между структурными подразделениями одной организации.

Администрирование таких сделок, с одной стороны, не сложнее чем других сделок, но с другой стороны, во многом более проблематично по причине ограниченного числа методов, которые возможно применить для контроля величины процентов.

В первую очередь, это касается стороны, которая должна получить доход (при безвозмездном займе) или больший доход (при низком проценте). По сути, для контроля можно применять только метод сопоставимых рыночных цен. На практике применение этого метода ограничено в связи с отсутствием надлежащей информации в допустимых источниках.

Полагаем, что контроль таких сделок между российскими организациями не даст большого эффекта, но существенно осложнит жизнь налогоплательщиков. На наш взгляд, для недопущения налоговых злоупотреблений вполне достаточно действующего ныне стандартного порядка отнесения процентов по долговым обязательствам к расходам. И дополнительный контроль является чрезмерным.

Проблема согласования ценовой политики российских организаций различными ведомствами является довольно острой. С одной стороны, цели ведомств должны быть одними и теми же - обеспечить применения организациями рыночного уровня цен в тех или иных категориях сделок. И используемые ими контрольные механизмы вроде бы направлены на достижение именно этой цели.

Однако, на практике, интересы ведомств противоположны. Такого рода рассогласованность подходов имеет место также и между налоговым и таможенным законодательством и практикой. Поэтому такого рода поправки необходимы.

На сегодняшний момент практика применения нового налогового законодательства отсутствует. Но новый закон никак не мешает налоговому органу доначислить налогоплательщику налог по причине низкой цены даже в том случае, если антимонопольный орган признал эту цену рыночной для своих целей.

Упростить форму уведомления, безусловно, надо. Часто требуется указать информацию, которой у налогоплательщика просто нет, например, статистический код товара, являющегося предметом сделки. Ошибка при предоставлении информации по каждому из "лишних" пунктов чревата налоговым штрафом за предоставление недостоверной информации.

На сегодняшний день у нас есть информация о заключении только одного налогового соглашения по трансфертному ценообразованию. Обычно налогоплательщикам и налоговикам не удается договориться по вопросам о понимании сути сделок, применимого контрольного метода и источниках информации.

Требование ограничить право налоговых органов проверять во время выездных и камеральных проверок, соответствуют ли рыночным цены в неконтролируемых сделках, совершенно справедливо. В октябре уже появилось разъяснение Минфина, которое, по сути, позволяет налоговым органам проверять сделки с взаимозависимыми лицами, которые не подпадают под контроль ФНС. То есть, все остальные сделки с компаниями группы. А это колоссальное количество сделок. Отсутствие прямой нормы о запрете территориальным налоговым органам контролировать все остальные сделки позволяет при желании сделать контроль тотальным.

Вполне разумно предложение о переносе срока отчета за 2012 год. Похоже, что выполнить требования о подаче и приеме уведомлений к 20 мая 2013 года не готова ни одна из сторон процесса".

Степан Гузей, советник налоговой и таможенной практики юридической фирмы Lidings

"Неотнесение цен, полученных по итогам проведения конкурсов, аукционов и тендеров, к рыночным, априори было сделано сознательно. ФНС относилась к этим процедурам как к действиям, которые нацелены либо на завышение, либо на занижение цены в зависимости от того, что выгоднее налогоплательщику. Налоговые органы опасались, что здесь могут быть контролируемые сделки, нерыночные цены. Что нередко соответствует действительности.

Сейчас готовятся поправки, которые выведут из-под контроля над трансфертным ценообразованием сделки, заключаемые на торгах и тендерах по госзакупкам. Скорее всего, это будет сделано.

РСПП хотел бы, чтобы и сделки коммерческих тендеров, которые соответствуют законодательству, подлежат антимонопольной защите и могут быть оспорены, тоже входили в число неконтролируемых. Будет ли это реализовано, неизвестно".


Опубликовано Финмаркет
 

 
Мнение посетителей сайта, оставляющих свои комментарии на новости и статьи, может не совпадать с мнением редакции ИА «Финмаркет», и за содержание комментариев ИА «Финмаркет» ответственности не несет. При этом агентство оставляет за собой право модерировать и удалять любые комментарии посетителей сайта.
Гость    25.12.2012
Ну, тут без вариантов: всех, кто оказался "в числе подписавшихся" - отправить передать сидельцу махорочки-сухариков-сахарок, а заодно и спросить у него о житье-бытье. По возвращении предложить на выбор: либо отозвать письмо, либо работать по старой схеме, но цены в рознице опустить до уровня цен на ГСМ в США, лучше даже до соотношения минимальнных з/п к среднерозничным ценам на ГСМ. Как достали эти вечные жалобы наших магнатов на тяжкую долю...
"Avicii Last Dance"    24.12.2012
М. казался мямлей, а П. - мачо. На самом деле - П. вечно трусит, даже Зурабова снять испугался. А при М. скока военных, скока ментов с треском вышибли. Даже Л. сняли. Так что если, М. отобъет эту атаку новых олигархов, он набъет руку. А касаясь статьи - государство(-венные компании) экономит на отчислениях государству (самому себе). Где противоречие? Госудаственник - прибежище негодяев?

ПОДПИСКА НА РАССЫЛКУ АНАЛИТИКИ ФИНМАРКЕТ:

E-mail:     Код:    

.
.