.
.
СЕГОДНЯ:
 
 
.
.
.
Главное
Главная   /   Главное   /   Минфин предложил задержать пенсионеров на работе на 5 лет
.

20 декабря 2012 года 16:50

Минфин предложил задержать пенсионеров на работе на 5 лет

 9  
Фото ИТАР-ТАСС
Фото ИТАР-ТАСС
Дискуссия о новой пенсионной реформе не утихла даже после того, как ее основа была утверждена президентом. Минфин - ярый противник такой пенсионной схемы - предложил систему стимулирования "скрытого" повышения пенсионного возраста. Те, кто останется работать после достижения пенсионного возраста, будет 5 лет получать половину пенсии, чтобы потом увеличить ее в 1,7 раз
Москва. 20 декабря. FINMARKET.RU - Минфин вновь попытался "пробить" через правительство скрытое повышение пенсионного возраста. Размер выплат тем пенсионерам, которые согласятся проработать лишние пять лет после достижения пенсионного возраста, получая в это время около половины пенсии, будет потом увеличен в 1,7 раза. Остальным пенсии должны индексироваться медленнее, чем сейчас. Минфиновский вариант второго этапа пенсионной реформы содержится в проекте программы повышения эффективности управления общественными финансами, отправленном министром Антоном Силуановым премьеру Дмитрию Медведеву в начале декабря. "Финмаркет" уже писал об этой программе.

Если пенсионную систему не реформировать, то дефицит бюджета Пенсионного фонда будет нарастать, что приведет к разбалансированности всей бюджетной системы страны. Вновь может встать вопрос о повышении размеров страховых взносов, говорится в письме министра, с которым ознакомился "Финмаркет".

Все преобразования, предложенные Минтруда и одобренные правительством и президентом - повышение тарифа для самозанятых, реформирование института досрочных пенсий, а также предоставление права перенести 4 п.п. ставки страхового взноса из накопительной в распределительную систему - не приведут к балансировке бюджета ПФР, уверяет Силуанов.

В качестве дальнейших шагов Минфин предлагает:

  • уже на первой стадии реформирования поднять ожидаемый период выплаты пенсии (срок дожития) с 19 до 21,4 лет, а в дальнейшем - автоматически его корректировать с учетом увеличения продолжительности жизни населения (на срок дожития в месяцах делится вся страховая пенсия, которая назначена человеку, чем больше срок дожития - тем меньше ежемесячная пенсия);
  • создать действенные стимулы для продолжения работы граждан по достижении ими пенсионного возраста (60 лет у мужчин и 55 лет у женщин):

а) работающим пенсионерам будет учитываться страховой стаж, увеличивающий пенсионные права;

б) при этом ожидаемый период дожития у них будет сокращаться на количество отработанных лет (но не более чем на пять лет), что приведет к росту ежемесячной пенсии;

в) размер страховой части пенсии будет увеличиваться на 6% за каждый дополнительно отработанный год;

г) в формуле расчета размера трудовой пенсии должен присутствовать понижающий коэффициент в зависимости от того, насколько страховой стаж работника меньше максимального, требуемого для назначения полной пенсии (35 лет с возможностью увеличения этого стажа в будущем), и больше минимального (не менее 10 лет);

  • не выплачивать работающим пенсионерам (в том числе имеющим право на досрочную пенсию) фиксированный базовый размер трудовой пенсии;
  • ежегодно повышать на один год минимальный трудовой стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии по старости, доведя его с нынешних пяти до 15 лет "с возможным последующим его постепенным увеличением" (сейчас предполагается повышение до десяти лет стажа);
  • изменить механизм индексации пенсий, выбрав один из двух вариантов:

а) индексировать раз в год на среднеарифметическое между потребительской инфляцией и индексом роста среднемесячной заработной платы за прошедший год;

б) индексировать раз в год на уровень потребительской инфляции, и доиндексировать при благоприятном развитии экономической ситуации; при этом совокупный размер индексации не должен быть выше индекса роста доходов Пенсионного фонда в расчете на одного пенсионера;

  • индексацию расчетного пенсионного капитала проводить раз в год на размер инфляции в прошедшем году;
  • принять другой механизм установления размера фиксированного платежа с самозанятого населения (индивидуальных предпринимателей, нотариусов, адвокатов и др.). Размер этого платежа должен гарантировать этим категориям работников получение пенсии не ниже прожиточного минимума пенсионера. Сумма платежа должна индексироваться ежегодно на темп роста среднего размера начисленной заработной платы в стране;
  • сохранить накопительный компонент в системе обязательного пенсионного страхования. Сокращение присутствия пенсионных фондов на рынке ценных бумаг, особенно государственных заимствований, негативно скажется на суверенном рейтинге России, предупреждают в Минфине.

Но даже при реализации всех этих предложений можно рассчитывать лишь на сокращение дотационности бюджета ПФР и достижение его сбалансированности только в долгосрочной перспективе, признают в Минфине. Но в варианте, предложенном Минтруда, и такой вариант совершенно недостижим.

В Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов (НАПФ) предложения Минфина комментировать отказались до появления новой пенсионной формулы.





Владимир Назаров, завлабораторией бюджетного федерализма Института экономической политики имени Е.Т.Гайдара

"Часть этих предложений Минфина, видимо, рассчитана на новую пенсионную формулу, которая, как обещали, будет в большей степени учитывать продолжительность страхового стажа. А часть - на нынешнюю, где важен размер уплаченных взносов.

Сокращение ожидаемого периода дожития на количество отработанных после достижения пенсионного возраста лет тоже даст прибавку примерно на 6% за каждый год. Если к этому добавить такую же индексацию страховой части пенсии, то общий размер выплат после отработки дополнительных пяти лет увеличится примерно в 1,7 раза.

Мы тестировали нашу формулу, которая предполагает удвоение пенсии при отработке дополнительных пяти лет. И прогнозируем, что интерес к ней будет расти лавинообразно: вначале это заинтересует очень малое количество людей, они не будут этому доверять.

В первый год в районе 50 000 человек примут участие в такой программе. Но через десять лет эта программа сможет охватить всех работающих пенсионеров, которых будет 55% от достигших пенсионного возраста. Когда увидят первых счастливых обладателей этих повышенных вдвое пенсий, когда убедятся, что государство деньги реально выплачивает, что люди не умерли "по дороге", а живут долго и по выходу на повышенную пенсию, то это изменит массовое сознание. После этого начнется экспоненциальный рост вхождения в программу.

Нежелание работодателей иметь работников пенсионного возраста была острой проблемой в 90-е годы, когда у нас выходило на рынок многочисленное молодое поколение 70-80-х годов. А сейчас ситуация начинает резко ухудшаться, так как на рынок труда выходит очень малочисленное поколение 90-х, а многочисленное поколение уходит на пенсию. Понятно, что далеко не всегда его можно заменить мигрантами. Поэтому задержка на рынке труда "молодых" пенсионеров поможет смягчить дефицит рабочей силы.

Мы также предлагали стимулировать работодателей, чтобы они были заинтересованы в участии своих работников в такой программе: снизить ставку страховых взносов за тех, кто продолжает работать по достижении пенсионного возраста и отказывается от получения пенсии. Работодателей можно освободить от 6%-ного солидарного тарифа, который никак не влияет на формирование пенсионных прав работника".

Татьяна Омельчук, эксперт Центр стратегических разработок (ЦСР)

"Если давать большие стимулы для тех, кто будет работать после достижения пенсионного возраста, то чтобы не увеличился дефицит в пенсионной системе, у кого-то эти средства надо забрать. Причем стимулировать придется всех остающихся на рабочих местах, в том числе и тех 30%, которые делают это в нынешних условиях. Для этого как раз предлагается пенсионный капитал и сами пенсии в будущем индексировать более медленными темпами, чем сейчас предусматривает пенсионное законодательство: гарантированная индексация исключительно на размер инфляции.

При новом, предлагаемом Минфином, механизме индексации - на среднеарифметическое между инфляцией и индексом роста зарплаты за прошедший год - пенсии будут расти незначительно меньше, чем по действующему правилу. Полностью поддерживаю это предложение, это было и в "Стратегии-2020". Но, боюсь, оно не проходное, особенно через Думу. Это будет политическая история.

Еще проблематичнее будет добиться одобрения второго варианта - индексировать на уровень инфляции и доиндексировать по действующему правилу, но только "при благоприятном развитии экономической ситуации". Не понятно, что такое благоприятная ситуация. Видимо, речь идет о том, что доиндексация будет в том случае, если федеральный бюджет будет закрыт с профицитом. Пенсионная система будет дефицитна еще очень долго. Значит, для этого каждый раз будет приниматься политическое решение. И, скорее всего, тогда повышаться будут низы - самые низкие пенсии. Но если индексация будет не каждый год, то ее размеры будут меньше, чем сейчас, и даже меньше, чем в первом варианте.

Нам говорят, что неконституционно менять порядок индексации. Зато новую формулу ввести, которая урежет права всем и сразу, предъявив новые требования к стажу, - это конституционно".

Аркадий Соловьев, директор департамента актуарных расчетов Пенсионного фонда России (ПФР)

"Если у работающих пенсионеров заберут фиксированный базовый размер трудовой пенсии (а сейчас это половина общей пенсии), никакого смысла продолжать работать у них не будет. Скажем, он откажется от пенсии, потеряет в год 100 000 рублей. И сколько нужно лет, чтобы окупить эту потерю предстоящим повышением пенсии на 15-30% в год?

Прибавка в 6% есть и сейчас. Но за десять лет реформы всего шесть человек не назначили себе пенсию, скорее всего, за ненадобностью. Связано это с тем, что сейчас вообще нет стимула: чем дольше человек работает, тем меньше коэффициент замещения, меньше пенсионных прав за каждый новый год.

Даже наши предложения по повышению заинтересованности в работе после выхода на пенсию пригодны только для очень небольшого круга людей: тех, кто абсолютно уверен в своем здоровье.

А коэффициент в формуле расчета размера трудовой пенсии, определяющий соотношение фактически имеющегося страхового стажа и максимального, требуемого для назначения полной пенсии, еще не известно, как будет работать. Важно то, насколько надо убавить размер пенсии, если пенсионер не заработал стаж в 35 лет: в десять раз, а может на две копейки?

Для получения самозанятым населением пенсий на уровне не ниже прожиточного минимума пенсионеров размер их платежа должен быть в 4,5 раза больше, чем сейчас (22% с годового МРОТ или 14 400 руб. в год в ПФР; уже принят закон, по которому с 2013 года взнос будет платиться с двух годовых МРОТ, с 2014 - с 2,5, с 2015 - с 3 годовых МРОТ - "Финмаркет"). Получается, Минфин фактически согласился с нашими первоначальными предложениями".


Опубликовано Финмаркет
 


Материалы по теме

 
Мнение посетителей сайта, оставляющих свои комментарии на новости и статьи, может не совпадать с мнением редакции ИА «Финмаркет», и за содержание комментариев ИА «Финмаркет» ответственности не несет. При этом агентство оставляет за собой право модерировать и удалять любые комментарии посетителей сайта.
Сергей    25.12.2012
"имени Е Т Гайдара-дальше объяснять не надо , что и зачем вся эта свистопляска.Как-же нужно не любить своих стариков чтобы так над ними издеваться.
Русская , работающаю за рубежом .    25.12.2012
Необходимо,чтобы было проведено расследование на федеральном уровне,куда делись деньги с ПВ России.Мои родители работали очень много:мама 43 года,папа чуть поменьше.Оба ушли из жизни достаточно рано,но уже будучи на пенсии.Они не получили свои пенсии полностью! Мой стаж в России 20 лет ! Взносы платила приличные-работа на севере.Сейчас перерыв.Собира-юсь продолжить работать-деваться некуда.Не каждая специальность даст работать в возрас-те.Если библиотекарем,то можно и до 90 лет.А другие?Частные структуры не дадут работать-если только умереть на работе!ЕСЛИ Б НЕ БЫЛО ВОРОВСТВА,то всё бы было по другому!Прошу журналистов изучить опыт в других странах(в разных:сильных и слабых.И вы увидите:в Рос-сии БЕСПРЕДЕЛ!).Есть чему поучиться даже у слабых стран!Необходимо лишить всех привиле-гий,сумасшедших пенсий больших чиновников-за вредительство не платят, а САДЯТ!.
наталья    25.12.2012
Я против такой политики, тк не верю, что государство отдаст мне забранные 50% пенсии через 5 лет. Пусть на такую же сумму урежут свою зарплату и не трогают нищих пенсионеров.
Николай    25.12.2012
Пенсию человек заработал своим трудом и государство не имеет никакого права запускать ручёнки в карман пенсионера.Есть желание и здоровье- работаю, нет отдыхаю.Данный вариант возможен только с личного согласия каждого работающего пенсионера.В противном случае наглое обворовывание людей. За такое сажать и надолго.
Гость    24.12.2012
С пещерами у нас напряг... Может, проще роскошные офисы ПФ перестроить в аналоги "лабиринта Минотавра"? Площади позволяют, персонал по своим склонностям и профнавыкам вполне готов - не то, что Минотавру, а и среднему геставовцу есть чему поучиться у работников ПФ!
"Avicii Last Dance"    21.12.2012
эзопов посыл во всей этой возне один - как платить меньше, чтоб даже вобще не платить-итить-кудрить.(?) Так вот. В японии в средние века всех стариканов относили умирать в пещеру [убивали, традиция, нищая страна, дикий народ]. (и фильм вроде об этом был). Что уж мудрить - надо и россиянам такой закон принять. Стукнуло 60? - всё! под белы рученьки и в пещеру. Предварительно можно со старикашек коронки золотые изо рта выдирать, из их волос подушки набивать. Всё нашему нищему гос-ву прибыль,а молодежи наука, а депутатам почет.
Мое мнение    21.12.2012
Вместо того, чтоб рисовать графики и конусы и придумывать хитрые схемы расчета пенсий, лучше бы вывели из тени серые зарплаты (но не репрессивными методами, а чтоб бизнес сам захотел в белую работать), убрали ненужных гастрабайтеров из страны, занимающих рабочие места россиян, убрали лишние затраты на содержание Пенсионного фонда, начали сажать (как минимум) казнокрадов и пильшиков бюджета и возвращать сворованное в казну+штрафы, глядишь деньжата в стране и появятся и не только на пенсии. И только тогда можно подумать о пенсионной реформе. В противном случае каждые 5 лет у нас будет новая реформа и затягивание поясов (на шее). И это в стране -одной из самых богатых ресурсами, и людскими и природными.
Гость    21.12.2012
Неужели действительно ожидают, что хоть кто-то поверит им, наперсточникам, насчет "в два раза больше, но потом"? Сомнительно. Тогда что это? Моральная подготовка населения к грядущему подъему пенсионного возраста?
Roma    20.12.2012
Почему бы все эти идеи Минфина не попробовать для начала на госслужащих?

ПОДПИСКА НА РАССЫЛКУ АНАЛИТИКИ ФИНМАРКЕТ:

E-mail:     Код:    

.
.