.
.
СЕГОДНЯ:
 
 
.
.
.
Главное
Главная   /   Главное   /   Morgan Stanley: китайских рабочих уже через 8 лет заменят на роботов
.

10 декабря 2012 года 12:15

Morgan Stanley: китайских рабочих уже через 8 лет заменят на роботов

 1  
Фото ИТАР-ТАСС
Фото ИТАР-ТАСС
Знаменитые бесчисленные дешевые китайские рабочие, изменившие расклад сил в мировой экономике, перестали быть бесчисленными и дешевыми. Поэтому единственный способ сохранения лидирующих позиций промышленности Китая - ускоренная роботизация. К 2015 году Китай станет крупнейшим в мире рынком промышленных роботов, а к 2020 - одним из лидеров по автоматизации производства
Пекин. 10 декабря. FINMARKET.RU - В банке Morgan Stanley нашли рецепт спасения китайской экономики от замедления и потери конкурентоспособности: китайских рабочих нужно заменить промышленными роботами. Это даст толчок к новому циклу развития промышленности и сгладит последствия старения населения.

Сейчас китайская экономика явно не в лучшей форме, ведь страна постепенно лишается своего главного конкурентного преимущества - дешевой рабочей силы. Растут зарплаты, улучшаются условия работы, а многие эксперты прогнозируют, что рабочая сила в Китае уже через несколько лет начнет сокращаться из-за политики одного ребенка в семье.

Экономисты Morgan Stanley уверены, что это подтолкнет китайские компании к роботизации производства, ведь именно эти факторы привели к роботизации Японии и Кореи в 1970-1980е годы. Рынок роботов в Китае может вырасти с $1,2 млрд сейчас до $6 млрд к 2020 году, и в стране начнется новый этап индустриализации.

Нескольким крупным корпорациям, производящим роботов, автоматизация Китая позволит как следует заработать.

Что такое промышленные роботы и где они используются

На пороге робототехнической революции находится не только Китай, но и весь мир.

  • Роботы контролируются компьютерами и запрограммированы не только на выполнение каких-либо простых действий, но и на стандартные реакции на изменение ситуации.
  • Благодаря сенсорам роботы могут выполнять сложные операции, ранее доступные только человеку. Вполне возможен уровень автоматизации производства, при котором люди лишь раздают задания, а роботы их самостоятельно выполняют.
  • Раньше роботы использовались главным образом при сборке и покраске автомобилей. Именно автомобильная отрасль стала пионером проникновения робототехники в промышленность. Теперь роботы завоевывают металлургию, создание промышленного оборудования, производство электроники и даже еды и напитков. Мировой рынок автоматизации оценивается в $116 млрд, а роботов - в $8,5 млрд.
  • В среднем в мире на 10 000 рабочих приходится 55 роботов. В Японии соотношение выше в несколько раз - 343 робота на 10 000 людей. Мировым лидером по автоматизации является Южная Корея с 347 железных "рабочих" на 10 000 живых. В Китае роботизированность на 60% ниже, чем в среднем по миру.
  • Пионерами роботизации были США и Франция, но сейчас их промышленность автоматизирована лишь на треть от уровня Кореи и Японии.
  • В Корее и Японии ускоренная роботизация была вызвана потребностями быстрого развивающейся промышленности. Но свою роль сыграли и культурные особенности, которые подтолкнули эти страны к автоматизации производства.


Япония и Корея - лидеры по использованию роботов


Китай стремительно теряет свое главное конкурентное преимущество

Еще 10 лет назад типичный менеджер китайской фабрики в отношение автоматизации был настроен крайне скептично: нужно тратиться на новое оборудование, строе деть некуда. Да и смысла в этом нет - всегда можно найти дешевые рабочие руки и почти не тратиться на их обучение. Но сейчас все радикально меняется:

  • С 2005-2006 годов начали быстро расти производственные издержки. Всего с 1979 года средний рост зарплат составил 13,5% в год. В Корее, когда началась автоматизация, зарплаты росли на 18,4% в год.
  • Крупные корпорации начали открывать свои флагманские производственные центры в Китае, установив новые требования к качеству производства. Они, хотя и были заинтересованы в дешевой китайской рабочей силе, но привезли с собой лучшее и самое дорогое оборудование, требовавшие качественных работников. Постепенно это начало менять структуру производства.

Особенно рост зарплат в Китае ускорился в последние годы. Первыми в вынужденную гонку зарплат ввязались иностранные компании - именно на их производствах нормой стали забастовки рабочих. В некоторых провинциях, например, Чунцин и Аньхой минимальные зарплаты с 2010 по 2011 год выросли больше, чем на 25%.

Рост производительности труда не может компенсировать столь быстрый рост зарплат. С 2010 года производительность труда в среднем увеличивалась на 10,7% в год против 1,4% в США и 0,7% в Европы. Но рост зарплат все равно намного выше, что приводит к росту издержек.


Производительность труда в Китае росла быстрее, чем в других страна



Но рост зарплат был выше


Экономисты Morgan Stanley приводят несколько реальных примеры того, как Китай теряет конкурентоспособность:

Спортивная обувь.

  • В 2005 году за 2 часа работы, необходимые для производства пары кроссовок в Китае платили $2,6 при общих издержках на производство пары в $20. В США производительность труда была выше, но все равно за работу, необходимую для производство одной пары приходилось платить $5,8.
  • Если учесть инфляцию заработных плат (13,5% в год - в Китае и 4% - в США), то к 2015 году трудовые издержки вырастут до $5,77 в Китае, и до $7,36 в США.
  • Конкурентное преимущество Китая из-за низких издержек на рабочую силу сократится вдвое - $1,59 вместо $3,19.

Смартфоны.

  • В 2011 году на производство смартфона в Китае уходило 480 человеко-минут, за что приходилось платить $21,1. Общие издержки на производство смартфона при этом составляли $293. В США на это же уходило 100 человеко-минут, но работник получал $47,2.
  • Если учесть инфляцию зарплат, то к 2015 году в Китае плата за человеко-минуты увеличится до $26,4, а в США - до $51,94. Всего за 4 года преимущество Китая сократится на 3% - с $26,1 до $25,5.


Зарплаты в Китае растут слишком быстро


Что случилось с китайскими работниками?

Помимо инфляции зарплат, есть несколько социальных и демографических проблем, которые подрывают конкурентоспособность китайской экономики еще быстрее.

  • Снижется мобильность населения. Персонал иностранных заводов вроде Foxconn, на которых собирается большая часть продукции корпорации Apple, примерно на половину состоит из мигрантов из малых городов и сельской местности. Они живут в общежитиях при заводах, получая регистрацию и доступ к социальным услугам. Однако оформить такую регистрацию сложно, поэтому многие китайцы в последние годы перестали уезжать на заработки на заводы. Например, в прошлом году многие из них просто не вышли на работу после новогодних праздников.
  • Растет текучка кадров. Белым воротничкам с хорошим английским легко найти работу - они меняют одно место на другое, чтобы повысить зарплату. Но и рабочие теперь не держатся за место, а стараются найти лучшее место работы.
  • Сокращение рабочей силы. Политика одного ребенка в Китае привела к старению населения. В 1982 году 95% населения страны было моложе 65 лет, в 2010 году - лишь 92%.


Населения Китая стареет


Китайцы уже пытаются роботизировать экономику

Китайские компании уже отреагировали на рост издержек на труд и начали процесс автоматизации.

  • С 1999 года спрос на роботов в Китае в среднем растет на 35% в год. Но с 2009 года поставки роботов выросли почти в 5 раз - до 22 577 штук в 2011 году. Это самые быстрые темпы роста в мировой истории.
  • На покупку роботов приходится 27% всех расходов на автоматизацию производства в Китае.
  • В 2011 году на Китай пришлось 23% всего мирового спроса на роботов.
  • Чаще всего роботов используют в автомобилестроении. В 2006 году в отрасли было всего 36 роботов на 10 000 работников, в 2011 году - уже 141 робот. Однако китайскому автомобилестроению далеко до немецкого с ее 1176 роботами на 10 000 сотрудников или со 1104 на 10 000 в США.
  • Всего в промышленности Китая сейчас 10 000 работников приходится 21 робот - это 61% ниже мирового уровня. В автомобилестроении, несмотря на все успехи, разрыв составляет 88%. Мировой опыт указывает на то, что, после того как роботы завоюют автомобильную отрасль, они начнут распространяться по всей промышленности.
  • Китайский рынок роботов в Morgan Stanley оценили примерно в $1,1-1,2 млрд - это 13% от всего мирового рынка. Рынок других видов автоматизации составляет $3 млрд. Всего в 2011 году на автоматизацию китайцы потратили $7,3 млрд.


Китай стал третьем по величине рынком роботов в мире


Два сценария роботизации Китая

  • Затраты на капитал. Экономисты Morgan Stanley подсчитали, сколько компании готовы потратить на автоматизацию. Согласно этим подсчетам, рынок роботов будете ежегодно расти на 12,8% в годовом выражении.

  • Уровень проникновения. Уровень автоматизации промышленности четко коррелирует с уровнем развития страны. Следовательно, темпы роботизации можно прогнозировать на основе данных по ВВП на душу населения. Согласно этому методу, рынок роботов в Китае будет расти еще быстрее - на 22,4% ежегодно. К 2020 году он вырастет до 118 248 единиц и $6 млрд, на 10 000 рабочих будет приходится 73 робота против 21 сейчас.


Уровень автоматизации промышленности связан с ВВП на душу населения в стране



Рынок роботов в Китае может утроиться за 8 лет...



... или даже вырасти в 5 раз


По второму сценарию Китай станет самым крупным рынков роботов в мире, оставив далеко позади Японию и Южную Корею. Причем произойдет это уже через 3 года.

Гигантский спрос китайской промышленности на железных работников придется удовлетворять четырем компаниям: немецкая Kuka, японские Yaskawa и FANUC, а также шведско-швейцарская ABB, полагают в Morgan Stanley.


На роботизации Китая заработают четыре компании




Опубликовано Финмаркет
 


Материалы по теме

 
Мнение посетителей сайта, оставляющих свои комментарии на новости и статьи, может не совпадать с мнением редакции ИА «Финмаркет», и за содержание комментариев ИА «Финмаркет» ответственности не несет. При этом агентство оставляет за собой право модерировать и удалять любые комментарии посетителей сайта.
и с тобой наверное другой    11.12.2012
Надо изучать Китай. Если бы лет 20 назад изучали проблемы и опыт Запада, то не задыхались бы теперь в автомобильных пробках.

ПОДПИСКА НА РАССЫЛКУ АНАЛИТИКИ ФИНМАРКЕТ:

E-mail:     Код:    

.
.