.
.
СЕГОДНЯ:
 
 
.
.
.
Главное
Главная   /   Главное   /   Реклама делает продукты дешевле, а алкоголь - дороже
.

13 ноября 2012 года 16:36

Реклама делает продукты дешевле, а алкоголь - дороже

 0  
Фото ИТАР-ТАСС
Фото ИТАР-ТАСС
Обзор экономических блогов: Экономика США не возродиться без снижения долгов частного сектора; рост мировой экономики может довести планету до апокалипсиса; ультраправые движения набирают очки на кризисе в Европе
VoxEU: реклама делает товары дешевле

Экономисты давно спорят о влиянии рекламы на стоимость товара - одни говорят, что из-за рекламы он становится дешевле, другие утверждают, что напротив, реклама делает продукт более дорогим.

Первые объясняют свою точку зрения так: реклама сообщает потребителю информацию о существовании товара и его характеристиках; эта информация увеличивает конкуренцию на рынке, а значит, стоимость товара должна снижаться.

Сторонники противоположной теории утверждают, что реклама изменяет предпочтения потребителей, усиливая влияние определенных брендов и снижая возможность конкуренции с ними товаров-аналогов. Соответственно, реклама делает товары более дорогими.

Два этих противоположных по сути эффекта рекламы были названы "информирующим" и "убеждающим".

Разобраться, какой из эффектов сейчас доминирует, можно попробовать на примере Австрии - это единственная страна в ОЭСР, где действует налог на рекламу, который непосредственно влияет на ее стоимость.

Выяснилось, что реклама точно повышает стоимость алкогольной продукции, табака и различных видов транспорта - здесь сильнее оказывается "убеждающий" эффект, связанный с монополией крупных, известных брендов. Зато стоимость, например, продуктов питания, реклама уменьшает.

То же самое можно сказать о совокупном среднем эффекте для всех отраслей - он "информативный", то есть делающий рынок более конкурентным. В такой ситуации, существование налога на рекламу фактически бьет по карманам граждан - ведь его производители вынуждены включать в стоимость своей продукции. Отмена сбора, который сейчас в Австрии составляет 5%, могла бы в среднем снизить потребительские цены на 0,25 п.п.

Free exchange: США нужно что-то делать с долгами компаний

Многие считают, что следующие 4 года в США буду лучше предыдущих 4 лет. Количество рабочих мест в экономике продолжает расти быстрее, чем численность населения, пусть и не намного. Рынок недвижимости - основной индикатор чистого благосостояния американцев, перестал проседать, а в некоторых штатах даже растет. Все хотят верить, что финансовый кризис больше не вернется.

Но остается вопрос, сможет ли экономика когда-нибудь ускорится с нынешних темпов роста в 2% в реальном выражении, если ничего серьезно не менять.

Главная проблема для США сейчас заключается в том, что частный сектор остается "закредитованным". Конечно, не существует волшебной отметки уровня долга, за которой тут же настает кризис, а экономика мгновенно теряет все шансы на устойчивый рост. Но очевидно, что вопреки всем оптимистичным оценкам, процесс снижения долгового бремени займет еще много времени.

У американской экономики не было шанса восстановиться после Великой депрессии, если бы не снижение уровня долга частного сектора - только когда во второй половине 1940-х соотношение долга к доходам упало почти на 100 п.п. по сравнению с тем, что было до кризиса, экономика стала быстро развиваться. Сложно представить, как сегодня США (Ирландия, Испания или Великобритания) смогут выбраться из своего непростого экономического положения без аналогичных процессов.

Марк Бьюкенен, физик - теоретик: Убьет ли нас экономический рост?

Президентские выборы в США завершены, и внимание общественности вновь возвращается к состоянию мировой экономики.

Всегда было принято считать, что главный индикатор того, насколько хорошо здесь обстоят дела - темпы роста. Но, что если это в корне неправильное представление? И экономический рост сам по себе может быть целью только в краткосрочной перспективе, а в долгосрочной имеет естественные ограничения, выходя за которые он фактически становится угрозой для человечества?

Каждый организм, от бактерии до слона, нуждается в энергии, обеспечивающей его функционирование. И люди здесь не исключение - им ее нужно огромное количество - чтобы поддерживать свою деятельность и наращивать экономическую активность.

Последние 300 лет энергопотребление в США и в мире росло в среднем на 3% в год, то есть сейчас мы используем в 10 000 раз больше энергии, чем три века назад.

Большинство экономистов и политиков считают, что этот рост будет продолжаться бесконечно, и главная задача - найти новые источники энергии, например, с помощью "зеленой революции" или окончательной победы в приручении ядерного синтеза. Но эти предположения упускают из виду одну большую проблему, и она заключается вовсе не в том, что источники энергии могут быть рано или поздно исчерпаны, опасность состоит в том, что энергопотребление может достигнуть таких пределов, которые превратят его в природную катастрофу.

Так, согласно расчетам Университета Ньюкасла, прироста потребления энергии на 1% в год - а это очень мало исходя из исторически сложившихся стандартов - будет достаточно, чтобы спровоцировать серьезные изменения климата в течение 150 лет. Если же предположить, что экономика будет расти на 3% в год, а энергопотребление - на 2-3%, то расчеты показывают, что пары веков будет достаточно для того, чтобы океаны на земле закипели. Стоит добавить, что, конечно, это невозможно. Но, тем не менее, потребление энергии имеет свои пределы, а значит, ограничен и рост мировой экономики - второе от первого неотделимо.

Остается надеется, что ученые найдут способ подготовить нас к жизни "за пределами" экономического роста.

Барри Эйченгрин, Университет Калифорнии, Беркли: Популисты у ворот Европы

Кризис в Европе окончен? Инвесторы, аналитики и даже чиновники начинают постепенно склоняться к мысли о том, что он близок к завершению. Евро к доллару укрепился приблизительно на 10% с тех пор как глава ЕЦБ Марио Драги заверил, что регулятор сделает "все, что необходимо" для того, чтобы поддержать европейскую валюту. Стоимость страховки от колебаний курса евро к доллару в прошлом месяце упала до самого низкого за последние пять лет уровня. Соответственно, резко снизилась и стоимость заимствований для Испании и Италии.

Но действительно ли кризис заканчивается? Сконцентрировавшись на декларациях европейских политиков и их планах реформирования институтов Евросоюза, инвесторы могут упустить из виду серьезный риск: отсутствие поддержки, или хотя бы согласия общества на меры жесткой экономии, которые собираются проводить правительства.

Массовые акции протеста против сокращения бюджетных расходов - тревожный сигнал. Другой, не менее опасный, - рост популярности неонацистских движений, таких как греческая "Золотая заря", которая уже стала третьей по величине партией страны.

Конечно, многие возразят, что политическая угроза для Европы преувеличена, и пока ни одна из стран так и не проголосовала за такое "несистемное" правительство. Но, к сожалению, таким скептикам можно лишь ответить: "Ждать осталось недолго". Стоит привести пример из истории - нацистам, чтобы прийти к власти в Германии понадобилось 4 года с момента начала Великой депрессии.

Европе сейчас нужна стратегия роста, которая позволит загнать джина назад в бутылку. Нужны меры по снижению безработицы и улучшению уровня жизни, отсутствие предложений по решению этих проблем - главная угроза для евро, и рано или поздно рынки начнут реагировать на эти риски.


Опубликовано Финмаркет
 

 
Мнение посетителей сайта, оставляющих свои комментарии на новости и статьи, может не совпадать с мнением редакции ИА «Финмаркет», и за содержание комментариев ИА «Финмаркет» ответственности не несет. При этом агентство оставляет за собой право модерировать и удалять любые комментарии посетителей сайта.

ПОДПИСКА НА РАССЫЛКУ АНАЛИТИКИ ФИНМАРКЕТ:

E-mail:     Код:    

.
.