.
.
СЕГОДНЯ:
 
 
.
.
.
Главное
Главная   /   Главное   /   "Реформа направлена на прекращение негативной тенденции по снижению размера пенсии"
.

28 сентября 2012 года 22:37

"Реформа направлена на прекращение негативной тенденции по снижению размера пенсии"

 0  
Фото ИТАР-ТАСС
Фото ИТАР-ТАСС
Главный актуарий Пенсионного фонда Аркадий Соловьев признался, что у реформы исключительно бухгалтерские цели. Серьезные предложения пока блокируются из-за разных социальных, политических и корпоративных интересов
Москва. 28 сентября. FINMARKET.RU - Предлагаемый министерством труда и социальной защиты вариант пенсионной реформы - прямой путь к снижению размера пенсий россиян, уверены эксперты, которых бывший вице-премьер Алексей Кудрин пригласил обсудить реформу на площадке своего Комитета Гражданских инициатив. Мероприятие совпало с аналогичным обсуждением в правительстве, где судьба реформы, кажется, была решена.

Отдувавшийся на кудринском собрании за всех чиновников разом главный актуарий Пенсионного фонда Аркадий Соловьев с главным тезисом, в принципе, не стал спорить и даже подтвердил его своими выкладками. Средний коэффициент замещения пенсией утраченного заработка в результате предлагаемой реформы снизится с нынешних 37% до 34% от среднего заработка к 2050 году, а не вырастет до 40% к 2030 году, как обещает Минтруд.

Алексей Кудрин, глава Комитета гражданских инициатив

"У нас дефицит государственной пенсионной системы (ПФР) в 2005 году был около 30 млрд руб., а сегодня - 2 трлн., больше 3% ВВП. Это деньги, которые мы вместо развития инфраструктуры, образования, здравоохранения, тратим на пенсионную систему. Расходы на дороги у нас - 350 млрд руб. вместо 1,5 трлн необходимого минимума. Плюс, военные расходы увеличили на 1,5 трлн руб.

Две эти проблемы - дефицит ПФР и военные расходы - убивают все шансы на реформирование экономики, обеспечение ее роста. Рост ВВП в 4% - это временно. Будет 3%, а может и ниже.

Такие темпы роста не позволяют провести модернизацию, догнать ведущие страны мира по экономическому и технологическому развитию. Мы начнем быстро отставать".

Михаил Дмитриев, президент Центра стратегических разработок

"В представленной Минтруда концепции пенсионной реформы очень мало конкретики:

  • фактическая ликвидация обязательной накопительной системы;
  • дополнительные взносы для работников с тяжелыми условиями труда;
  • дополнительное обложение взносами самозанятых;
  • увеличение ожидаемого периода выплаты пенсии с 19 до 21 года, что, в нынешней форме, означает простое уменьшение пенсии при том же объеме пенсионных прав.

Это не решает главной проблемы: обеспечение устойчивости развития пенсионной системы и нормального уровня пенсии хотя бы до середины этого столетия.

Она игнорирует много вопросов, решение которых может способствовать реальному устойчивому развитию пенсионной системы, и политически приемлемые предложения, которые могут быть хорошо восприняты обществом.

Гибкий возраст выхода на пенсию, создание мощных стимулов для тех, кто добровольно позже выходит на пенсию. В Швеции без официального повышения возраста выхода на пенсию (он составляет 61 год), фактически, работники выходят на нее в среднем в 64 года. Максимальный размер пенсии они могут получить при работе до 65 лет.

Развитие накопительного компонента пенсионной системы:

  • проект закона о гарантиях сохранности пенсионных накоплений уже находится на рассмотрении правительства;
  • нужна диверсификация инвестиционного портфеля для обеспечения доходности выше инфляции на долгосрочную перспективу;
  • надо формировать пенсионные накопления на принципах жизненного цикла (накопления молодых - в доходные акции, по мере приближения человека к пенсии накопления перемещаются в менее волатильные активы, позволяющие без риска конвертировать накопления в пенсию);
  • нужен механизм финансирования "двойного бремени": до начала массовых выплат накопительных пенсий (период после 2025 года) надо передать в специальные фонды (Exchange Trade Funds) госсобственность, которую государство никак не может приватизировать. Акции этих компаний котируются на биржах, поэтому всегда будет известно, сколько стоит госимущество, переданное в пользу будущих пенсионеров.
  • списки профессий с вредными и особыми условиями труда были сформулированы в середине прошлого места. Про механизм аттестации этих мест никто не подумал.
  • нужен механизм страхования лекарственного обеспечения и услуг по уходу для очень пожилых людей.
  • требуется повысить прозрачность деятельности Пенсионного фонда, чтобы у чиновников не возникало мотивов отказываться от своих очень важных обязанностей и калечить, коверкать пенсионную систему".

Аркадий Соловьев, начальник департамента актуарных расчетов и стратегического планирования ПФР

"Все сказанное справедливо. Та стратегия, которая представлена, направлена только на приведение в порядок трудовой составляющей пенсионной системы. Многие наши актуарные предложения не принимаются: вмешивается политика, социальные и корпоративные интересы.

Ничего принципиального мы не можем сделать, пока у нас не изменится демографическая стратегия: надо стимулировать рождаемость, предотвращать смертность и в детском, и в трудовом возрасте.

Продолжительность дожития у нас растет в два раза медленнее, чем общая продолжительность жизни. Длительность выплат после выхода на пенсию сейчас составляет 21,4 года; до 2030 года никакого резкого скачка не получается - не более 22 лет. Для стимулирования более длительной работы в старости оснований немного: будет расти заболеваемость. Реально ли стимулировать продолжение трудовой деятельности при сокращении общего числа рабочих мест, который прогнозирует Минэкономразвития?

Наши предложения направлены на повышение устойчивости пенсионной системы. Сейчас дефицит страховой системы составляет 1,7% ВВП, со следующего года - более 2% ВВП; с 2016 по 2050 год он не превышает 2,2% ВВП. Ничего демонического в этом нет.

Дефицит страховой системы (не путать с общим бюджетным трансфертом в ПФР, который загружен нестраховыми обязательствами: пособиями, доплатами, госпенсиями), сокращается к 2030 году в 2,5 раза.

Реформа направлена на прекращение негативной тенденции по снижению размера пенсии.

  • Увеличение взноса для самозанятых (индивидуальных предпринимателей). Сейчас они оплачивают только 1/10 от реально получаемой пенсии.
  • Безнадежно затянули решение проблемы досрочных пенсий. Сейчас треть вновь назначенных пенсий - досрочные. Чтобы заработать себе досрочную пенсию, по расчетам на 2013 год, дополнительный тариф страхового взноса должен быть 15% по особо вредным и около 9% по вредным производствам. Проблему решили все наши соседи: Казахстан - просто отрезал все обязательства; в Прибалтике, Польше сделано более цивилизованно - за счет приватизации, гособязательств. Никто из работодателей на это не согласится. Поэтому предлагается установить дополнительный тариф на 2013 год 4% и 2% (по каждому из списков), 6% и 4% - на 2014, 9% и 6% - на 2015 год. Далее предполагается переходить на актуарно обоснованный тариф. На 2016 год он составляет 12% и 7%.
  • Предлагаем снизить риск несчастных пенсионеров, у которых есть накопительная часть пенсии, до минимально допустимого. Когда в конце 20-х годов они начнут массово выходить на пенсию, ее размер будет на 22-24% ниже, чем у тех, которые формировали права только в распределительной системе.

Основные причины:

  • у людей снижены права в распределяющей составляющей: "старые" пенсионеры платят 16%, а взнос в солидарную систему обладателей накопительного компонента сейчас формируется исходя из 10% (такого нет ни в одной стране мира: в Швеции соотношение накопительной и распределительной составляющих - 2,5% к 19%);
  • да и фондовый рынок у нас не такой доходный.

Бабушка или дедушка, если доживет, в 2032 году придет не к регулятору и не в НПФ, а в Минфин, потому что это государственные пенсионные обязательства. Вот будет у нас другой фондовый рынок, упадет инфляция, рост зарплат сильно ее превысит, тогда, пожалуйста. А пока мы работаем в реальной действительности.

Дыру в 2,2% ВВП можно убрать:

  • отказ от накопительной составляющей дает 0,4% ВВП;
  • 0,4% ВВП будет получено от "досрочников";
  • если самозанятые начнут платить, то это полная обеспеченность страховых обязательств, и далее можно переходить к повышению пенсий.

Есть мифология по поводу коэффициента замещения. Сейчас по пенсиям по старости он составляет 37%. Но в трех четвертях регионов - от 40% до 70%. Это связано с маленькой средней зарплатой в регионах из-за преобладания там низкооплачиваемых бюджетников или работников сельского хозяйства. В Чечне коэффициент замещения - 72%, а в Германии он недавно снижен до 43%.

Мы переходим к нормативам МОТ и ОЭСР. Не менее 40% - это при стаже не менее 30 лет, кто получает зарплату выше 1,25 от средней.

У нас чуть более 3% - около 1 млн человек - не вырабатывают и 15 лет. Треть имеют менее 30 лет стажа. Предполагать, что они получат коэффициент замещения в 40% - это неправильно.

В сопоставимых условиях солидарный коэффициент замещения будет снижаться, потому что у нас не безграничные возможности. Но будет не 27%, как при сохранении накопительного компонента, а 34% в 2050 году".

Татьяна Омельчук, эксперт Центра стратегических разработок

"Главный расчет авторов пенсионной реформы - на увеличение периода дожития. Она позволит резко снизить трансферт из бюджета - в девять раз. Но она же приведет к снижению коэффициента замещения пенсии. Пенсии будут снижаться.

От перехода к расчету размера пенсии не по стажу, а по зарплате, проиграют получатели маленьких доходов".

Андрей Гудков, замруководителя департамента социального развития ФНПР

"В концепции пенсионной реформы нет ничего, кроме латания бюджетных дыр в краткосрочном периоде и пересмотра обязательств по пенсионным правам.

Самое недопустимое - увеличение срока дожития. У нас система гендерно перекошена: платят мужчины, а получают женщины, которые живут до 70 с лишним лет. Падение страховой части пенсии станет для всех очевидным в 2016-2017 году. Интересный период. Чтобы озверевший пенсионер пошел куда? На Болотную?

Позиция профсоюзов - накопительная часть должна быть добровольной.

Другое дело, что за 20 лет в добровольном пенсионном страховании НПФ накоплено 770 млрд руб резервов. При этом собственное имущество всех НПФ составляет 1,5 трлн руб. При вложении учредителей 29 млрд руб. Очень хорошо поработали: 2 руб. отправляли в собственное имущество, а рубль - на счета пенсионеров".


Опубликовано Финмаркет
 


Материалы по теме

 
Мнение посетителей сайта, оставляющих свои комментарии на новости и статьи, может не совпадать с мнением редакции ИА «Финмаркет», и за содержание комментариев ИА «Финмаркет» ответственности не несет. При этом агентство оставляет за собой право модерировать и удалять любые комментарии посетителей сайта.

ПОДПИСКА НА РАССЫЛКУ АНАЛИТИКИ ФИНМАРКЕТ:

E-mail:     Код:    

.
.