.
.
СЕГОДНЯ:
 
 
.
.
.
Главное
Главная   /   Главное   /   Правительство предпочло стабильность светлому будущему
.

31 мая 2012 года 11:55

Правительство предпочло стабильность светлому будущему

 1  
Фото ИТАР-ТАСС
Фото ИТАР-ТАСС
Правительство решило отказаться от роли щедрого инвестора в инновационное развитие в пользу макроэкономической стабильности. Сверхдоходы бюджета от высоких цен на нефть будут направляться в Резервный фонд уже начиная со следующего года, а доля расходов в ВВП начнет снижаться
Москва. 31 мая. FINMARKET.RU - Россия поменяет экономическую модель - после нескольких лет закачивания нефтяных денег в экономику она вернется к забытой еще перед кризисом практике их сбережения в резерве. Это означает, что государство откажется от наполеоновских планов наращивания госинвестиций в экономику, но утвердит себя как гаранта макроэкономической стабильности.

Таков итог совещания у первого вице-премьера Игоря Шувалова, который пытался примирить два ведомства - Минфин и Минэкономразвития. В результате все сверхдоходы бюджета, полученные за счет высоких цен на нефть, через несколько лет уйдут в Резервный фонд, а дефицит бюджета будет ограничен 1% ВВП.

Судьбоносный для России спор для сторонних наблюдателей выглядел как технический: чиновники обсуждали методику определения цены на нефть, выше которой все доходы будут зачисляться не в бюджет, а в резерв. Минфин изначально предлагал считать ее как среднюю скользящую за последние 10 лет. И только когда Резервный фонд будет заполнен "под завязку" (норматив - 7% ВВП), "лишние" нефтегазовые доходы начнут отправлять в фонд национального благосостояния (не менее половины от "излишка") и на финансирование инфраструктурных и "других приоритетных проектов". Но Минэкономразвития посчитало, что 10 лет -это слишком долго, расчетная цена на нефть окажется слишком низкой, в результате государству придется сокращать госинвестиции в экономику.

Игорь Шувалов распорядился подготовить компромиссный вариант. В протоколе совещания, которое Шувалов провел на прошлой неделе (его копия есть у "Финмаркета"), значится задание за день (указано даже, к какому времени - не позднее 17:00) проработать механизм с возможностью:

  • Внедрить его с 1 января 2013 года.
  • Рассчитывать базовую цену на нефть исходя из периода в 2,5-3 года.
  • После 2016 года ежегодно увеличивать на год период времени, за который рассчитывается "цена отсечения", пока он не достигнет максимального потолка - 7-8 лет. Если все пойдет по плану, на 7-летние расчеты бюджет перейдет после 2019 года.

Изначально расхождения в позициях у ведомств были очень серьезными:

  • Минэкономразвития не понравилась идея Минфина брать в качестве цены среднюю скользящую за последние 10 лет. Замминистра Андрей Клепач предложил считать среднюю цену за 3 года, как "более отвечающую конъюнктуре рынка".
  • Но чем меньше период расчета, тем острее расходы бюджета будут реагировать на колебания нефтяных цен, даже краткосрочные, возражал Минфин.
  • Силуанов в интервью телеканалу "Россия 24" в среду заявил, что масштабный отток капитала из России связан как раз со слабостью бюджетной политики страны: "У наших предприятий есть какие-то подозрения в нежесткости, нечеткости той политики экономической, которая проводится. Все инвесторы понимают - бюджет наполовину зависит от нефтегазовых доходов. Бюджет должен обеспечивать макроэкономическую стабильность и не создавать рисков".

"Финмаркет" ознакомился с ответами на поручение Шувалова, которые ведомства представили в правительство, как и было рекомендовано, на следующий день после совещания.

Версия Минфина

  • Бюджет рассчитывается по формуле "предельные расходы равны доходам при базовой цене на нефть плюс дефицит в 1% ВВП".
  • Базовая цена на нефть в 2013 году для бюджета составит $101 за баррель, в 2014 году - $107 за баррель, дальше она снижается и три года остается неизменной. К 2020 году при прогнозной стоимости барреля нефти на рынке в $122 за баррель, доходная часть бюджета будет верстаться исходя из цены в $108.
  • Бюджет при такой системе будет оставаться дефицитным до 2020 года, но уже после 2015 года дефицит будет составлять менее 1% ВВП.
  • Дефицит без учета нефтегазовых доходов, который в следующем году составит 9,9% ВВП, с 2017 года будет находиться на уровне менее 9% ВВП, а к 2020 году - всего 7,9% ВВП.
  • Получилось, что Минфин даже ужесточил свою позицию: по старой формуле предусматривался ненефттегазовый дефицит в 8,1% ВВП к 2020 году, и большая доля расходов в ВВП - 18,8% против получившихся по новой формуле 17,9% ВВП.


Мечта Минфина ограничить расходование нефтяных денег может стать реальностью


Версия Минэкономразвития

  • Расчеты Минэкономразвития по базовой цене на нефть почти не отличаются от тех, что представил Минфин (в конце концов, считали они по одним и тем же вводным, предложенным Шуваловым). В 2013 году она составит $101 за баррель, увеличившись к 2020 году до $108.
  • На бездефицитный бюджет к 2020 году, правда, по расчетам министерства, выйти не удастся. Но минус будет почти незаметным - всего 0,1% ВВП.
  • Предельные расходы, рассчитанные в процентах от ВВП, получились чуть выше, чем у Минфина: до 2020 года на 0,2 - 0,4 процентных пункта. К 2020 году они должны составить 18,2% ВВП.


"Экономная" версия бюджета от Минэкономразвития


Казалось бы, у министерств есть все шансы найти, наконец, общий язык. Но новая формула совсем не соответствует инновационному сценарию развития страны до 2020 года, подготовленному Минэкономразвития - расходную часть к 2020 году нужно будет сократить на 2% ВВП или 2,5 трлн руб. Начинать резать ее придется уже с 2016 года, когда новые правила не позволят пустить на расходы полученные от предположительно дорогой нефти 850 млрд руб.

Казне инновационное развитие по плану Минэкономразвития стоило бы дополнительно 1,5-1,9% ВВП начиная с 2015 года. А о бездефицитном бюджете пришлось бы и вовсе забыть.


Инновации в России дешевыми не бывают




Опубликовано Финмаркет
    Опубликовать в своем блоге livejournal.com   

 
Мнение посетителей сайта, оставляющих свои комментарии на новости и статьи, может не совпадать с мнением редакции ИА «Финмаркет», и за содержание комментариев ИА «Финмаркет» ответственности не несет. При этом агентство оставляет за собой право модерировать и удалять любые комментарии посетителей сайта.
Ака-54    01.06.2012
Риторический вопрос: Когда врёт правительство? Когда призывает граждан не дерьжать деньги " под иатрацом", а пускать их в оброт (в эконимику) или когда говорит что: бюджет надо держать "под матрацом"( в абы-каком фонде)НО за рубежом в чужой экономике, И ни как не у себя. Ответ поражает своей простотой - правительство врёт всегда!! Так как понятия не имеют как расходовать деьги!

ПОДПИСКА НА РАССЫЛКУ АНАЛИТИКИ ФИНМАРКЕТ:

E-mail:     Код:    

.
.