.
.
СЕГОДНЯ:
 
 
.
.
.
Главное
Главная   /   Главное   /   План пенсионной реформы: пенсионный возраст не тронут еще 10 лет
.

НОВОСТИ В СЕТИ
.

13 апреля 2012 года 15:32

План пенсионной реформы: пенсионный возраст не тронут еще 10 лет

 5  
План пенсионной реформы: пенсионный возраст не тронут еще 10 лет
Минздравсоцразвития придумало новую формулу начисления пенсий, зависящую от стажа сотрудника и мнения правительства о том, хватит ли денег на большие выплаты. Полную пенсию смогут получать только те, кто проработал 45 лет. А те, кто имеет право на досрочную пенсию, будет платить социальные взносы на 10-15% больше
Москва. 13 апреля. FINMARKET.RU - Дискуссия о пенсионной реформе, наконец, материализовалась в виде официальных правительственных документов. Минздравсоцразвития и Минэкономразвития представили в правительство свои планы изменения пенсионной системы. В распоряжении "Финмаркета" оказались обе версии документов.

Ни одна и них не содержит предложения повысить возраст выхода на пенсию. После того, как Дмитрий Медведев на совещании в конце февраля фактически отказался от плана реформы , предложенного авторами "Стратегии-2020", вариант Минздравсоцразвития стал основным.

Минздравсоцразвития предлагает полностью перекроить принципы начисления пенсии, изменив пенсионную формулу, в которой главным компонентом станет стаж.

С помощью стажа министерство собирается мотивировать людей выходить на пенсию позже. Для получения максимальной пенсии нужен будет стаж, выработать который к 55-60 годам человек не сможет при всем желании. Хочешь пенсию больше - работай дольше.

Тем, кто останется на работе, будет отказано в праве получать пенсию. А работодатели тех, кто имеет право на досрочную пенсию (из-за тяжелых условий труда, которые предполагают льготы), будут платить очень высокие социальные сборы.

Сам пенсионный возраст, министерство предлагает не трогать как минимум ближайшие 10 лет.

Минэкономразвития более консервативно: ведомство предлагает стимулировать личные накопления граждан, а базовые принципы начисления пенсии кардинально не менять. Зато министерство предлагает вернуться к ликвидированному ЕСН размером 28-30%, администрировать сборы которого должны налоговики.

Эксперты считают, что система, предложенная Минздравом, работать не будет - люди откажутся работать дольше, чтобы иметь призрачный шанс получать более высокую пенсию.

Версия Минздравсоцразвития: достойная пенсия - только после 45 лет стажа

Заявленные цели. Пенсионная система должна обеспечивать:

  • Размер трудовой пенсии, соответствующий среднему заработку работника за всю его трудовую жизнь. Коэффициент замещения зарплаты пенсией должен быть не менее 40% от среднего заработка, за весь стаж или за достаточно продолжительный период - 10-15 лет.
  • Пенсия должна соответствовать величине минимального потребительского бюджета пенсионера - 2,5 - 3 прожиточным минимумам.
  • Тариф страховых взносов не должен быть больше адекватной нагрузки пенсионной системы на экономику страны.
  • Для того, чтобы все эти цели были выполнимыми, с 2014 года России необходимо начать модернизацию пенсионной системы.

Минздравсоцразвития, "изучив опыт ведущих стран мира", предлагает сформировать для россиян трехступенчатую пенсионную систему состоящую из:

трудовой (страховой) пенсии - эта часть, которую обеспечит государственная система за счет страховых взносов работающих граждан;

корпоративной (профессиональной) пенсии - для отдельных организаций или отраслей за счет дополнительных платежей от самих работников и работодателей на основании коллективного договора или тарифного соглашения с участием профсоюзов. Договор может предусматривать обязательное участие работника в такой корпоративной системе.

частной (накопительной) - выплаты за счет личных накоплений работника, которые он делал добровольно, заключив договор с негосударственным пенсионным фондом, страховой компанией или кредитной организацией. Чтобы стимулировать развитие личных накоплений, государство должно реализовывать программы софинансирования (при участии бюджета) и вводить налоговые льготы.

Все три компонента в сумме, по замыслу Минздравсоцразвития, должны обеспечить работнику, делавшему отчисления в течение не менее 30 лет, коэффициент замещения зарплаты на уровне 70-80% утраченного им после выхода на пенсию заработка.

Пенсионный возраст. Увеличение пенсионного возраста в течение ближайших 10 лет невозможно "по демографическим причинам" - люди пока еще живут слишком мало.

  • В развитых странах пенсионный возраст был поэтапно повышен до 65 - 67 лет. Но средняя продолжительность жизни там превышает 70 лет для мужчин и 80 лет для женщин. В России сейчас мужчины в среднем живут 64,3 года, женщины - 76,1 года.
  • В странах ОЭСР продолжительность жизни после выхода на пенсию в 65 лет для мужчин 15 - 18 лет, для женщин - 18-22 года. В России при таком же пенсионном возрасте мужчина сможет прожить на пенсии лишь 11 лет, а женщина - 18 лет. Сейчас это 14 лет и 23 года соответственно.

Дефицит пенсионной системы России никак не связан с демографией, считает Минздравсоцразвития, его главная причина - многочисленные возможности выйти на пенсию раньше положенного срока, которыми пользуется треть всех выходящих на пенсию.

Страховые взносы. С этими "досрочными пенсионерами" министерство предлагает бороться с помощью специальных повышенных тарифов соцвзносов.

Ставку страховых взносов (именно в Пенсионный фонд) с 2014 года предложено установить на уровне 22%. Вопрос о дальнейшем снижении должен рассматриваться, исходя из наличия источников компенсации выпадающих доходов Пенсионного фонда.

Повышенные ставки страховых взносов будут введены за работников, чьи условия труда признаны вредными, опасными и тяжелыми. Для рабочих мест, дающих право выхода на пенсию, более чем на 10 лет раньше достижения пенсионного возраста, надбавка к тарифу составит 15%, до 10 лет - 10%. Одномоментное повысить ставки нельзя, предлагается 10-летний переходный период, с 2014 года дополнительные ставки могли бы составить 4% и 2% соответственно.

Работающие пенсионеры. Естественно, если уж делать ставку на стимулирование более позднего выхода на пенсию с помощью системы со стажем, то нужно отказать в пенсии тем, кто продолжает работать.

Если человек официально выйдет на пенсию в 55-60 лет, но продолжит работать, этот стаж уже не будет зачитываться для получения максимального размера пенсии. Пенсионеру придется делать выбор между неполной пенсией во время работы или полноценной, но без зарплаты.

Новая пенсионная формула. Отучить людей от ранних пенсий можно не через увеличение пенсионного возраста, а через более жесткие требования к стажу для получения полной пенсии.

Максимальная пенсия будет выплачиваться при наличии стажа в 45 лет у мужчин и 40 лет у женщин. Выработать такой стаж к 60 практически невозможно. Таким образом, можно, не повышая пенсионный возраст официально, повысить его фактически. Минимальное требование к стажу для выхода на пенсию в те же 60 лет при этом должно быть 15 лет.

Сейчас пенсии рассчитываются по формуле, принятой в 2002 г. Это так называемый эквивалентный принцип:

  • все страховые взносы, внесенные в пенсионную систему за трудовую жизнь, суммируются,
  • итоговая сумма делится на утверждаемый правительством показатель - ожидаемый период выплаты пенсии в месяцах (так называемый "срок дожития"). К 2013 г. "срок дожития" должен быть равен 228 месяцев.
  • такая "прямая" формула, по замыслу авторов реформы, должна была заставить людей требовать от своего работодателя "обеления" зарплат.

Новая пенсионная формула, по версии Минздравсоцразвития, должна вместо принципа "банковского счета" (сколько денег на счету, такой и будет пенсия) основываться на "индивидуальном коэффициенте пенсионера".

  • Для его расчета нужно соотнести имеющийся у человека стаж с нормативом (40-45 лет), а также его средний заработок за всю жизнь со средней зарплатой за тот же период во всей стране (она будет подсчитана исходя из суммы страховых взносов, фактически поступивших в Пенсионный фонд, а не "по Росстату").
  • Полученный таким образом индивидуальный коэффициент пенсионера будет умножаться на величину его среднего заработка за квартал, предшествующий выходу на пенсию.

Увы, министерство не приводит расчетов реальной пенсии, которую мог бы получать человек "в типовых случаях" по новой формуле. Понять, повысится или понизится пенсия при новой системе у работающего всю жизнь гражданина, невозможно.

Версия Минэкономразвития: Верните ЕСН

К 2030 году пенсионеров в стране будет на 9,2 млн человек больше, а трудоспособного населения - на 10,2 млн человек меньше. Соотношение между численностью пенсионеров и численностью работающих ухудшится в 1,5 раза - с 37% до 53,8%. Соответственно будет расти и дефицит пенсионной системы, если оставить все как есть и ничего не менять.

Однако распределительный и накопительный компоненты пенсионной системы должны быть сохранены, ведь они помогают диверсифицировать ее риски при росте инфляции и снижении доходности от инвестирования.

Выход Минэкономразвития предлагает следующий:

  • Ограничить предельный размер дефицита ПФР.
  • Снизить ставку общих страховых взносов с 30% до 28%, оставив предельную величину годовой зарплаты, с которой уплачивается взнос, без изменений. Зарплаты свыше этой планки должны облагаться по ставке не 10%, а в 5%. "Целесообразен" возврат к единому соцналогу с передачей его администрирования налоговым органам.
  • Накопительные пенсии должны формироваться на "квазидобровольной" основе - человеку будет предоставлено не право добровольно отчислять деньги на будущую пенсию, а право отказаться от такого права. Весь расчет на то, что большинство "промолчит" и поленится писать прошение об отказе от участия в накопительной системе.
  • Модернизация накопительного компонента: отказ от требований ежегодной безубыточности НПФ, создание механизма гарантированных прав в системе обязательного пенсионного страхования, предоставление права формирования квазидобровольных пенсий и других пенсионных продуктов, повышение информированности граждан о способах формирования накопительной части пенсии.

Прочие предложения отчасти повторяют план Минздравсоцразвития, но выглядят более консервативными:

  • Реформировать "досрочные" пенсии, введя дополнительный тариф за работу во вредных условиях от 2% до 3%. Одновременно нужно стремиться к оптимизации числа рабочих мест, дающих право на досрочную пенсию.
  • Повысить требования к минимальному стажу, необходимому для назначения трудовой пенсии в полном размере. Это позволит мотивировать население, занятое в неформальном секторе экономики, к участию в системе обязательного пенсионного страхования.
  • Разработать меры по стимулированию более позднего выхода на пенсию: те, кто выйдут позже, смогут получать больше остальных.

"Финмаркет" попросил прокомментировать предложения министерств экспертов - специалистов по пенсионной реформе.

Ксения Юдаева, главный экономист Сбербанка, соавтор плана пенсионной реформы в "Стратегии-2020"

"Предложения Минздрава надо как следует тестировать. В формуле есть стимулирующие коэффициенты, от размера которых многое зависит.

Думаю, что создатели новой формулы рассчитывали на то, что она создаст существенные стимулы, чтобы отложить выход на пенсию. Но боюсь, что для подавляющего числа работников это работать не будет, наоборот, они будут выходить на пенсию при минимальном возможном стаже с минимальной пенсией.

Во-первых, максимальный стаж, - 45 лет, - очень большой, и у большинства россиян такого к 60-65 годам не накапливается. Нельзя забывать, что речь идет об официальном стаже, а в ближайшее время будут выходить на пенсию люди, которые значительную часть времени проработали в постсоветской России, и могут не иметь формального стажа работы за существенную часть своей трудовой жизни.

Большое значение имеют также размеры стимулирующих коэффициентов.

Наконец, рост зарплаты пожилых людей происходит медленнее, чем рост средней зарплаты в стране. Поэтому в такой формуле каждый последующий год работы может в определенных случаях вести к снижению, а не к росту, возможной пенсии. Поэтому стимулирующий эффект такой формулы очень ограничен.

С большинством предложений Минэка я согласна.

Я понимаю, что повышение пенсионного возраста воспринимается как политически тяжелая мера. Но, к сожалению, демографическая ситуация такова, что рано или поздно это делать придется. Альтернатива - либо очень низкие пенсии (в основном на уровне прожиточного минимума), либо слишком тяжелая нагрузка на будущие поколения".

Владимир Назаров, Институт экономики переходного периода:

"В ближайшее время пенсионный возраст действительно трудно поднять, но не из-за демографического фактора, а по политическим причинам, так как были уже сделаны соответствующие заявления руководства.

С точки зрения демографии, повышение пенсионного возраста обосновано. Количество прожитых лет после выхода на пенсию сопоставимо со странами ОЭСР, особенно если сравнивать женщин. Но важно и другое соотношение - количество лет, которые человек проработал, к количеству лет, прожитому на пенсии. По этому соотношению у нас все в норме только у мужчин, у женщин разрыв больше: примерно 30 лет работы и 24 года на пенсии. Обоснованно было бы повышать пенсионный возраст женщин уже в ближайшее время. Откладывать эту реформу на 10 лет - это слишком долго.

Увеличение минимального стажа и стимулирование более позднего выхода на пенсию - это действительно правильная мера, тем более, она более приемлема с политической точки зрения, чем увеличение пенсионного возраста. Но механизм, который предлагает Минздрав, вряд ли будет работать.

Увеличение требований к минимальному стажу до 15 лет коснется лишь 3% населения. Увеличение пенсий за счет большего стажа дает незначительную прибавку к пенсиям, которая не будет стимулировать граждан добровольно откладывать выход на пенсию.

Так, если ваш стаж на момент выхода на пенсию составляет 20 лет и более, то каждый год откладывания выхода на пенсию даст вам увеличение пенсии даже меньшее, чем предусмотрено нынешнем законодательством.

Кроме того, если за несколько лет до выхода на пенсию доходы будущего пенсионера упадут, то соотношение между его индивидуальным доходом и средней зарплатой в стране снизится - в результате человек, добровольно отказавшийся от своевременного получения пенсии, рискует получить даже меньше, чем тот, кто своевременно вышел на пенсию. Пенсионная формула не создает стимулов для того, чтобы проработать хотя бы один лишний день после выхода на пенсию.

По сути дела, Минздрав предлагает возвратиться к формуле, которая была до 2002 года. Тогда она казалось плохой и неэффективной - такой она будет и сейчас. Эта формула не проще той, которая используется сейчас: человеку нужно держать в голове его зарплату, среднюю зарплату в стране. Конечно, это можно автоматизировать и сделать более понятным. Но можно сделать более понятной и формулу, используемую сейчас.

Абсолютно неясно, зачем менять эту формулу. Так невозможно ни ограничить дефицит Пенсионного фонда, ни стимулировать людей работать дольше. Единственный плюс для властей - возможность "в ручном режиме" регулировать выплаты. Индивидуальный доход можно ограничить 2 средними зарплатами, а если денег мало, то 1,5, а если совсем нет - 1,2 средними зарплатами. В итоге пенсии у всех будут одинаковыми - одинаково низкими.

Повышение тарифов для тех, кто выходит на пенсии досрочно, также выглядит необоснованно. Например, шахтеры выходят на пенсию на 15 лет раньше, но и живут на пенсии они меньше. Выплачивать повышенные взносы для них необоснованно: они заплатят намного больше того, что получат в сумме за время жизни на пенсии.

Работодатели также будут резко против такого повышения тарифов - один раз они уже смогли заблокировать подобные предложения. Предложения министерства экономического развития о введении небольших дополнительных взносов для "досрочников", создающих стимулы для сокращения "вредных рабочих мест", но не убивающие бизнес, выглядят более обоснованными.

Плохо выглядит и предложение Минздрава ограничить возможность работы на пенсии. В России на пенсии работают либо совсем бедные, либо богатые. Для первых сочетание зарплаты и пенсии - это единственная возможность поддержать нормальный уровень жизни. Им отказывать в пенсии просто некрасиво. Можно было бы исключить из этой системы только богатых, которые и без пенсии получают достаточно".


Опубликовано Финмаркет
      Опубликовать в своем блоге livejournal.com   


Материалы по теме

 
Мнение посетителей сайта, оставляющих свои комментарии на новости и статьи, может не совпадать с мнением редакции ИА «Финмаркет», и за содержание комментариев ИА «Финмаркет» ответственности не несет. При этом агентство оставляет за собой право модерировать и удалять любые комментарии посетителей сайта.
kAZdoDNUCxt    03.05.2012
Impressive brain power at work! Great aneswr!
Viktoriya    20.04.2012
"Плохо выглядит и предложение Минздрава ограничить возможность работы на пенсии"Согласна!У меня в 55 лет,стаж будет 35 лет,так неужели я ещё не заработала свою пенсию и не могу помочь детям поухаживать за внуками?А так как на наши пенсии можно только прозябать,считаю,что имею право подработать,например,вахтёром или где-то пол помыть.Но это подработка к пенсии,а не так чтобы,если работаешь,то пенсии тебе шишь.
александр    17.04.2012
Считаю указанную систему справедливой, хотя хотелось бы коэффициент замещения 50%. Сейчас на пенсию все равно невозможно жить, поэтому совершенно не понимаю таких страстей по ранней пенсии, а если есть на что жить, так можно и в любом возрасте не работать. Хорошо бы все-таки дать возможность работать после оформления пенсии: у меня, например 45 лет стажа будет в 66 лет. Почему бы не поработать еще года 4 за начисление определенного дополнительного процента к пенсии. А в целом - правильно: нет стажа, нет пенсии.
сергей    16.04.2012
Пенсия полная в 67 лет? Что Россия стала страной долгожителей?
Николай    13.04.2012
Планы как всегда хорошие, а вот реализация будет скорее всего "как всегда".

ПОДПИСКА НА РАССЫЛКУ АНАЛИТИКИ ФИНМАРКЕТ:

E-mail:     Код:    

НОВОСТИ В СЕТИ
.

.
.