.
.
СЕГОДНЯ:
.
.
.
интервью
.

Мы намерены и дальше пользоваться инструментом облигаций - совладелец девелопера Glorax
Девелопер Glorax под влиянием событий 2022 года, нелегкого для российской строительной индустрии, был вынужден заменить часть поставщиков материалов и оборудования. Кроме того, компания отложила запуск крупного проекта в Петербурге, а также перенесла размещение облигационного займа на 1 млрд рублей.
Девелоперу все же удалось по итогам прошлого года удвоить продажи жилой недвижимости, однако с учетом тенденций на рынке Glorax в ближайшей перспективе намерен сконцентрироваться на строительстве более доступного по цене жилья и традиционных для себя регионах присутствия.
О проектах компании, планах IPO и новой попытке выйти на рынок облигаций в интервью "Интерфаксу" рассказал первый вице-президент и совладелец Glorax Александр Андрианов.
- С какими результатами компания Glorax завершила 2022 год? Удалось ли превысить показатели 2021 года?
- Девелоперы по итогам прошлого года потеряли в выручке от 30% до 50% в зависимости от сегмента строительства. Тем не менее, по итогам 2022 года нам удалось увеличить продажи жилья в два раза по отношению к 2021 году, как в натуральном, так и в денежном выражении. Рост связан с выводом на рынок трех новых жилых комплексов в Санкт-Петербурге.
- Как изменилась стратегия Glorax в контексте текущих экономических условий? Какие задачи стоят перед компанией на ближайшую перспективу?
- В планах продолжение реализации текущих проектов, а также вывод на рынок новых объектов строительства, в частности, в новых для компании регионах. Так, в третьем квартале стартует строительство жилого комплекса в Нижнем Новгороде. Первая очередь строительства предполагает возведение двух башен с авторской архитектурой. Следующая очередь предполагает реконструкцию трех зданий ансамбля мельницы "Башкирова с сыновьями" (мукомольной мельницы торгового дома "Емельян Башкиров с сыновьями" - ИФ), признанных объектами культурного наследия.
С учетом сложившейся экономической конъюнктуры и смещения спроса на более доступное жилье, решили усилить своё присутствие в сегменте комфорт-класса. Сейчас на этапе проектирования и ближайшем выходе на стройку у нас находятся 850 тыс. кв. метров, а к 2025 году объем проектов в строительстве достигнет 1,5 млн кв. метров, в то время как ввод жилья - 500 тыс. кв. метров в год.
- Планируете ли увеличение земельного банка в этом году? В каких регионах и городах?
- Пока регионы присутствия остаются те же - Москва, Петербург и Ленинградская область, а также Нижний Новгород. Два земельных участка находятся в сделке, но мы о них расскажем подробнее позднее. Могу только сказать, что речь идёт о покупке земли в Нижнем Новгороде. Хотели бы ещё что-то приобрести в Москве, но рынок настолько ограничен и перегрет, что очень сложно найти участок с хорошей экономикой.
Эти рынки мы чувствуем и понимаем, а остальные для нас являются загадкой. Раньше смотрели другие регионы, но сейчас считаем, что необходимо достаточно умеренно развиваться из-за изменений геополитической обстановки.
- Консалтинговые компании с лета 2022 года говорят о снижении цен на рынке жилья в России. Застройщики, в свою очередь, запускают программы субсидирования ипотеки по околонулевым ставкам или предлагают дисконты. Как вы относитесь к такой практике? Предлагаете ли дисконты своим клиентам?
- Подобные меры стимулирует продажи жилья. Льготная ипотека - это один из инструментов, с помощью которых строительные компании пережили пандемию коронавируса и переживут, надеюсь, сегодняшнюю непростую ситуацию. Мы ушли от околонулевых ставок, но оставили субсидированную ипотеку под 3% годовых, также вместе с банком даём рассрочку на ипотеку под 1%.
Скидки на квартиры в размере до 10-20% предоставляли выборочно на ограниченное количество лотов.
- Думаете ли о сделках M&A? Например, активы шведской Bonava вам интересны?
- Покупка и присоединение компаний, работающих в нашем сегменте, действительно интересны для нас. Это также актуально для нас в связи с тем, что Glorax готовится стать публичной компанией к 2025-2026 годам. Расширение земельного банка и улучшение показателя EBITDA позволят укрепить позиции компании. Вместе с тем, принимая решение о покупке, в первую очередь мы будем оценивать портфель проектов компании и ликвидность активов, сам по себе чужой бренд для нас не имеет никакого значения.
Конкретно объекты Bonava для нас не представляют интереса.
- В 2022 году состоялось дебютное размещение облигаций Glorax на Московской бирже. В декабре ожидался выпуск 2-летних облигаций объемом 1 млрд рублей. Тогда сбор заявок, по данным источников на рынке, был отложен на неопределенный срок в связи с рыночной конъюнктурой. Какие именно причины побудили отложить размещение? Сохраняются ли планы по размещению?
- Да, дебютное размещение облигаций на сумму 1,5 млрд рублей мы провели в августе прошлого года, по его итогам благополучно выплатили купоны. Ожидали, что появится возможность для второго размещения в конце года, но организаторы первого выпуска посоветовали нам отложить размещение. При принятии решения мы ориентировались на мнения профессионалов и рекомендации банков.
Если судить по декабрьским отчётам, то размещения были у компаний с высоким рейтингом "ААА(RU)", наш рейтинг "BBB-(RU)", что влечёт повышенную ставку. В любом случае мы намерены дальше пользоваться инструментом облигаций.
- Когда рассчитываете объявить новый сбор заявок?
- Уверен, в течение полугода окно откроется. Мы понимаем, что у инвесторов есть финансовые ресурсы. Из динамики отчётов банков следует, что постепенно рынок оживает, несмотря на внешние факторы.
- В начале 2022 года российским застройщикам пришлось искать новых поставщиков строительных, отделочных материалов и оборудования из-за приостановки работы, а впоследствии и ухода иностранных производителей из РФ. Как в Glorax решается эта проблема? Насколько компания зависима от импортных составляющих?
- Традиционно доля импортных материалов и комплектующих в жилых комплексах бизнес-класса и выше составляет порядка 30%, комфорт-класса - порядка 10%. За рубежом обычно закупалось инженерное оборудование, а также отделочные материалы, предметы декора и интерьерная мебель для входных групп. Отдельные позиции удалось заместить аналогами из России и Азии. Например, в РФ налажено производство лакокрасочных изделий, керамогранита, керамической сантехники.
Что касается лифтового оборудования, то мы не видим проблем с его приобретением. Помимо известной четверки (американский Otis, финский Kone, немецкие Schindler и Thyssen), которая объявила о прекращении операционной деятельности и продаже активов в России, лифты выпускают турецкая Merih, греческая Kleemann и китайские Fuji HD, Canny, Xizi. При этом в массовом сегменте жилищного строительства преобладают российские игроки - Щербинский лифтостроительный завод, "Московское электрооборудование и лифты" и Карачаровский механический завод.
Дефицит наметился среди сложных типологий лифтов, рассчитанных на высотные здания более 30 этажей. Как правило, в таких домах установлены шахты уникальных размеров и выполнена кастомная отделка, а к лифтам предъявляются особые технические требования: предполагается высокая плавность движения, отсутствие вибраций и шумов.
- Ранее сообщалось, что Glorax займётся реставрацией рынка Апраксин двор в Петербурге и инвестирует в этот проект 50 млрд руб. На какой стадии находится реализация этого проекта? Какие видите основные сложности?
- Действительно, мы проявляли интерес к участию в проекте. Glorax и правительство города в рамках ПМЭФ-22 (Петербургский международный экономический форум) заключили соглашение о намерениях, но не более того. То есть документ носит декларативный характер и обозначает интерес к проекту, при этом он не устанавливает сроки или объем работ. По соглашению не предусматривается передача прав собственности или аренды на имущество в границах проекта от города к партнеру.
Кроме того, коммерческие помещения Апраксина двора имеют разветвлённую структуру собственности. Предприниматели и городская администрация делят 57 павильонов общей площадью 170 тыс. кв. м, из них более 10 тыс. кв. м сдаются в аренду. Сложная схема реализации и перечисленные нюансы пока не позволяют нам принять окончательное решение о том, насколько нам интересен проект.
- Кроме того, Glorax заявлял о планах по созданию общественно-деловой инфраструктуры в Петербурге с объемом инвестиций в строительство 73,3 млрд рублей. Что представляет из себя этот проект? В какие сроки он будет реализован?
- В нашем понимании, это может быть обширное пространство, включающее объекты деловой и коммерческой недвижимости. Предполагается объединение бизнес центров и коворкингов с коливингами, фитнес-клубами, кафе и магазинами. Рассматриваем разные локации под строительство, в том числе намывные территории Васильевского острова.
Как и по Апраксину двору, здесь действует соглашение о намерениях, которое ни к чему не обязывает компанию. С учетом текущий реалий и ситуации на рынке коммерческой недвижимости, мы отложили реализации этого проекта.
Опубликовано: ИА "Финмаркет"
.

Весной этого года одна из крупнейших саморегулируемых организаций на российском финансовом рынке - Национальная финансовая ассоциация (НФА) - добровольно отказалась от статуса СРО. Этому решению предшествовали длительные переговоры о возможном слиянии с другой ассоциацией, НАУФОР. В результате... читать дальше
.

Текущий сельхозгод (июль 2022-июнь 2023 гг.) стал особенным для российских экспортеров зерна. И не только потому, что в 2022 году был получен рекордный урожай, который резко повысил экспортный потенциал. Ситуацию существенно осложнили геополитические события. В результате высокий спрос на... читать дальше
.

Финансовый рынок России за три десятилетия накопил большой опыт работы в условиях стресса. Собственно, относительно длинных отрезков без потрясений в его современной истории наберется явно меньше, чем кризисов разной степени глубины.
Однако все они на фоне прошлогоднего идеального шторма... читать дальше
.

Заместитель министра здравоохранения РФ Сергей Глаголев рассказал в интервью корреспонденту "Интерфакса" Юлии Гапоненко о том, достаточно ли в стране лекарственных препаратов на фоне санкций, нет ли задержек в поставках иностранных препаратов, а также о том, сформирован ли запас лекарств на случай... читать дальше
.

Первый заместитель гендиректора госкорпорации "Роскосмос" Андрей Ельчанинов рассказал в интервью корреспондентам "Интерфакса" Александру Белову и Артему Рукавову о внутренней политике госкорпорации, международном сотрудничестве и финансовых оценках создания перспективной Российской орбитальной... читать дальше
.

28 февраля. FINMARKET.RU - Прошедший год стал настоящим испытанием на прочность для лизинговых компаний. На фоне ухода западных игроков, изменений в финансово-кредитной и валютной сфере им пришлось менять логистику и подходы к работе с клиентами, искать новых поставщиков.
О том, как выстраивался... читать дальше
.

Как Россия выполняет обязательства по экспорту оружия в условиях специальной военной операции, как показывает себя истребитель пятого поколения Су-57 в реальных боевых условиях, продолжаются ли переговоры с Турцией по С-400 и что покажет российская оборонка на выставке IDEX в Абу-Даби (ОАЭ),... читать дальше
.

Прошедший год стал годом тектонических сдвигов для российского платежного рынка. После ухода двух крупнейших глобальных игроков, Visa и Mastercard Национальная система платежных карт, оператор карт "Мир", фактически стала монополистом. О том, с какими вызовами столкнулась НСПК, как компания... читать дальше
.

Электронизация и регламентация закупок госзаказчиков и госкомпаний, аналогичное движение в сфере имущественных торгов фактически исчерпали возможности для интенсивного роста рынка электронных торговых площадок (ЭТП). Дальнейшее развитие этого рынка возможно за счет сегмента коммерческих закупок, а... читать дальше
.

"Яндекс Вертикали" - направление, в которое входят сервисы объявлений, отвечающее за решение различных пользовательских задач: от покупки автомобиля до билетов на поезд. Несмотря на то, что "Вертикали", в отличие от райдтеха и исторического поискового бизнеса, приносят "Яндексу" всего лишь 2% от... читать дальше
.
.