.
.
СЕГОДНЯ:
 
 
.
.
.
интервью
Главная  /  Интервью  /  Программу разработки стандартов для СПГ планируем завершить до 2025 года - глава Росстандарта
.
 
 
 
 
14 июля 2022 года 18:09

Программу разработки стандартов для СПГ планируем завершить до 2025 года - глава Росстандарта

Уход западных компаний с российского рынка, запреты на поставки в РФ широкого круга зарубежных товаров, технологий и услуг требуют ускоренного импортозамещения. Это ставит новые задачи перед Росстандартом - речь идет как об ускорении разработки и принятия новых ГОСТов, так и о совершенствовании процедур стандартизации.

О том, какие сферы стандартизации требуют особой проработки, почему постепенно некоторые ГОСТы вместо добровольных становятся обязательными, о разработке стандартов для сжиженного природного газа (СПГ), а также о том, каких результатов удалось достичь в рамках проверок качества топлива на российских АЗС, в интервью "Интерфаксу" рассказал руководитель Росстандарта Антон Шалаев.

- Многие планы и задачи из-за событий, которые разворачиваются в мире с конца февраля, были пересмотрены. Какие изменения в целом произошли или ожидаются в вашем ведомстве?

- Очевидно, что произошедшие события и изменившаяся внешняя геополитическая и социально-экономическая обстановка не могли не оказать влияния на деятельность Росстандарта. Основные направления работы нашего ведомства - стандартизация, метрология и контрольно-надзорная деятельность.

Если говорить о стандартизации, то задач стало существенно больше. Стандарты в современных условиях необходимо разрабатывать максимально оперативно. Это важно, чтобы обеспечить импортонезависимость в тех сферах, где, к сожалению, влияние импорта было достаточно велико - то есть в областях, где необходимо максимально быстро осваивать новые виды производства. Совершенствования процедур стандартизации требует ускоренное появление новых технологий и запрос на быстрое их внедрение со стороны отраслей.

Метрология - здесь тоже мы напрямую связаны с вопросами импортонезависимости. Сегодня эталонная база России, прежде всего база государственных первичных эталонов, основана на уникальных отечественных измерительных технологиях. По своим возможностям она зачастую превосходит лучшие зарубежные аналоги. При этом в части государственных первичных эталонов в 2021 году обеспечена полная независимость. Все 160 эталонов, используемых в России, - отечественной разработки и производства. То есть сборка, монтаж, запуск и наладка эталона, равно как и разработка программного обеспечения для управления процессом измерений и обработки результатов измерений, осуществлялись силами российских специалистов.

В то же время на местах предприятиями, к сожалению, зачастую используются средства измерения зарубежного производства.

Следует отметить положительную динамику импортозамещения средств измерений. Однако, если в таких областях, как измерения расхода жидкостей и газов, электрических величин, характеристик ионизирующих излучений, применяется значительная доля метрологического оборудования отечественного производства, то в отношении средств измерений, применяемых, например, в области радиоэлектроники и медицины, работы по импортозамещению находятся в самой активной стадии. В 2022 году совместно с Минпромторгом был впервые разработан и утвержден и реализуется план импортозамещения метрологического оборудования.

Ну и контрольно-надзорная деятельность. Совершенно очевидно, что в нынешних условиях плановые проверки являются определенным обременением для предприятий, о чем говорил и президент Владимир Путин, выступая на Петербургском международном экономическом форуме. В связи с этим в этом году все плановые проверки бизнеса, в том числе и контрольные проверки Росстандарта, остановлены, на них введен мораторий.

Таким образом, по все трем направлениям определенные изменения в нашей деятельности есть.

- Будет ли меняться подход к ГОСТам? Возможно, готовятся новые требования к какому-либо перечню продукции? Либо наоборот - послабления?

- Подход к ГОСТам в определенной степени меняется на протяжении последних пяти лет, с вступлением в силу законодательства о стандартизации. Нам удалось преодолеть тенденцию исключительного копирования зарубежных стандартов, принимая их "методом обложки". А ведь тем самым упрощались поставки зарубежных товаров на российский рынок, в то время как отечественным предприятиям приходилось осваивать принципиально новые, незнакомые для себя требования. Изменения процедур разработки стандартов позволили разрабатывать собственные уникальные ГОСТы, направленные на поддержку российских производителей, которые бы в свою основу включали именно российские технологии с возможным выходом в дальнейшем на экспортную составляющую. При этом очень важно добиться сокращения сроков их разработки. Для технологического прорыва стандарты в нынешних условиях нужно разрабатывать максимально оперативно. Сейчас средний срок - чуть больше 8 месяцев, это очень хорошая величина даже по сравнению с зарубежными органами по стандартизации. Еще два года назад эта величина превышала год, а пять лет назад - свыше двух лет, но наша цель еще выше - разрабатывать большинство стандартов в срок, не превышающий 6 месяцев.

Кстати, в этом году поставлен, если так можно сказать, рекорд. Был ГОСТ, который мы разработали за 82 дня - от момента идеи до его принятия. Поэтому ключевые направления сейчас, с точки зрения изменения работы по разработке ГОСТов, это опора на собственные разработки, а не копирование международных стандартов, и максимальное ускорение самих процедур.

- Какие новые стандарты были внедрены или планируются для нефтегазовой промышленности?

- Надо отметить, что нефтегазовая промышленность во многом для нас стала хорошим пилотным примером, площадкой, на которой мы смогли отрабатывать новые подходы к разработке ГОСТов. Ведь именно нефтегазовое высокотехнологичное оборудование столкнулось с санкционным давлением не сейчас, а еще в 2014-2015 годах. Оборудование, которое использовалось при освоении морских месторождений - системы подводной нефтегазодобычи, было зарубежным и, следовательно, производилось по зарубежным отраслевым стандартам. И когда в силу санкций зарубежные производители стали уходить, они уходили со своими зарубежными стандартами. Кроме того, применение зарубежных стандартов ограничивало возможности участия широкого круга отечественных предприятий в реализации подобных проектов. Поэтому с 2015 года была начата работа совместно с Минпромторгом и "Газпромом" по созданию своей уникальной нормативной базы в области системы подводной нефтегазодобычи. По состоянию на 2016 год в России не было ни одного нормативно-технического документа в области подводной нефтегазодобычи. С 2017 года начала формироваться нормативно-техническая база, обеспечивающая возможность выпуска оборудования для систем подводной добычи на действующих и разрабатываемых морских нефтегазовых месторождениях Российской Федерации, включая месторождения Арктического шельфа.

Разрабатываются стандарты на подводные трубопроводы, соединительные элементы систем подводной добычи, грузоподъемное оборудование для систем подводной добычи, оборудование для ремонта скважин, материалы и технологические процессы. К настоящему моменту утверждено уже более 100 стандартов в этой сфере, основная часть которых разработана в 2020-2021 годах. Наша задача сейчас - провести тоже самое в отношении сжиженного природного газа, с точки зрения его переработки, его транспортировки. Здесь тоже засилье зарубежных стандартов еще достаточно велико, поэтому приоритет именно данной разработке.

В апреле этого года по итогам совещания по развитию нефтегазовой отрасли президент дал поручение переходить от зарубежных систем стандартизации и сертификации в нефтегазовой области именно к отечественным отраслевым разработкам. По сути, мы уже это сделали в части подводной газонефтедобычи, и сейчас при активном участии бизнеса делаем в части сжиженного природного газа и других необходимых технологий. Первые стандарты для сжиженного природного газа появляются уже в этом году, в целом всю программу планируем завершить до 2025 года.

- А как обстоят дела с ГОСТами на продовольственные товары и строительные материалы?

- По строительным материалам большая работа тоже уже была проделана. Как говорить о новом качестве строительства, о новом качестве уникальных объектов, если они опирались на старые, во многом еще советские ГОСТы на стройматериалы? Поэтому за последние пять лет фонд стандартов строительных материалов обновился более чем наполовину. Эта работа продолжается. Сейчас, например, только что вышел новый стандарт на сэндвич-панели, появляются новые стандарты на инновационные строительные материалы. Также отмечу еще две важные группы ГОСТов, разработанных недавно. Это целая серия стандартов в области переработки отходов строительных материалов, которые возникают при строительстве. Многие из них могут быть пущены во вторичную переработку. И второе, это стандарты на методы испытаний стройматериалов на пожаробезопасность.

В части ГОСТов для продуктовой линейки можно говорить очень много. На продукты питания стандарты появляются постоянно, поэтому приведу просто один пример ГОСТа, который был принят на днях. Впервые в РФ был введен ГОСТ на шашлык. Этот полуфабрикат в последнее время стал популярным, продается в замороженном или охлажденном виде во многих торговых сетях. Но он производился по техническим условиям, ГОСТа на шашлык не было. Сейчас требования и к физико-химическим свойствам, и к органолептическим показателям, гостированы, чтобы в конечном итоге потребитель получал качественную продукцию.

- В мае на фоне антироссийских санкций из-за снижения доступности электронных комплектующих Росстандарт упростил требования к техническим характеристикам отечественных автомобилей. Каких параметров это коснулось? Какие изменения это несет для потребителей?

- Не могу согласиться с такой формулировкой - упрощения требований к автомобилям не произошло. Ни одно из актуализированных требований к колесно-транспортным средствам, которые сейчас введены, не влияют на безопасность транспортного средства. Но для того, чтобы обеспечить бесперебойное производство автомобильной техники российскими заводами, в силу определенных сложностей, связанных с логистикой, с поставками комплектующих, Росстандарт восстановил требования нескольких ранее существовавших стандартов. Опять-таки - не касающихся вопросов, связанных с безопасностью.

- Также недавно анонсировались планы по стандартизации услуг торговли. Когда планируется начать разрабатывать новые ГОСТы для ритейла? Каких изменений стоит ожидать и в какие сроки?

- Традиционно потребитель привык, что ГОСТы в большей степени относятся к конкретным изделиям. На самом деле за последнее время появилось огромное количество стандартов в области услуг. Но, к сожалению, существует определенное замедление со стороны гостирования услуг торговли. Мы очень благодарны нашим коллегам из Роскачества, которые предложили реорганизовать деятельность профильного технического комитета по стандартизации услуг в области торговли и его возглавить. Мы эту идею поддержали, внесли соответствующие изменения в распорядительные документы Росстандарта и уже в ближайшее время рассчитываем на появление новых ГОСТов в области ритейла, в области логистики, используемой для ритейла, в области автоматизированных систем, используемых ритейлом и так далее. Это в принципе тоже достаточно большой блок. Мы видим, что торговля, все ее сферы, от крупных торговых центров до небольших торговых точек у дома, требуют понятных единых правил, которые, в первую очередь, были бы направлены на получение качественных услуг потребителем. Работа начата, думаю, первые стандарты появятся уже в этом году, а дальше будем смотреть, какой план предложат коллеги из Роскачества.

- Относительно существующей базы ГОСТов, обновление которой Росстандарт начал в 2019 году. Как продвигается работа? Большинство стандартов по-прежнему остаются добровольными?

- Если говорить про работу по пересмотру базы ГОСТов, то на сегодняшний день можно сказать, что каждый существующий ГОСТ в той или иной степени подвергся критическому анализу. Начав эту работу несколько лет назад, в 2020 году ввели обязательную процедуру - оценку научно-технического уровня стандарта, что по сути означает оценку его применимости и актуальности, только после которой принимается решение об отмене или актуализации документа.

Растет количество ссылок на ГОСТы в нормативно-правовых актах. В несколько раз возросло количество ссылок на стандарты в закупочной документации. Поэтому случаев, когда добровольный стандарт в своем применении начинает приобретать характер обязательного документа, становится все больше, и я думаю, что эта тенденция будет продолжаться.

- Вопрос по качеству топлива на российских АЗС. Какова, по данным Росстандарта, доля контрафакта на сегодняшний день? Какие новые мероприятия и подходы, касающиеся топливного рынка, внедряются или разрабатываются на данный момент?

- На этот вопрос я отвечу цифрами. По итогам всех проведенных Росстандартом проверок в 2021 году общая доля выявленного контрафактного фальсифицированного некачественного топлива составила 4,9%. Напомню, что по итогам 2020 года эта цифра чуть превышала 7%, а когда мы только начинали работу, эта цифра была более 20%. Поэтому здесь налицо значительное снижение доли контрафактного и некачественного топлива.

Плановых проверок качества топлива в 2022 году, в силу обозначенного выше моратория, мы не проводим. Но, тем не менее, стараемся проводить разъяснительную, пропагандистскую деятельность - проходят мероприятия для розничной сети, издаются методические документы, обновляются стандарты. Например - на топливораздаточные колонки, используемые на сетях АЗС, с тем, чтобы не допускать такого вида некачественной услуги как недолив. Работа идет, и я думаю, что даже с учетом отсутствия плановых контрольно-надзорных мероприятий, доля контрафактного некачественного топлива будет снижаться. Задача дойти до "нулевого" показателя контрафакта по-прежнему остается актуальной.

- В декабре 2020 года совместно с Минэкономразвития была официально утверждена комплексная программа стандартизации в области искусственного интеллекта, которая в течение пяти лет предусматривает разработку более 200 стандартов. Как идет реализация программы? Корректировались сроки, планы?

- Не могу не поблагодарить многочисленных коллег, участвующих в разработке стандартов в области искусственного интеллекта - никаких корректировок плана в сторону увеличения сроков не произошло. Более того, программа актуализируется с учетом добавления в нее новых тем. По итогам 2021 года у нас уже есть 29 стандартов в области применения технологий искусственного интеллекта на транспорте, в сфере безопасности, а также новая серия стандартов в области искусственного интеллекта - в области клинической медицины. И эта работа продолжается самым активным образом.

В целом считаю, что в стандартизации сложилась ситуация, потрясающая по своим возможностям для технологического прорыва. Поэтому наша задача - всячески стимулировать разработку ГОСТов в новых отраслях. Кстати, в прошлом году Росстандарт впервые утвердил требования к цифровым двойникам изделий. Такого ГОСТа нет нигде в мире, а для развития цифровых производств это крайне необходимо. Поэтому движемся вперед.

- Если подытожить все сказанное - как в целом повлияло на цели и задачи Росстандарта введение антироссийских санкций?

- Задач стало намного больше, темпы работ должны быть быстрее, ГОСТов должно приниматься больше. К слову, в прошлом году мы приняли около 1,6 тыс. новых ГОСТов, что стало рекордной цифрой за последние годы. В этом году планируем выйти на еще более высокую планку. Не готов пока сказать, что осилим планку в 2 тыс., но во всяком случае такие амбициозные планы есть. Но отмечу, что количество ГОСТов не есть основной показатель, потому что грош цена тому стандарту, который принят, но не используется. Поэтому мы дорожим каждым новым стандартом, и особенно когда в его разработке самое непосредственное участие принимает бизнес, предприятия. В таких случаях можно быть уверенными, что этот стандарт направлен на пользу и развитие.

Опубликовано: ИА "Финмаркет"
 


.

12 сентября 2022 года 13:49
Вечер 15 июля подарил фондовому рынку одну из давно ожидаемых и одновременно неожиданных новостей - объединение ПАО "Россети" и дочернего ПАО "ФСК ЕЭС" в одну компанию. Причем состояться оно должно на базе ФСК. С тех пор стороны уже успели созвать собрания акционеров и объявить коэффициенты...    читать дальше
.
08 сентября 2022 года 11:15
Фото: Сергей Бобылев/ТАСС    читать дальше
.
26 августа 2022 года 12:29
Интересы "Атомэнергомаша" (машиностроительный дивизион "Росатома") выходят далеко за рамки атомной отрасли. Компания уже работает на стыке энергетики и судостроения, а также присматривается к проектам в области СПГ. О финансовых планах "Атомэнергомаша", текущих и перспективных задачах, а также о...    читать дальше
.
15 августа 2022 года 11:43
С июня этого года Денис Мантуров стал совмещать должности главы Минпромторга РФ и вице-премьера-куратора гражданской и оборонной промышленности. В своем первом интервью в новом статусе он рассказал "Интерфаксу" в каких направлениях Россия будет развивать технологический суверенитет, есть ли угроза...    читать дальше
.
05 августа 2022 года 14:22
Пермский "Промобот" - одна из крупнейших компаний в сфере сервисных роботов в Европе и производитель андроида "Дуняша", которая стала одной из самых упоминаемых "персон" прошедшего Петербургского экономического форума наряду с президентом РФ Владимиром Путиным и главой ДНР Денисом Пушилиным,...    читать дальше
.
30 июня 2022 года 12:10
Бункеровочная отрасль, как и многие другие, в изменившихся с февраля политических и экономических условиях столкнулась с неожиданными вызовами, которые ранее сложно было представить. Уход с российского рынка крупных зарубежных грузоотправителей, санкционные ограничения в отношении отечественных...    читать дальше
.
27 июня 2022 года 11:30
Транспортное машиностроение оказалось в эпицентре санкционной бури. Ограничения прямо ударили как по рынку сбыта для предприятий отрасли, сказавшись на железнодорожных перевозках, так и по поставкам жизненно важного оборудования и комплектующих, расчетам с контрагентами. Компании в спешном порядке...    читать дальше
.
23 июня 2022 года 11:29
Корпоративное управление - казалось бы, не самая чувствительная к санкциям тематика, ведь есть масса сфер деятельности, подверженных более прямым и жестким запретам. Но на деле многочисленные компании спустя пару месяцев после начала санкционной волны оказались на грани коллапса принятия решений....    читать дальше
.
22 июня 2022 года 14:45
Тренд на консолидацию отрасли автомобильных грузоперевозок в России сохраняется еще с допандемийных времен, хотя обрастает нюансами с каждым новым кризисом. На этот раз автоперевозчики оказались в ситуации, когда работу на сложившихся годами маршрутах нужно как минимум переосмыслять, купленные...    читать дальше
.
20 июня 2022 года 15:29
Андрей Костин в свое время ввел в активный оборот термин "дедолларизация", однако сам же подчеркивал: полностью уйти от доллара нельзя, по сути это - утопия. Главе ВТБ это было известно лучше многих, ведь банк и исторически имел значимый валютный бизнес, а бурное развитие...    читать дальше
.
Страница 1 из 7
.
.
.
.
.
.
.
.

.