.
.
СЕГОДНЯ:
 
 
.
.
.
интервью
Главная  /  Интервью  /  ОЭЗ в России сейчас конкурируют умением предлагать нестандартные решения - гендиректор "Титановой долины"
.
 
 
 
 
24 декабря 2021 года 09:29

ОЭЗ в России сейчас конкурируют умением предлагать нестандартные решения - гендиректор "Титановой долины"

Особая экономическая зона (ОЭЗ) "Титановая долина", развивающая две площадки в Свердловской области, планирует в перспективе 4 лет привлечь резидентов на большую часть участков.

На данный момент в списке резидентов зоны, созданной 11 лет назад, 19 компаний, которые уже инвестировали в проекты порядка 13 млрд рублей. До 2030 года объем вложений инвесторов, согласно планам, возрастет до 35 млрд рублей. При этом в последний год на первый план вышла работа по отсеиванию проблемных проектов путем ужесточения требований к резидентам.

О формировании пула инвесторов, их крупнейших проектах, конкуренции между российскими ОЭЗ и письме бизнесмену Илону Маску в интервью "Интерфаксу" рассказал гендиректор "Титановой долины" Андрей Антипов.

- Вы заняли пост гендиректора более года назад. Расскажите, что уже удалось реализовать? Как повлияла ситуация с пандемией на работу ОЭЗ?

- В первую очередь, мы сделали очень жестким подход к формированию пула резидентов с точки зрения обеспеченности их проектов финансовыми ресурсами. Впереди нам предстоит несколько расторжений договоров с резидентами, испытывающими проблемы с финансированием. Мы уже расстались с рядом компаний, которые зашли на площадку, и по разным причинам не смогли дальше двигаться. Такие истории были в прошлом году, есть в этом и планируются в следующем.

В их числе - "НордБазальт", который является нашим резидентом с 2016 года. Компания планировала вложить более 2 млрд рублей в строительство завода базальтовых композитов мощностью 5 тыс. тонн, но в итоге так и не приступила к реализации проекта.

Это такой естественный процесс отчистки территории от компаний, которые не осуществляют промышленно-производственную деятельность.

Еще раз отмечу, что сейчас при выборе резидента основное внимание мы обращаем именно на финансовую составляющую, обеспеченность этого проекта ресурсами. И я надеюсь, что те компании, которые придут к нам уже с учетом новых требований, будут до конца реализовывать свои проекты. Для нас это важно, так как мы формируем свои планы по строительству инфраструктуры в зависимости от планов резидентов.

- Почему уходят резиденты? И какие условия при расторжении договора?

- При расторжении соглашения резидент должен заплатить до 5 млн рублей штрафа. На уход компаний, в первую очередь, повлияла "ковидная" история, но есть и другие причины. Поначалу казалось, что все хорошо, но потом пошли сложности. Компании пересматривают свою стратегию, свои возможности. В существующих условиях рынок сбыта теряется, инвесторы начинают резать затратную часть. Естественно, что делается первое - режутся инвестпроекты. Хотя с точки зрения экономики интереснее, конечно, самому построить для себя производство, чем закупать, но многие компании сейчас не готовы это делать, учитывая большие риски.

- Какое количество новых компаний планируете привлечь?

- У нас есть плановые показатели, мы должны привлекать определенное количество резидентов в год. Мы можем привлечь одного резидента, и он будет занимать, например, 50 гектаров земли, но не давать больших инвестиций. Другая история, как, например, с совместным предприятием Evraz и "Рейл Сервис" - "Аллегро". Проект занимает 11 гектаров земли, при этом объем инвестиций у них 16 млрд рублей. К слову, для нас это очень важный резидент, мы долго готовились к совместной работе. Сейчас все реализуется в соответствии с планами, которые у нас есть. Они уже сделали довольно большой объем вложений, инвестировали порядка 4,2 млрд рублей в площадку на сегодняшний день. При этом работа у нас ведется синхронизированно. "Аллегро" - это проект по производству железнодорожных колес, поэтому для компании особо важным было наличие железнодорожной доступности.

Напомню, что в 2020 году правительство Свердловской области заключило концессионное соглашение, в рамках которого РЖД строит промышленную станцию с контейнерной площадкой на территории "Титановой долины" и реконструирует промышленную станцию в Верхней Салде (где располагается одна из двух площадок ОЭЗ - ИФ), увеличивая ее грузооборот до 500 тыс. тонн грузов. Для нас и для "Аллегро" очень важно, чтобы эти работы велись одновременно. Изначально планировалось завершить работы по строительству и реконструкции данных объектов до конца следующего года. Но РЖД идут с опережением графика, и мы пока оперируем цифрой июнь-июль 2022 года ввод в эксплуатацию.

Одновременно под "Аллегро" делается проект по увеличению энергетической составляющей, увеличивается мощность подстанции до 22,5 МВт. У них довольно большой объем потребления, учитывая значительный объем производства. Сейчас самое главное, это готовность инфраструктуры в определенный момент времени, который нужен нашему резиденту.

В середине декабря наш экспертный совет одобрил проекты еще трех потенциальных резидентов. В ближайшее время им будет официально присвоен соответствующий статус.

С ростом числа резидентов мы поняли, как важно сейчас заниматься кадрами, людьми. Мало построить завод, надо обеспечить его сотрудниками. Мы в эту тему погружаемся.

- Какие еще ваши резиденты требуют на сегодня отдельного внимания?

- Второй наш интересный резидент, который работает на площадке "Уктус" (вторая площадка ОЭЗ, расположена в 35 км от Екатеринбурга ), это Уральский завод гражданской авиации (УЗГА). Для нас это своеобразный якорь, вокруг которого мы хотим развивать площадку. В 2018 году они реализовали совершенно новое направление для Свердловской области - авиастроение. Это была сборка самолета L-410. Все начиналось с отверточной сборки, сейчас локализация составляет порядка 60-70%. У них огромные дальнейшие планы, и мы пытаемся им в этом помогать. Так, недавно они представили самолет "Байкал", который должен заменить советские "кукурузники". Сейчас на предприятии происходит разработка предсерийной модели, УЗГА делает довольно большой объем опытных образцов. Потом начнет их испытывать, после чего "Байкал" должен выйти в серию. Процесс непростой и небыстрый, но для завода это новая тема с большим объемом. Так как весь парк Ан-2 сейчас не в очень хорошем состоянии и это такая планомерная замена.

На сегодня правительством РФ предлагается 1,8 трлн рублей потратить на развитие региональной авиации, стимулируя компании, которые будут покупать эти самолеты. То есть создается большой рынок, где УЗГА как раз будет игроком, который будет эти самолеты продавать. Очень перспективная и интересная тема. Вторая тема - создание опытного образца 40-50-местного турбовинтового регионального самолёта на базе самолета L-610G (как прототипа). Это среднемагистральная авиация и понятный рынок. Сейчас проект на стадии НИОКР.

- Планируется ли расширение действующего производства УЗГА в связи с такими планами?

- Под эти проекты мы как раз сейчас формируем производственные мощности, строим для УЗГА несколько зданий. Общая площадь в итоге для этого резидента у нас займет примерно 17,5 тыс. квадратов (кв. метров). Сейчас L-410 делается в нашем здании, которое мы построили в 2018 году, площадью 11 тыс. квадратов. У нас уже такая наработанная схема взаимодействия с УЗГА. Мы сдаем здание в аренду, они заходят и реализуют свои производственные планы. И плюсом мы хотим максимально организовать все переделы, касающиеся деятельности завода. Так, например, в декабре у нас появился новый резидент "Исеть-инжиниринг", который планирует реализовать на площадке "Уктус" проект в кооперации с УЗГА, но дальше компания будет смотреть и на другие рынки.

В целом создание авиационного кластера на второй площадке для нас очень перспективная тема, мы там организовываем еще и технопарк "Авиатор". Он уже зарегистрирован, и сейчас наша задача аккредитовать технопарк в Минпромторге, что позволит привлечь федеральные деньги на компенсацию затрат на его строительство. Это такие" плюшки", которыми надо пользоваться.

Вообще сегодня много программ, которые позволяют помочь резидентам, субсидировать как-то их затраты, либо привлечь средства на более выгодных условиях. Такими инструментами надо пользоваться, и мы стараемся со своей стороны помогать в этом нашим резидентам.

- Недавно было заявлено о планах корпорации "ВСМПО-Ависма" и американской Boeing увеличить загрузку совместного предприятия Ural Boeing Manufacturing в Верхней Салде. Возможно, компании намерены расшириться территориально?

- Что касается планов по расширению. У Ural Boeing Manufacturing в основном длинные контракты, но в определенные моменты происходит их пересмотр. В 2020 году произошел резкий обвал по производству самолетов. К счастью, по 2023 году у них есть понимание по объемам, есть подписанный контракт о расширении сотрудничества. При этом увеличение производства, думаю, там не будет происходить. Тот объем, который подписывался, он выполняется существующими мощностями, и, по сути, они вернутся к доковидным показателям. 2019 год у них как раз был очень хороший. Они вышли из пике 2020-2021 года и сейчас начинают плотно работать.

- Сколько средств уже освоено существующими резидентами? Корректировались ли поставленные задачи?

- С точки зрения объема инвестиций, уже сейчас на двух площадках резидентами вложено порядка 13 млрд рублей, создано 1 тыс. 40 новых рабочих мест. При этом компании заплатили в виде налогов, таможенных пошлин и социальных платежей порядка 1,7 млрд рублей, на налоги из этих средств приходится порядка 550 млн рублей. Общий объем вложений в "Титановую долину" из государственного и регионального бюджетов составил порядка 4,9 млрд рублей. Учитывая, что на территории ОЭЗ действует льготный налоговый и таможенный режим, больше трети этих вложений на сегодняшний день уже окупились.

Если говорить о перспективах. Сейчас мы строим планы до 2030 года, ожидаем, что к этому времени общий объем инвестиций, которые вложат резиденты, будет в районе 35 млрд рублей. Выручка ожидается в пределах 140 млрд рублей, примерно 2,4-2,5 тыс. людей будет работать на обеих площадках. При этом на "Уктусе" будет меньший объем инвестиций, но больше объем выручки и больше количество сотрудников. "Верхняя Салда" - это в основном крупные промышленные производства, с довольно большим объемом капиталовложений, но с меньшим объемом выручки.

Активно привлекаем компании, которые точно будут реализовать свои планы на площадках. Примером тому служат резиденты, которые приступили к реализации проектов в прошлом году уже с учетом новых требований. Они уже выходят на земляные работы. Это прямой показатель того, как мы сейчас относимся к качеству резидентов.

- Какое количество резидентов потенциально может разместить первая, верхнесалдинская, площадка?

- Что касается площадки в Верхней Салде, сейчас там 9 резидентов. Двое из которых сейчас пересматривают свою стратегию. Мы помогаем и надеемся их сохранить. Вся площадка занимает 298 гектаров земли. Из нее полезной, той площади, которую мы можем выдать резиденту, порядка 195 гектаров. Сейчас занято порядка 54%, еще порядка 90 гектаров нужно заполнить. Поэтому важно получить качественного резидента, который займет, например, 30-50 гектаров. Такие проекты есть, ведутся переговоры. В целом эта площадка позволит реализовать любой сложный технологический проект. Это больше какие-то металлургические истории и механообработка. Так, мы надеемся, что у нас появятся еще проекты, связанные с механообработкой по титану, например с ВСМПО.

- Если говорить о второй площадке - "Уктус", которая была создана сравнительно недавно, в августе 2018 года, какие перспективы и особенности ее работы?

- "Уктус" мы можем себе позволить делать частями. Приоритет на качество заявок, а не на их количество. Сегодня мы столкнулись с тем, что есть большой поток желающих стать резидентами технопарка, расположенного на территории ОЭЗ. Региону нужны промышленные площади.

Изначально мы планировали, что на площадке "Уктус" у нас будет 10 млрд рублей инвестиций при количестве резидентов - 13-15 компаний. "Уктус", это в основном резиденты с низким классом опасности, там несколько (промышленных) переделов уже высокомаржинальных. Там нет каких-то производств типа литейного и металлургии, как на площадке в Верхней Салде. В основном это будет высокотехнологичное производство, для которого требуется меньшая площадь.

На вторую площадку резидент заходит в среднем с потребностью до 3 гектаров. Исключение составляет УЗГА, который занимает большую площадь, так как те проекты, которые он там делает, масштабные. Но чтобы локализовать компанию, связанную, например, с авиационными трубопроводами, нужно условно 500 квадратов производственных площадей. И этого будет достаточно. Если считать резидента в соотношении с занимаемой площадью, то это хорошая история.

При этом количество работающих людей там будет в разы больше, чем думали. Только у УЗГА в планах до 2030 года принять еще 1 тыс. 200 сотрудников. Сейчас у них работает на площадке порядка 560 человек. Всего на данный момент на второй площадке зарегистрировано 10 резидентов.

- Планируете ли создать третью очередь ОЭЗ? Какие площадки для этого считаете перспективными?

- Мы всегда думаем над расширением, площадей на самом деле остается не так уж и много. 90 гектаров мы хотим заполнить в течение трех лет, если говорить про Верхнюю Салду. "Уктус" заполнится довольно быстро, потому что сейчас там всего 96 гектаров, причем полезных, с учетом новых вводных, порядка 50 гектаров всего. На второй площадке мы выделили несколько этапов развития инфраструктуры для того, чтобы быть более эффективными. Находим резидента на определенный участок и строим объекты непосредственно под него, то есть синхронизируем процесс создания инфраструктуры и строительства там производственных мощностей. Первый этап мы планируем закрыть в 2022-2023 годах, потом приступим ко второму этапу, где обеспечение инфраструктурой будет идти в 2024-2025 годах. Думаю, к этому моменту мы полностью заполним площадку "Уктус" резидентами.

И уже дальше будем рассматривать создание третьей очереди. При этом цель сделать это без бюджетных средств или с их минимальным вложением. Найти компании, которые были бы потенциально готовы инвестировать свои деньги в инфраструктуру, с последующей компенсацией по ряду инструментов и программ, которые сегодня есть.

- Глава Свердловской области Евгений Куйвашев ранее предложил основателю компании Tesla Маску построить завод в "Титановой долине". Была ли обратная связь? Также недавно озвучивалось, что "Титановая долина" готова открыть лесоперерабатывающее производство для нужд компаний из Пакистана.

- По Маску мы даже направляли предложение, но ответа пока не получили. Мы не сильно верили, что они построят у нас завод, но надеялись, потому что по факту наша площадка может обеспечить любое производство на сегодняшний день. Мы делаем много предложений по разным направлениям. Работаем и с разными экзотическими компаниями, которые удивляются, когда мы на них выходим, потом начинают смотреть, считать и размышлять. Переговоров на самом деле довольно много идет с крупными игроками. Пока я не готов о них говорить, но они есть.

Также сейчас пытаемся и лесную тематику развивать в Верхней Салде. С предложением по переработке леса выходили на Пакистан. Пока окончательно обратной связи нет, но мы можем сработать в этом направлении. Для лесной тематики у "Титановой долины" есть сырьевая база, порядка 350 тыс. кубов леса, которые ежегодно можно купить. Вопрос в серьезном игроке, который придет, и мы сможем обеспечить получение этого леса в дальнейшую переработку. В этом направлении ведутся переговоры с рядом российских компаний.

Вообще привлекать резидентов нам помогает вся инвесткоманда региона. Это и губернатор, и министерство инвестиций и развития, и агентство привлечения инвестиций, и отраслевые министерства области. Работа ведется по всем направлениям.

- Как в целом оцениваете работу ОЭЗ на территории РФ?

- Мы видим, что сейчас в России пытаются создаваться условия для привлечения инвесторов, чтобы получались качественные проекты. Все программы, все субсидии, все бонусы, которые мы там видим для резидентов, связаны с налогами, которые эти резиденты будут платить. То есть, ты сможешь компенсировать свои затраты за счет налогового вычета в будущем. И эти потоки синхронизированы.

Такие вещи будут, наверное, развиваться все больше и больше. То есть не будет каких-то прямых поступлений, что ты что-то сделал и тебе за это дали деньги. Всегда будет идти некая дорога с двухсторонним движением - государства и частного бизнеса. То есть бизнес должен выполнять взятые на себя некие обязательства в части налогов, в части людей, которых он привлекает на работу, и государство это будет всячески стимулировать. То есть сотрудничество будет по принципу - вложись, заработай и получи.

Если в целом говорить про рынок, мы видим, что все ОЭЗ сейчас примерно одинаковые. Экономические условия с точки зрения получения льгот по налогам, таможенные преференции, они примерно все равны. ОЭЗ конкурируют уже готовой площадкой, умением решать нестандартные вещи, браться за нестандартные решения. Поэтому тенденция будет двигаться в этом направлении, мы все будем уметь создавать некий базовый набор инфраструктуры, который в будущем сможем под каждого резидента как-то затачивать, с максимальной эффективностью для него. Плюс дальше, думаю, будет происходить некое уравнивание тарифных, ресурсных составляющих. Сейчас мы конкурируем по разным ресурсным зонам: в зависимости от геолокации у площадок разные тарифы по электричеству, газу или воде.

Чего бы хотелось. Сейчас есть различные программы, которые позволяют получить некие "плюшки" для субъектов, и мы пытаемся ими пользоваться. Но они в большей степени сделаны как средняя температура по больнице. При этом у каждого региона есть свои особенности, некие свои желания, которыми можно более эффективно воспользоваться, не в ущерб основной идее, которая заложена в данном проекте. Мы хотим, чтобы так было, то есть иметь возможность на региональном уровне учитывать особенности, которые есть у области в этих программах. Это позволит более эффективно учитывать те сильные стороны, которые есть у региона и более эффективно реализовывать проекты.

Опубликовано: ИА "Финмаркет"
    Опубликовать в своем блоге livejournal.com   
.
Компании упоминаемые в новости:    ОЭЗ Титановая долина

Ключевые слова:    ОЭЗ,  ТитанДолина,  интервью


.

19 мая 2022 года 18:15
Транспортная блокада российской экономики стала одним из следствий военной операции РФ на Украине. Прервалось авиасообщение с "недружественными" странами, мировые лидеры морских контейнерных перевозок - швейцарская Mediterranean Shipping Company (MSC), датская Maersk и французская CMA CGM -...    читать дальше
.
19 мая 2022 года 12:44
Любой кризис обнажает проблемы, и на фоне происходящего в геополитике и экономике недропользователи России столкнулись с трудностями, которые прежде не решались годами, а теперь стали настоящим камнем преткновения. Страна, обладающая уникальными природными ресурсами, вдруг ощущает нехватку...    читать дальше
.
21 апреля 2022 года 10:29
Развитие Северного морского пути (СМП) - один из тех проектов, которые претендуют на неизменность планов даже в новых, резко изменившихся геополитических и экономических условиях. О том, как компании и ведомства намерены обеспечить рост грузооборота по Севморпути, темпах строительства новых...    читать дальше
.
07 апреля 2022 года 15:58
Больше месяца вводятся, вступают в силу различные антироссийские санкции, под которые напрямую подпали сотни компаний и организаций, из-за которых остановили или приостановили свою деятельность в РФ сотни же иностранных компаний. О влиянии санкций на российский IT-рынок и, в частности, на сегмент...    читать дальше
.
06 апреля 2022 года 17:36
РФ и Украина - важные для мирового рынка АПК поставщики, поэтому на фоне российской военной операции эксперты всерьез заговорили про мировой продовольственный кризис. А на внутреннем российском рынке, несмотря на самообеспечение основными продуктами питания, вновь, как в 2014 году, поднялась тема...    читать дальше
.
01 апреля 2022 года 11:57
Первое воскресенье апреля в России - день геолога, профессиональный праздник тех, кто обеспечивает будущую добычу полезных ископаемых, разведывая их новые запасы. Но разгорающийся экономический кризис грозит очередным сокращением геологоразведочных работ, потому что первое, что режут добывающие...    читать дальше
.
01 марта 2022 года 16:23
Замглавы Минэкономразвития рассказал о запуске экспериментальных правовых режимов, подходах к регулированию данных, экосистем и криптовалют и внедрении искусственного интеллекта - Какие главные итоги 2021 года в области нормативного регулирования цифровой среды вы можете выделить? Что удалось...    читать дальше
.
16 февраля 2022 года 12:17
Юниорная компания "АЛМАР - алмазы Арктики" в марте планирует первичное размещение акций на "СПБ Бирже", средства от которого пойдут на финансирование развития бизнеса. "АЛМАР" намерена с 2024 года добывать до 1 млн карат алмазов в год, что позволит занять 0,5% мирового рынка алмазов. Генеральный...    читать дальше
.
14 февраля 2022 года 15:12
Автолизинговая отрасль за 15 лет прошла глубочайшую трансформацию: если раньше здесь доминировали частные лизинговые компании (ЛК), то сегодня и в этой сфере государственные и квазигосударственные игроки почти вытеснили "частников". Тем не менее, среди лидеров все же остались игроки, которые...    читать дальше
.
11 февраля 2022 года 09:17
Крупнейший мировой производитель промышленного шоколада и какао-продуктов Barry Callebaut, который объединяет более 60 предприятий, в прошлом году увеличил число своих предприятий в России до трех, купив обанкротившуюся фабрику в Калининграде. О том, с чем связан интерес компании к российскому...    читать дальше
.
Страница 1 из 7
.
.
.
.
.
.
.
.

.