.
.
СЕГОДНЯ:
 
 
.
.
.
интервью
Главная  /  Интервью  /  Гендиректор "Атомэнергомаша": прирост выручки будет сильно опережать прирост портфеля заказов, но это нормально
.
 
 
 
 
02 сентября 2021 года 12:19

Гендиректор "Атомэнергомаша": прирост выручки будет сильно опережать прирост портфеля заказов, но это нормально

Дивизион "Росатома" АО "Атомэнергомаш" - один из крупнейших машиностроительных холдингов России. Компания занимается проектированием и изготовлением оборудования как в традиционной атомной сфере, так и в судостроении, в нефтегазовой области, развивает направление СПГ. О проекте энергоснабжения Баимского ГОКа, планах по созданию линейки плавучих энергоблоков и идее строительства в России мини СПГ-заводов в интервью "Интерфаксу" рассказал генеральный директор "Атомэнергомаша" Андрей Никипелов.

- ГК "Росатом" в этом году получила проект по энергоснабжению Баимского ГОКа на Чукотке. О каком количестве плавучих энергоблоков для проекта идет речь?

- По тому графику, который у нас обсужден с заказчиком (казахстанская KAZ Minerals) на сегодня, "Атомэнергомаш" должен поставить четыре МПЭБа - это модернизированные плавэнергоблоки, для обеспечения примерно 320 МВт мощности. Планируется, что они будут работать по схеме 3+1. То есть три будут работать постоянно, а четвертый станет резервным.

Первые два МПЭБа должны быть изготовлены к концу 2026 года. Их ввод в эксплуатацию в бухте Наглейнгын предполагается в начале 2027 года. Из-за столь коротких сроков в плане производства перед нами стоят суперсложные задачи.

- Где планируется строить МПЭБы?

- МПЭБ - необычный объект в том смысле, что это не судно в привычном понимании этого слова. Основная задача плавэнергоблока - энергообеспечение. Что касается изготовления, основное - энергетическое оборудование - мы будем делать в России.

Теперь что касается верфи: к сожалению, мы видим, что ни одна из компаний, которые в состоянии изготовить корпуса МПЭБов, в необходимые нам сроки в России сегодня этого сделать не может в силу своей текущей производственной загруженности. Поэтому "Атомэнергомаш" будет размещать заказы на первые два корпуса за рубежом для обеспечения сжатых сроков поставки. Речь, подчеркиваю, идет только о производстве корпусов, потому что все остальное мы изготовим здесь.

План у нас такой: корпус МПЭБа будет произведен за рубежом, отбуксирован в Россию, где на него установят все остальное - энергетическую часть (реакторную установку, турбину) и прочее. Затем будут проведены комплексные швартовые испытания, загрузка топлива, проверка работы сначала в холодную, затем в горячую - и запуск энергосистемы. После этого сдадим ПЭБ заказчику на месте постоянной эксплуатации.

- У какой зарубежной компании планируете разместить заказ на корпуса?

- Мы еще в процессе выбора подрядчика. Из-за сжатых сроков мы сначала выяснили, кому из компаний проект интересен. Затем провели технический аудит, чтобы убедиться в том, что выбранные компании в принципе в состоянии изготовить нужный нам объект. Теперь же мы в процессе выбора поставщика из проаудированных компаний.

- В каких странах находятся ваши потенциальные подрядчики?

- Пока выбор не сделан, об этом говорить рано.

- Атомэнергомаш занимается также разработкой техпроекта оптимизированного плавэнергоблока (ОПЭБ), в чем разница между ОПЭБом и МПЭБом?

- Чтобы не запутаться в аббревиатурах, нужно понимать основную линию. Единственный на сегодняшний день работающий плавэнергоблок - это плавучая атомная теплоэлектростанция (ПАТЭС) "Академик Ломоносов", которая вырабатывает электроэнергию и тепло. Таковы были условия и потребности ее заказчика.

Когда мы думали о продвижении плавэнергоблоков как продукта на мировой рынок, то поняли, что востребованность тепла абсолютно неочевидна - например, в жарких странах электроэнергия точно нужна, а тепло - нет. Поэтому основная задача таких станций - прежде всего выработка электроэнергии. А когда функция обеспечения тепла из технического задания уходит, то меняется и конфигурация плавэнергоблока.

ПАТЭС создана так, что может работать совершенно автономно: давать электроэнергию и тепло, хранить отработанное ядерное топливо, а для экипажа обеспечены нормальные условия, включая маленький баскетбольный зал и прочие бытовые удобства.

Вместе с тем, мы посчитали, что строить полноценный жилой блок со всеми удобствами и спортзалом - это дорого, поэтому в проекте ОПЭБа мы уменьшаем жилую часть, а также убираем отсек, который на ПАТЭС "отвечает" за хранение отработанного ядерного топлива.

Правда, по вопросу отсутствия жилого блока на ОПЭБ у нас до сих пор есть некоторые сомнения. Ведь если говорить об арктическом климате - сильном ветре, пурге, то, возможно, лучше, чтобы основной персонал все же жил непосредственно на блоке - так просто надежней. Хотя, на мой взгляд, береговые жилые сооружения построить намного проще и быстрее, чем предусматривать их в конструкции ОПЭБа, но это уже нюансы.

Логика использования ОПЭБов - это поставка электроэнергии и 8-10 лет работы. После чего блок должен быть отбуксирован с места эксплуатации для проведения регламентных работ, касающихся обслуживания корпуса судна и замены топлива.

Резюмируя, ПАТЭС - это тепло, электроэнергия, отсек для отработанного ядерного топлива плюс полноценный жилой блок для персонала. ОПЭБ - отсутствие отсека под хранение ядерного топлива и уменьшенные в связи с этим размеры корпуса судна. Но ключевое отличие - это другой реактор. На ПАТЭС стоит реактор КЛТ-40С, а на ОПЭБе и МПЭБе будет установлен РИТМ-200. Реактор РИТМ-200 - это на 20% больше мощности по сравнению с ПАТЭС и, соответственно, более долгий период работы без перезагрузки топлива.

Поставка ОПЭБа - это небыстрый процесс. Чтобы сделать ОПЭБ, нужно сначала закончить его общетехнический проект, а с ним мы пока находимся в начальной стадии. Поэтому, исходя из тех сроков, которые у нас есть, было принято решение изготовить промежуточный вариант между ПАТЭС и ОПЭБ - МПЭБ. В нем мы используем большую часть оборудования, не связанного с энергетикой от проекта ПАТЭС, как готовое техническое решение. Главное, что меняется, это реактор: вместо КЛТ-40С устанавливаются два реактора РИТМ-200. Соответственно, меняются турбины, потому что новая реакторная установка мощнее и турбины под нее нужны более мощные. Если бы не было таких сжатых сроков по поставке для Баимского ГОКа, то мы бы и для него строили ОПЭБ, а не МПЭБ.

- То есть МПЭБ - это модернизированная ПАТЭС?

- Да. МПЭБ - это модернизированная ПАТЭС. У нее останется корпус как у ПАТЭС, но станция будет производить только электроэнергию - уже без тепла, и, по сравнению с ПАТЭС, электроэнергии она будет производить на 20-30% больше за счет другой реакторной установки. На МПЭБ также предусмотрено меньшее количество персонала.

Электрическая мощность новых плавэнергоблоков - порядка 100 МВт против 70 МВт у ПАТЭС, но их можно сделать еще мощнее. Если заказчику понадобится больше электроэнергии, потенциально на ПЭБ можно поставить установки РИТМ-400 и получить уже 200 МВт мощности.

Мы планируем создать целую линейку плавэнергоблоков - с вариантами и по мощности, и по исполнению. По исполнению думаем как минимум о двух вариантах - арктическом и тропическом, чтобы такие электростанции могли работать в разных климатических условиях.

- Не рассматривается ли вариант использования ОПЭБа для замещения ПАТЭС на время ремонта, после того как Билибинская АЭС и Чаунская ТЭЦ будут выведены из эксплуатации?

- Это вопрос к концерну "Росэнергоатом" как к эксплуатирующей организации. ОПЭБ, конечно, может заменить ПАТЭС в части выработки электроэнергии. Отдельный вопрос, как в этом случае обеспечивать еще и теплоснабжение, но он технически решаем. Если заказчику понадобится, техническое решение мы найдем.

- То есть вы готовы поставить ОПЭБ, если будет необходимость?

- Да.

- Планирует ли "Атомэнергомаш" покупку судоверфи?

- Я очень рассчитываю на то, что тема плавэнергоблоков будет развиваться. Но, что называется, невозможно одинаково эффективно владеть газетами, заводами, пароходами - все же должна быть какая-то специализация. У "Атомэнергомаша" нет планов становиться полноценным производителем судов - не энергетических объектов в плавучем исполнении, а именно судов. Мы не планируем строить рыболовные траулеры или круизные лайнеры. В этом смысле верфь нам не нужна.

"Атомэнергомаш" заинтересован в том, чтобы обеспечить себе надежных партнеров, которые, если нам понадобится, будут в состоянии изготавливать корпуса для плавучих энергоблоков в нужные нам сроки.

Нас интересует не кораблестроение как таковое, а оснащение, оборудование для него - много большого и сложного "железа": большие винты, валопроводы, насосы, арматура и многое другое. У нас есть соответствующие бизнес-подразделения: мы создали филиал в Архангельске, будем создавать филиал в Петербурге под изготовление МПЭБов. В любом случае тема судостроения для нас интересна и важна, но корабли мы строить не хотим.

- В 2020 году "Атомэнергомаш" сообщал о планах локализации в России южнокорейского производства СПГ-оборудования для судостроения. На каком этапе эти планы сегодня?

- Пока подвижек нет. Желающих сделать реальную локализацию нет, а поговорить о ней - желающие есть. Мы готовы изготавливать оборудование как собственной разработки, так и чужое, и таким образом обеспечить локальное производство. Главный вопрос: заказчик должен захотеть получить локализованное оборудование из России.

Наша задача - всех убедить, что оборудование российского производства не хуже мировых аналогов, а может и лучше, и что оно полностью соответствует тем задачам и техническим параметрам, которые заложены в техпроекте.

- Вы активно работаете в проектах СПГ. В этом году вводите в эксплуатацию испытательный стенд для СПГ-оборудования. Востребован ли сейчас будет этот стенд?

- Стенд построен. Получено разрешение на его ввод в эксплуатацию. Остался ряд юридических процедур: объект еще нужно зарегистрировать как опасное производство, поставить на баланс, зарегистрировать в кадастре и так далее.

Чтобы начать проводить на стенде испытания, нужно обеспечить его техническую готовность - закачать в емкости в нужном количестве сжиженный газ, азот. Обеспечить стенд сжиженным газом - не проблема, потому что его расход не так уж велик, а по азоту ситуация сложней, поскольку наработка сжиженного азота для стенда требует нескольких месяцев.

Сейчас мы как раз находимся в фазе финальной подготовки. Наша цель - начать первое испытание в декабре этого года.

- Какое оборудование можно будет испытывать на этом стенде?

- Стенд строился под техзадание, которое было согласовано не только Минпромторгом и не столько "Росатомом", сколько, в первую очередь, потенциальными заказчиками испытаний. Это отечественные компании, которые так или иначе занимаются СПГ - "Роснефть" (в части судостроительных проектов), "Газпром" и "НОВАТЭК".

Стенд рассчитан на три большие номенклатуры: насосы, детандеры и компрессоры. Поскольку компрессоры "Атомэнергомаш" не производит, эту часть стенда мы построили для тех, кто их когда-нибудь произведет и придет испытывать. Мы, в первую очередь, заинтересованы в испытаниях насосов, поскольку сами их производим.

Пока что очереди из желающих что-либо на стенде испытать нет.

- Могут ли зарубежные компании испытывать свое оборудование на вашем стенде?

- Могут. Абсолютно любая компания может прийти и испытать нужное ей оборудование в соответствии с техническими возможностями стенда.

- Расскажите о своих планах по строительству СПГ-заводов.

- У "Атомэнергомаша" пока нет подписанного и утвержденного плана по строительству СПГ-заводов, но мы периодически обсуждаем этот вопрос с регионами. Так или иначе, я верю в СПГ-тему. Верю, что у нас в стране это перспективное направление бизнеса.

Наша идея заключается в строительстве мини СПГ-заводов. Доступ к магистральным газопроводам есть не везде. Если доступа к магистральному газу нет, а потребность в нем есть, можно построить маленькую установку, которая берет газ из магистральной трубы и сжижает его - а потом в сжиженном состоянии газ отправится в нужное место. Это тоже называется СПГ-заводом, но малотоннажным. В такой проект можно также включить строительство автозаправочных СПГ-комплексов.

Но, как и в любом инфраструктурном проекте, здесь все замкнуто циклическим образом. Потенциальные потребители говорят: "Если бы у нас была создана инфраструктура, мы бы, конечно, ею воспользовались". А тем, кто строит инфраструктуру, необходимо в свою очередь гарантировать на нее спрос.

Сейчас мы с несколькими регионами изучаем потенциал по малотоннажному СПГ, чтобы понять, есть ли у нас какой-то взаимовыгодный интерес.

- С какими регионами обсуждаете этот вопрос?

- У нас подписаны соглашения с Якутией, Омской и Владимирской областями. Идет взаимодействие еще с четырьмя регионами. Мы ждем заинтересованности и активности в вопросах газификации от региональных органов власти и готовы рассмотреть возможность реализации проектов малотоннажного производства СПГ в любом субъекте Российской Федерации.

Подобные проекты могут быть интересны и там, где нужно заменить старые ТЭЦ - например, автономными газовыми электростанциями. Повторяю, мы открыты к сотрудничеству с любым регионом. Главное, чтобы там на малотоннажное производство СПГ был спрос.

- Компании "Атомэнергомаша" разрабатывают проект реактора БН-1200. На какой стадии он сейчас находится?

- Когда "Атомэнергомаш" подготовил эскизный проект реакторной установки на быстрых нейтронах БН-1200, мы получили много вопросов относительно ее дороговизны. Была проведена большая работа, чтобы наша установка стала меньше, компактнее и мощней. Мы смогли уменьшить здание реакторного отделения, а мощность реактора - увеличить. Капиталоемкость всего реакторного отделения для будущей станции уменьшилась в целом на 30%. На этом у нас закончился этап эскизного проектирования, и мы перешли к разработке технического проекта реакторной установки. Его планируется закончить в этом году.

По отдельным направлениям у нас еще будут продолжаться работы, связанные с НИОКР, но, в целом, в конце года "Атомэнергомаш" будет готов к переходу к активной фазе. Вопрос за государством, за энергорынком. Если они решат, что БН-1200 пора строиться, то мы с большим удовольствием приступим к выполнению этой задачи.

Дальше вопрос в разработке техпроекта уже всей станции. На него нужно время и самое главное - нужно решение такую станцию построить. Со своей стороны, мы готовы и очень ждем старта реализации этого проекта.

- Если говорить про финансовые показатели - каким в целом был прошлый год, чего ожидаете в текущем? Возможно, уже есть прогнозы на 2022 год?

- 2020 год "Атомэнергомаш" закончил с 10% ростом по выручке по сравнению с предыдущим годом. На протяжении последних лет мы наблюдаем ежегодный рост показателей. В прошлом году дивизион изготовил рекордное количество реакторов и парогенераторов: наш волгодонский завод "Атоммаш" сделал три реактора и 18 парогенераторов - это рекордный показатель даже для благополучных для атомного машиностроения советских времен. Портфель заказов, с которым "Атомэнергомаш" закончил 2020 год, был на уровне 850 млрд рублей, что тоже больше показателя предыдущего периода. В 2021 году также ожидаем рост.

- За счет чего?

- Прежде всего за счет реализации дорожной карты по строительству АЭС большой мощности. На протяжении нескольких лет мы подписывали контракты, а теперь - в ближайшие 4-5 лет будем их выполнять. Поэтому ближайшие годы будут для нас крайне напряженными с точки зрения производственных задач.

Выручка "Атомэнергомаша" за прошлый год составила 83 млрд рублей. В этом году ожидаем выручку в размере 112 млрд рублей, а в 2023-2024 годах рассчитываем выйти на уровень 150-160 млрд рублей. То есть по сравнению с 2020 годом показатель должен удвоиться.

Выручка будет расти, но получать новые контракты с такой же скоростью мы не сможем. Если до этого у нас темпы прироста портфеля сильно превышали темпы прироста выручки, то сейчас наоборот: темпы прироста выручки будут сильно превышать темпы прироста портфеля. Но это нормальный процесс.

Наша задача на ближайшие годы - обеспечить выполнение "дорожной карты" в сочетании с выполнением целей по новым продуктам и рынкам - по плавэнергоблокам, газонефтехимии, мусоросжиганию - по всем тем направлениям, где мы активно движемся вперед. Поэтому, как говорится, грех жаловаться, все у нас хорошо.

Опубликовано: ИА "Финмаркет"
      Опубликовать в своем блоге livejournal.com   
.
Компании упоминаемые в новости:    Атомэнергомаш

Ключевые слова:    РФ,  Атомэнергомаш,  интервью


.

25 октября 2021 года 11:18
Группа "Черкизово", один из лидеров мясного рынка РФ, в этом году, как и вся отрасль, оказалась "между молотом и наковальней". С одной стороны - существенный рост затрат, который не позволяет в полной мере сдержать даже вертикальная интеграция группы и ведет к повышению цен на продукцию, с другой...    читать дальше
.
21 октября 2021 года 12:06
Российский рынок пива в этом году замедлил рост, несмотря на жаркое лето. Это происходит потому, что на отрасль начинает действовать повышение акцизов после их заморозки в 2017-2019 годах, считает председатель совета Ассоциации производителей пива Андрей Губка. В АПП входят три крупнейшие...    читать дальше
.
19 октября 2021 года 11:22
Летом и осенью этого года биржевые цены на газ в Европе достигли рекордных значений, что, по мнению аналитиков, может серьезно ударить по европейской и глобальной экономике. О том, какими последствиями чревата эта ситуация и что она означает для России, как в Москве относятся к возможным...    читать дальше
.
11 октября 2021 года 17:18
Строительный бум, наблюдающийся в России с конца 2020 года, и ралли на сырьевых рынках привели к резкому росту цен на стройматериалы. Подорожание, очевидно негативное для потребителей, одновременно повышает привлекательность российского рынка для производителей. Ведь теперь капиталоемкие проекты...    читать дальше
.
08 октября 2021 года 17:16
Инвестиционная программа "Газпрома" в последние месяцы оказалась в центре внимания без преувеличения всей Европы. Однако есть отрасль, которая чутко реагировала на любые изменения капвложений концерна невзирая на ценовые рекорды или провалы газового рынка. Сегмент труб большого диаметра в...    читать дальше
.
06 октября 2021 года 11:02
Нормы закона об упрощении эмиссии ценных бумаг вступили в силу с 2020 года. В его рамках ЦБ РФ провел масштабную работу по реформе регистрации новых выпусков: сократил сроки процедур, ввел возможность электронной регистрации, а также передал часть полномочий по регистрации выпусков регистраторам....    читать дальше
.
29 сентября 2021 года 12:39
Итоги первого конкурса стартовавшей в сентябре в РФ новой программы поддержки возобновляемой энергетики (ДПМ ВИЭ) удивили всех. Часть заявок ПАО "Фортум" в ветрогенерации оказалась уже дешевле, чем цена мощности на обычном конкурентном отборе, при том, что средняя цена заявок участников конкурса...    читать дальше
.
28 сентября 2021 года 14:57
Российское подразделение H&M (Hennes & Mauritz AB) - одного из крупнейших в мире fashion-ритейлеров - в этом году вошло в пятерку лидеров по объему продаж. По итогам II финансового квартала (завершился 31 мая) РФ уступает только рынкам США, Германии и Великобритании, обогнав Китай, Швецию, Италию...    читать дальше
.
20 сентября 2021 года 13:51
20 сентября. FINMARKET.RU - Крупных подрядчиков, способных осилить многомиллиардный дорожный проект, на российском рынке можно пересчитать по пальцам. Все они в настоящее время загружены не только госконтрактами, но и сопутствующими проблемами ценообразования. О том, как на строителей повлиял...    читать дальше
.
17 сентября 2021 года 15:59
Evraz занимает почти 15% мирового рынка ванадия, уступая только китайским производителям. По итогам 1-го полугодия выручка группы от продажи ванадия выросла на 40% вслед за скачком средней цены реализации почти на треть, произошедшим на фоне восстановления мирового спроса на сталь после отмены...    читать дальше
.
Страница 1 из 9
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.

.