.
.
СЕГОДНЯ:
 
 
.
.
.
интервью
Главная  /  Интервью  /  Примерно 15% кредитов компаниям может попасть под реструктуризацию к концу года - зампред Сбербанка
.
 
 
 
 
06 мая 2020 года 13:11

Примерно 15% кредитов компаниям может попасть под реструктуризацию к концу года - зампред Сбербанка

Участие в спонсируемых государством программах поддержки бизнеса и граждан - далеко не единственная и не самая сложная задача, которую пандемия коронавируса ставит перед крупнейшими российскими банками. Им предстоит решать проблемы заемщиков-юрлиц, которые уже сейчас начинают испытывать сложности с обслуживанием обязательств и становятся кандидатами на реструктуризацию долгов. О ситуации в разных отраслях и об ожиданиях на этот год "Интерфаксу" рассказал зампред правления Сбербанка России Анатолий Попов, курирующий в банке корпоративный бизнес.

- ЦБ в конце апреля опять снизил ставку, причем использовал широкий шаг в 50 базисных пунктов. По идее ставки в корпоративном кредитовании сейчас должны снижаться, но риски очень высоки. Что в Сбербанке сейчас происходит со ставками по кредитам корпоративным клиентам?

- После наблюдавшейся в марте волатильности на рынках сейчас мы видим стабилизацию, в том числе благодаря действиям регулятора. Сейчас уже существует достаточно программ кредитования с господдержкой ("Кредит под 0" и прочие) для компаний, попавших в непростую ситуацию из пострадавших от коронавируса отраслей. Там мы устанавливаем фиксированные ставки.

По многим корпоративным кредитам у нас плавающие ставки, они привязаны к ключевой ставке ЦБ. Тут ставка следует за рынком и за снижением ставок.

По фиксированным ставкам мы сейчас благодаря действиям ЦБ по снижению ключевой ставки наблюдаем тоже стабилизацию на уровне, который был до конца февраля. Условия по действующим договорам не меняем.

- Некоторые компании решили не пользоваться мораторием на банкротство, чтобы иметь возможность выплачивать дивиденды. Много ли таких среди ваших клиентов? Как вообще это нововведение с мораторием на банкротство влияет на работу с клиентами, ведь многие воспользуются опцией?

- Возможность официально заявить об отказе от моратория на банкротство появилась только 24 апреля. Список таких компаний открытый, публикуется в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве, пока там не так много юрлиц.

Мораторий на банкротство, конечно, несколько ограничивает нас в возможности применения инструментов взыскания проблемной задолженности, но сейчас эта мера для нас некритична. В целом мы считаем эту меру своевременной.

- Какой у Сбербанка сейчас уровень просрочки в корпоративном портфеле и какой уровень ожидаете на конец года?

- Размер просроченной задолженности с начала года у нас сократился. Мы не ожидаем его сильного увеличения к концу года. Но многим компаниям в связи со сложившейся ситуацией требуется реструктуризация. Сбербанк является индикатором положения в российской экономике в целом. Есть оценки о том, что к концу года 15% долга российских компаний может быть реструктурировано. Справедливо говорить о том, что к концу года на реструктурированные кредиты будет приходиться примерно 15% корпоративного портфеля Сбербанка.

- Какую динамику корпоративного портфеля ожидаете по итогам года? Будет ли рост за счет начала года, или у вас какие-то другие ожидания?

- С начала года был прирост портфеля. Сейчас многие компании обращаются в банки как за реструктуризацией текущего долга, так и для получения допфинансирования на покрытие резко сократившегося потока входящих платежей. Также Сбербанк активно участвует в госпрограммах кредитования. Мы считаем, что по итогам года может быть небольшой рост корпоративного портфеля на уровне до 2%.

- Поменялись ли ваши требования к заемщикам по условиям договора? Требуете ли бОльшие залоги или в чем-то еще ужесточаете условия, чтобы минимизировать риски?

- По действующим кредитам мы строго придерживаемся подписанных с клиентами договоренностей.

В то же время при обращении клиента за реструктуризацией мы можем перенести срок погашения платежей и одновременно попросить заемщика усилить обеспечение по сделке, увеличить собственное участие в бизнесе. Под увеличением собственного участия имеется в виду рост объема вложений самого собственника в проект, это усиливает его личную ответственность и заинтересованность.

- Есть мнение, что банкам невыгодна программа кредитов под зарплату под 0%, потому что гарантии ВЭБа покрывают только 75% кредита, а по таким кредитам будет высокий процент невозврата, так как многие представители МСБ разорятся или просто долго будут неплатежеспособны. Вы как считаете, в итоге у банков будет маржа по продукту или будет убыток и это - социальная ответственность банков?

- Прибыли от участия в программе кредитов под зарплату с нулевой ставкой банки точно не получат. Это не способ заработка, а мера поддержки бизнесу как со стороны государства, так и со стороны банковской системы. Главное же для банка - это клиенты, мы их поддерживаем. Клиенты попали в тяжелую ситуацию из-за обстоятельств, которые от них не зависят.

На данный момент мы приняли заявок на сумму около 32 млрд рублей, одобрено более чем на 14 млрд рублей.

- В целом закладывает ли Сбербанк в свои прогнозы уменьшение количества корпоративных клиентов за счет проблемных отраслей? Наверное, в ряде таких секторов будет уход игроков с рынка или их консолидация, M&A-активность...

- Тут тенденция связана в основном с тем, что мало регистрируется новых предприятий. В первую "нерабочую" неделю количество ежедневных новых регистраций сократилось на 75-80%, потом к концу апреля показатель восстановился до 75-77% от среднего значения первого квартала 2020 года.

Практически 90% этого снижения было вызвано уменьшением количества регистраций в проблемных отраслях. Это розничная торговля непродовольственными товарами, перевозки, общественное питание, туристический бизнес.

Ближе к концу лета и окончанию периода самоизоляции и карантина мы ожидаем практически полное восстановление. В целом же по итогам 2020 года прогнозируем незначительное снижение притока новых клиентов - на 2-3%.

- "Аэрофлот" недавно заявил, что рассчитывает договориться со "Сбербанк Лизингом" о переносе платежей за самолеты на время их простоя из-за COVID-19. Какие перспективы этого переноса? Что с долгом "Аэрофлота" по платежам вне лизинга?

- На прошлой неделе мы приняли решение частично реструктуризировать лизинговые обязательства "Аэрофлота" и "Победы" перед нашей дочерней компанией - "Сбербанк Лизинг".

Сейчас согласовываем c менеджментом "Аэрофлота" параметры реструктуризации лизинговых платежей авиакомпании "Россия". Диалог развивается очень конструктивно, и мы надеемся, что между майскими праздниками придем к наиболее оптимальному решению для всех участников сделки.

Банковский долг есть, но он незначительный по сравнению с обязательствами по лизингу. Его авиакомпания полностью обслуживает и не планирует реструктуризировать.

- Есть ли какое-то продвижение по реструктуризации долга другой авиакомпании, "ЮТэйр"? Какие видите перспективы по своему долгу как в синдикате, так и по отдельному кредиту? Удастся ли компании вообще пережить простой из-за коронавируса?

- Авиакомпания "ЮТэйр" вошла в перечень системообразующих предприятий России. Компанию хотят сохранить все заинтересованные стороны - кредиторы, акционеры авиакомпании и государство.

Мы уверены, что к концу первого полугодия 2020 года договоримся с "ЮТэйр" о реструктуризации как билатерального кредита банка, так и задолженности в рамках синдиката.

- Ваши клиенты в авиаотрасли - также "Волга-Днепр", "Шереметьево", "Внуково". С кем из них уже удалось договориться о реструктуризации кредитов и на каких условиях? Обсуждается ли реструктуризация в обмен на доли в компаниях?

- Конечно, и аэропорты, и авиакомпании в настоящий момент получили беспрецедентный удар по своему бизнесу. Никогда такого не было, чтобы практически полностью исчез пассажиропоток.

У аэропортов, как правило, запас прочности больше за счет высокой маржинальности бизнеса. Однако ни один бизнес не способен длительное время обеспечивать себя в условиях практически полного отсутствия выручки.

Но пандемия пройдет, и полеты возобновятся. Мы считаем возможным и даже необходимым со стороны банков пойти на изменение графиков погашения кредитов для клиентов сектора пассажирских авиаперевозок.

Банк уже принял решения о реструктуризации кредитов, в том числе отдельным компаниям из списка. Но процесс еще не завершен, сейчас мы прорабатываем ряд дополнительных решений.

Насчет реструктуризации в обмен на доли в бизнесе: наши заемщики из числа аэропортовых компаний в целом находятся в устойчивом финансовом положении, такие условия реструктуризации не рассматриваются.

- "АвтоВАЗ" в очередной раз приостановил производство. Как компания обслуживает свой долг перед Сбербанком, не обсуждается ли реструктуризация?

- "АвтоВАЗ" обслуживает долг по графику, мы не обсуждаем с компанией реструктуризацию кредита. Но мы понимаем, что автомобильная отрасль и особенно поставщики комплектующих находятся в трудном положении.

- Владелец "Соллерса" недавно на совещании с Путиным пожаловался, что банки перестали выдавать кредиты и возобновлять прежние лимиты, в том числе он упоминал Сбербанк. Как сейчас автодилеры обслуживают кредиты, что ожидаете по этому сектору?

- Сейчас мы видим необходимость реструктуризации порядка 10% портфеля по сегменту автодилеров, но эти цифры неокончательные. Выводы о том, как отрасль справится с ситуацией, можно будет делать после восстановления продаж во всех регионах страны. Пока еще рано.

В дилерском бизнесе ситуация продолжает быть непростой: в ряде российских регионов разрешено сервисное обслуживание и выдача ранее законтрактованных автомобилей. В остальных регионах деятельность в офлайн-ритейле максимально ограничена. Сокращение выручки отрасли по разным сегментам составляет от 60% до 95%.

Если в ближайшее время не "разморозить" бизнес дилеров, то у многих компаний могут возникнуть проблемы с исполнением обязательств. Также важно разрешить дилерам онлайн-торговлю автомобилями. Это направление бизнеса, безусловно, будет развиваться и после снятия ограничений.

- Цена на нефть резко упала, обсуждаются ли реструктуризации с нефтяными заемщиками?

- У большинства наших заемщиков есть большой запас прочности даже при более низких ценах на нефть, чем текущие. Сейчас мы практически не сталкиваемся с необходимостью реструктуризаций кредитов клиентов, что подтверждает правильность наших подходов к первоначальной оценке рисков проектов. Наоборот, в последнее время мы больше обсуждаем новое финансирование.

Мы считаем, что несколько позднее с трудностями могут столкнуться прежде всего нефтесервисные компании, им, возможно, потребуется помощь государства.

- Сбербанк предоставил кредит "Ямал СПГ" в размере примерно $3 млрд. Начались ли уже выплаты по этому кредиту? Просит ли компания об отсрочке или реструктуризации?

- Кредит обслуживается по графику, этот заемщик не просил о реструктуризации.

- Во время кризисов банки становятся часто собственниками компаний, которые не могут расплатиться, или же получают долю в их капитале. Начался ли у вас уже такой процесс?

- Для нас важно помочь клиенту найти выход из тяжелой финансовой ситуации, которая возникла в силу форс-мажорных обстоятельств. И мы в первую очередь заинтересованы в сотрудничестве с ним, совместной работе над реструктуризацией задолженности на взаимовыгодных условиях, а не получении контроля над бизнесом клиента.

Мы ищем оптимальные решения как для клиента, так и для банка, и большого количества таких случаев сейчас не видим.

Опубликовано: ИА "Финмаркет"
      Опубликовать в своем блоге livejournal.com   
.


.

31 октября 2020 года 09:52
Российский фондовый рынок меняется буквально с каждым днем: каждый месяц открываются сотни тысяч новых брокерских счетов, а общее число физических лиц на рынке достигло 7,4 млн. Кто такой этот новый инвестор, как из-за бума частных инвестиций изменится продуктовая линейка брокеров и управляющих...    читать дальше
.
30 октября 2020 года 18:23
Процесс редомициляции в российские специальные административные районы (САР) на острове Русский в Приморье и Октябрьский в Калининградской области проходят сейчас несколько десятков компаний. О результатах деятельности САР и предстоящих новациях для их резидентов, а также о перспективах и спорах...    читать дальше
.
29 октября 2020 года 13:19
Коронакризис постепенно перестает доминировать в новостной повестке российского ритейла. На смену неопределенности пришло понимание: потребитель изменился, за онлайн-торговлей будущее, и с оглядкой на эти уроки пандемии крупнейшие ритейлеры выстраивают свои стратегии. "Магнит", лидер российского...    читать дальше
.
20 октября 2020 года 13:16
Российская электроэнергетика оказалась одной из тех отраслей, которая ощутила влияние пандемии коронавируса не только на настоящее - в виде падения спроса на ресурсы после введения ограничений в экономике, но и на будущее: вирус поставил под вопрос своевременный ввод проектов и позволил...    читать дальше
.
16 октября 2020 года 13:37
Бизнес страхования корпоративных рисков в последние годы переживает стагнацию и испытывает давление ценового демпинга. В этих условиях "Ингосстрах" поднялся на вторую позицию в сегменте корпоративного страхования по показателю сборов и удерживает ее. Как компания продлевала договоры с...    читать дальше
.
14 октября 2020 года 13:09
Банк России, который в последние годы трепетно относится к вопросам коммуникации, наконец согласился пойти по пути публикации прогнозной траектории ключевой ставки. Будет ли теперь рынок "правильно" считывать сигналы регулятора, не воспримет ли траекторию ставки как обязательство принятия тех или...    читать дальше
.
13 октября 2020 года 11:53
13 октября. FINMARKET.RU - Французская группа Societe Generale в конце прошлого года объявила о ребрендинге своего страхового бизнеса в России. Два страховщика компании перешли под общий бренд "Росбанк Страхование". Пандемия коронавируса подхлестнула многие интеграционные процессы в группе и...    читать дальше
.
12 октября 2020 года 17:34
Несколько месяцев назад состоялась одна из крупнейших сделок года на российском рынке: "Яндекс" и Сбербанк разделили между собой активы, сформированные в рамках многолетнего сотрудничества. В результате "Яндекс.Маркет" вернулся к своему прежнему акционеру. За этим последовало обновление стратегии...    читать дальше
.
05 октября 2020 года 18:02
Таможенная служба одной из первых может предсказать начало кризиса в экономике: объемы внешнеэкономической деятельности снижаются, как следствие, падают и доходы бюджета от таможенных платежей. В этом году на фоне пандемии и карантина падение доходов бюджета от внешнеэкономической деятельности в...    читать дальше
.
01 октября 2020 года 12:53
Глава Ростехнадзора Алексей Алешин рассказал в интервью "Интерфаксу", когда заработает новый закон "О промышленной безопасности", о проверках предприятий во время пандемии COVID-19, и о том, что нужно делать, чтобы не допустить аварий, подобных ЧП на ТЭЦ-3 "Норникеля". - Правительство вернуло...    читать дальше
.
Страница 1 из 6
.
.
.
.
.
.
.

.