.
.
СЕГОДНЯ:
 
 
.
.
.
интервью
Главная  /  Интервью  /  Бремя долгов тяжелое, но мы их разгребем - глава Росагролизинга
.
 
 
 
 
14 февраля 2019 года 17:22

Бремя долгов тяжелое, но мы их разгребем - глава Росагролизинга

В августе 2018 года государственную компанию "Росагролизинг", на которую возложена задача обеспечения аграриев сельхозтехникой и оборудованием, возглавил выходец из ВТБ и Промсвязьбанка Павел Косов.

На недавнем совещании по вопросам сельхозмашиностроения, которое премьер Дмитрий Медведев провёл в Краснодарском крае, один из его участников заявил, что "Росагролизинг", наконец-то, заработал, уточнив, что компания быстро рассмотрела и утвердила заявку. Но решать "Росагролизингу" нужно не только задачи повышения эффективности, но и финансовые проблемы, формировавшиеся годами.

О том, как будет меняться "Росагролизинг", зачем устанавливать маячки на предоставляемой в лизинг технике, что делать с долгами, накопившимися за многие годы, и как выходить на безубыточную работу, П.Косов рассказал в интервью "Интерфаксу" в кулуарах Сочинского инвестиционного форума.

- Дорога аграриев в "Росагролизинг" проторена давно. И несмотря на плюсы и минусы, которыми наполнена его история, значительная часть техники, которая сейчас работает на полях, приобретена именно на условиях лизинга. Каковы итоги прошлого года? Сколько техники взяли аграрии в лизинг? На какую сумму?

- Прошлый год был для компании достаточно успешным. Рост по отношению к 2017 году был существенным - и по количеству поставленной техники, и в стоимостном выражении. Аграрии получили более 5,5 тыс. единиц техники на общую сумму 16 млрд рублей. Рост составил порядка 50%.

Впервые в прошлом году 50% всех поставок прошли в рамках постановления правительства о субсидировании сельхозтехники. Важным фактором стало и то, что скидка была высокой - в конце года в ряде регионов она достигала 30% от заявленной стоимости техники. Получается очень хорошая комбинация цены со скидкой, которую сельхозпроизводители получают от машиностроителей, и возможностей финансирования через "Росагролизинг". Например, в рамках нашей программы обновления парка техники (ОПТ) аванс платить не надо, первый платеж через шесть месяцев, а удорожание составляет всего 3% в год. К тому же платежи растягиваются на 5-7 лет. Это уникальные условия.

Таким образом, по постановлению о субсидировании было поставлено техники на 7,6 млрд рублей.

Мы сохранили всех традиционных партнёров - "Ростсельмаш", "Брянксельмаш", КамАЗ, Петербургский тракторный завод и многих других. Они достаточно интенсивно используют наши возможности для реализации своей продукции. Сейчас нашими поставщиками являются более 100 машиностроительных заводов. А номенклатура - более 6 тыс. единиц различной техники - от самоходной до навесной, прицепной. Это действительно много. Но мы стремимся к тому, чтобы сельхозпроизводитель через нас мог получить максимальный объем необходимой ему техники. Если надо, ищем новых партнеров. На 2019 год мы уже подписали соглашения практически со всеми поставщиками.

- Не так давно у вас прошёл аудит компании. Что он показал?

- Да, действительно мы провели внеплановый аудит, потому что надо было понять, в каком финансовом состоянии находится компания. Могу заверить, что компания имеет стабильное финансовое состояние, нет проблем с ликвидностью. Это в первую очередь обусловлено тем, что в настоящее время мы работаем без заемного финансирования.

Вместе с тем аудит отчетности за 1 полугодие 2018 года показал, что реальный собственный капитал компании по МСФО составлял 35 млрд рублей. Это существенно отличается от тех цифр, которые были показаны в отчетности за 2017 год.

- С чем это связано?

- Есть несколько факторов, которые к этому привели. Первое - большой объем сделок в животноводстве, а это очень рисковые операции, ведь надо понимать, что в этой сфере достаточно тяжелая ситуация с возвратностью средств, с изъятием техники и оборудования из-за неуплаты. Справедливая стоимость активов по таким сделкам ранее оценивалась излишне оптимистично. В финансовой отчетности на 30 июня 2018 года были сформированы дополнительные резервы, что привело к фиксации убытка за полугодие в размере 8,9 млрд рублей.

Кроме того, сильно поменялись требования к составлению отчетности по международным стандартам. С 2018 года в силу вступили новые правила стандарта МСФО-9, и они действительно более жестко регламентируют вопрос резервирования финансовых активов.

Сейчас в компании сформирована финансовая дисциплина, адекватная ее финансовому состоянию. Мы реально оцениваем риски и перспективы возврата наших денег, создаём определённые резервы. Полученная отчетность стала для нас некой отправной точкой, от которой компания должна развиваться. То есть мы должны получать прибыль и за счет нее компенсировать убытки прошлых лет. Но, повторюсь, у нас сейчас достаточная ликвидность. И поэтому мы планируем, что в этом году объем приобретенной и переданной в лизинг техники составит 25 млрд рублей.

- Есть рубежи по выходу на прибыль?

- Да, компания должна быть прибыльной. Мы понимаем, как это надо сделать и рассчитываем на помощь государства. Если заработает наша программа, то в 2019 году покажем первую прибыль, настоящую, а не нарисованную на бумаге. И в дальнейшем будем жить в рамках модели, когда компания зарабатывает деньги.

- А животноводство, которое считаете рискованным направлением, продолжите поддерживать?

- Мы никоим образом не ограничиваем ни одно направление. Будем продолжать поставлять технику и скот для животноводства. В то же время мы работаем над чёткими требованиями и системой контроля за теми, кто к нам обращается. В части животноводства планируем развивать и поддерживать комплексные проекты.

К примеру, в одном из регионов строится большая молочная ферма на 6,5 тыс. голов дойного стада. Мы смотрим на своё участие в этом проекте как на некое проектное финансирование. В таком крупном проекте есть основной инвестор, который вкладывает от 30% до 40% собственных средств. Все остальное "Росагролизинг" готов подхватить - мы и оборудование поставим, и скот. Но мы смотрим на проект комплексно. В регионе есть переработка и она недозагружена. А это значит, что молоко, которое будет производиться на этой ферме, сразу же пойдёт в переработку. Когда мы видим замкнутый цикл, от получения молока до готовой продукции, понимаем, что риски минимальны. Такие проекты мы готовы поддерживать.

- В этом году компания была докапитализирована. На что конкретно планируется направить полученные 4 млрд рублей?

- Да, Минсельхоз, с которым у нас выстроились хорошие партнерские отношения, в конце года выделил нам 4 млрд рублей. Прежде всего, они пойдут на обновление парка сельхозтехники. Планируется приобрести и поставить 1116 единиц техники, в том числе 129 тракторов, 247 комбайнов.

- На какие виды техники сейчас наибольший спрос у сельхозпроизводителей?

- На зерноуборочные и кормоуборочные комбайны. Очень востребована продукция КамАЗа.

Зарубежной техникой в основном мы не занимаемся. Но если техника не имеет аналогов в России, мы можем поставить и ее. Есть определенные потребности, которые могут быть удовлетворены только за счет импорта. К примеру, остро не хватает техники для виноградарства, ее аналогов в стране нет. Поэтому в конце года были приняты все необходимые решения и виноградари получат в лизинг технику из Франции и Италии.

Есть такая же потребность в овощеводстве, льноводстве. По каждому направлению будем создавать отдельные проекты, отдельную номенклатуру.

- Отражается ли в спросе задача по постепенному переходу АПК на газомоторное топливо?

- Это большое направление - переход на газомоторное топливо. Мы планируем закупать грузовики КамАЗа, которые работают на этом топливе. Спрос на них есть. Все решения по этому поводу приняты, и уже сегодня к нам можно прийти за камазовским газомотором.

Будем работать и с другими поставщиками такой техники. Вопрос только в одном - в инфраструктуре, в газозаправочных станциях. Расширение производства этой техники и инфраструктура по её обслуживанию должны идти параллельно. А спрос и наши продажи покажут, как развивается инфраструктура в том или ином регионе.

- Сильно ли изменилась команда компании в связи с приходом нового руководителя?

- Скрывать не буду, у нас прошла определенная оптимизация. Региональных представительств и сублизинговых компаний, которые были раньше, нет.

Мы присутствуем в 84 регионах, но присутствуем рублем.

Вообще я не сторонник резких движений. Вижу очень хорошо и профессионально подготовленных людей в коллективе, они все работают и будут работать. Но у нас меняются принципы работы, бизнес-процессы.

- Какие-то направления потребовали усиления?

- Да, усилено направление по работе над рисками - создано подразделение риск-менеджмента, по работе с предпроблемной и проблемной задолженностью, мониторинга текущего состояния и нахождения техники. Кстати, теперь особо дорогую технику будем продавать с маячками, чтобы следить за каждым нашим трактором, за каждым комбайном. Мы будем смотреть, в каком техническом состоянии она находится и как эксплуатируется. Это обязательно.

Сейчас мы поставлены перед фактом, что по стране разбросано в разном виде - от полностью разукомплектованного до более-менее живого - порядка 4 тыс. единиц техники. Её уже давно надо было изъять.

На сегодняшний день, уровень собираемости средств поднимается и составляет не менее 90%. Но объём убытка, который мы зафиксировали, достаточно большой. Часть компаний -должников уже ликвидированы, но мы все равно попытаемся хотя бы что-то вернуть.

Мониторинг предусмотрен не только для техники, но и для оценки финансового состояния лизингополучателя. Мы утвердили принципы работы с теми, кто не очень добросовестен. Если не платит 30 дней, направляем письмо и предупреждаем, что желательно заплатить.

Если 60 дней не заплатил, ещё раз предупреждаем, плюс начинает работать инструмент инкассо. А на 90-й день просто приезжаем и изымаем технику. Логика здесь простая - если ты 90 дней не платишь, значит, у тебя ошибка в бизнес-модели. Бывают, конечно, исключения - засухи, затопления. Мы всегда эту ситуацию поймём и встанем на сторону лизингополучателя. И таких примеров много.

Но если это не связано с климатическими и форс-мажорными обстоятельствами, то это значит, что в бизнесе что-то не так. Деньги у нас государственные, мы должны отчитываться за каждый рубль.

И ещё одно нововведение в организации работы. Бизнес-блок мы разделили на два направления. Первое - это так называемый цифровой лизинг. Это когда на базе определённой скоринговой модели, которая считает показатели и риски, принимается решение.

Мы должны прийти к тому, что решения по контрагентам будем принимать за один день.

- А сейчас?

- Сейчас, конечно, дня нет. Но мы стараемся быстро рассматривать заявки.

Так что будем принимать решение за день, договор купли-продажи и лизинговый договор, надеюсь, будем заключать за 7-10 дней.

Вторая ветка разделения бизнес-блока - это работа с крупными корпоративными клиентами. Сейчас создана группа специалистов, которые будут ездить к нашим крупным партнерам, рассказывать про наши продукты, готовить для каждого уникальные предложения.

- Поддержка малого бизнеса останется?

- Конечно. В компании исторически сложилось, что малый и средний бизнес - это наша целевая аудитория. До 90% портфеля - это именно он. Я не сомневаюсь, что поддержка продолжится.

- Как реализуется программа создания машинно-технологических компаний? Каковы планы в этой сфере?

- МТК сейчас работают в нескольких регионах, мы на них поставляли технику. Есть как положительные, так и отрицательные примеры. Наиболее яркий пример того, как МТК должна работать, это Крым. У них большой объём техники и они выполняют большой объём работы. Кстати, Росагролизинг в Крыму обновил 50% сельхозтехники. Поставки оцениваются в более чем на 5 млрд рублей.

На недавнем совещании по вопросам сельхозмашиностроения была поставлена задача по развитию кооперации. Это как раз история МТК. В чем смысл? Например, как идея - несколько крупных и средних производителей объединяются в кооператив и создают свою МТК. Для них это было бы идеальным вариантом.

Но мы сейчас готовим программу создания федеральной сети МТК. Пилотные проекты могут быть реализованы в регионах Центрального и Южного округов.

Мы можем прийти к тому, что как сейчас заказываем такси, так аграрий будет заказывать и трактор.

- Недавно компания сообщила о перезапуске программы обновления парка техники, отметив, что отменила региональные квоты. Для чего они были введены? В связи с чем отменены?

- Это самая популярная программа у сельхозпроизводителей в силу своих льготных условий. Мы все эти условия сохраняем и отменяем региональную квоту. Эта квота действовала потому, что с некоторыми регионами исторически сложные отношения из-за ряда лизингополучателей: недобросовестность, старые долги.

В этом году на программу выделено больше средств, что позволило отменить квоты. Каждый регион может заказать технику в необходимом количестве. Ограничены мы только нашими возможностями. Но - и это самое важное - это не значит, что мы перестаём работать по старым долгам. Долговое бремя очень тяжёлое, но мы его разгребем. Добежим до всех должников и неплательщиков и будем пытаться вернуть то, что принадлежит государству.


Опубликовано: /Финмаркет/
      Опубликовать в своем блоге livejournal.com   


.

15 марта 2019 года 12:40
В 2019 году истекает действие трехлетней правительственной программы приватизации и будет готовиться новый план на 2020-2022 годы. Оксана Тарасенко, которая недавно была назначена курирующим приватизацию замминистра экономического развития РФ, в интервью "Интерфаксу" рассказала о своем видении...    читать дальше
.
05 марта 2019 года 18:02
Банк России, полтора года назад приступивший к проведению информационных кампаний по денежно-кредитной политике в регионах, наконец-то максимально близко подошел к выпуску материала наподобие "Бежевой книги" ФРС США. О важности регионального аспекта при принятии решений по ключевой ставке, о...    читать дальше
.
04 марта 2019 года 12:35
"РусАл" встречал новый год в условиях неопределенности в вопросе снятия санкций. Провал в самый разгар контрактного сезона не только привел к падению продаж в IV квартале, но и мог повлиять на объемы и структуру реализации в 2019 году. О том, удалось ли компании восстановить отношения с клиентами...    читать дальше
.
28 февраля 2019 года 18:53
Банк России, ответственный за поддержание финансовой стабильности, внимательно следит за системными рисками и в случае возможного появления тех или иных шоков принимает меры для стабилизации ситуации. В последнее время в качестве одного из основных источников рисков называлось бурно растущее...    читать дальше
.
28 февраля 2019 года 13:05
В группе "Росгосстраха" (РГС) после смены акционеров появился в 2018 году собственный страховщик жизни. Новая компания формируется на базе приобретенной "Росгосстрахом" СК "ЭРГО Жизнь", она проходит этап регистрации названия в Минюсте. Новое название официально еще не представлялось. Главой...    читать дальше
.
25 февраля 2019 года 18:29
Василь Лацанич пришел в "Вымпелком" в январе прошлого года. Чуть более чем через год оператор обновил свою стратегию, решив сфокусироваться на агрессивных инвестициях в сеть. В интервью "Интерфаксу" В.Лацанич рассказал о том, как компания рассчитывает усиливать инфраструктуру, привлекать...    читать дальше
.
25 февраля 2019 года 14:37
Торговые войны, которые в последнее время стали частью новой экономической реальности, не обошли стороной российскую трубную отрасль. О том, как вести бизнес в сложившейся ситуации, о возможных последствиях усиления протекционизма, а также о ситуации на внутреннем рынке, оптимальной загрузке...    читать дальше
.
21 февраля 2019 года 12:50
Масштабная и резонансная акция против неплательщиков налогов, которую на прошлой неделе ФСБ и ФНС провели на предприятиях нескольких агрохолдингов, показала, что начатая в 2017 году работа по пресечению необоснованного возврата НДС, формированию прозрачного рынка АПК вступила в очередной этап....    читать дальше
.
21 февраля 2019 года 10:38
Банк России чуть больше года назад внедрил кросс-секторальный подход к контролю за деловой репутацией руководителей и владельцев финансовых организаций. Теперь банкир с подмоченной репутацией или недостаточной квалификацией не может возглавлять страховщика, НПФ или управляющую компанию. О том,...    читать дальше
.
08 февраля 2019 года 12:34
Грег Баркер, видный британский политик и член Палаты лордов, приходил в En+ Group перед размещением акций на Лондонской бирже, казалось, только чтобы сыграть ставшую уже классической роль: "статусный иностранец в совете публичной российской компании". Роль в общем видная, но почти всегда -...    читать дальше
.
Страница 1 из 7
.
.
.
.
.
.
.
.

.