.
.
СЕГОДНЯ:
 
 
.
.
.
интервью
Главная  /  Интервью  /  "Создаем новые инструменты для соблюдения баланса между приоритетами цены, качества и сроков закупок" - глава департамента закупок ЦБ РФ
.
 
 
 
 
29 октября 2018 года 16:23

"Создаем новые инструменты для соблюдения баланса между приоритетами цены, качества и сроков закупок" - глава департамента закупок ЦБ РФ

В нынешних экономических условиях многие организации заинтересованы в оптимизации расходов. Государство рассчитывает добиться в этом значимых результатов, в том числе за счет масштабной реорганизации системы закупок, через которую осуществляется расходование бюджетных средств. Банк России, хотя и имеет особый статус, также активно совершенствует закупочные процессы. О реорганизации системы закупок и планах по ее дальнейшему развитию в интервью "Интерфаксу" рассказала директор Департамента закупок Банка России Светлана Репина.

- В последние годы ЦБ занимался развитием своей системы закупок. Что в ней изменилось за это время, что система собой представляет сегодня?

- Закупочная деятельность Банка России определяется внутренними правилами, установленными в положении о закупках в соответствии со статьей 88 договора о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). Она наделяет центральные банки стран - членов ЕАЭС правом использовать набор оптимальных инструментов и осуществлять закупки в соответствии с внутренними правилами, установленными в положении о закупках.

Наиболее значительные изменения в системе закупок Банка России произошли в последние два года. В прошлом, 2017 году шла подготовка к масштабным изменениям, а в текущем году они были запущены.

Одним из первых шагов стало создание централизованного закупочного подразделения - департамента закупок Банка России. Наша задача - выстраивание гибкой и эффективной системы закупок, которая должна обеспечить подразделения Банка России всем необходимым для выполнения их функций.

Существенным изменением стала разработка нового положения о закупках Банка России. Впервые документ проходил публичное обсуждение с целью оценки регулирующего воздействия, а затем был опубликован на официальном сайте Банка России и стал доступным для участников рынка. Раньше такие документы не публиковались.

Стоит отметить также, что изменения затронули идеологию - закупочную. Для закупочной деятельности Банка России основной приоритет - выбор контрагента, который способен исполнить договорные обязательства на высоком уровне, в оговоренный срок и по справедливой цене. Поэтому в процессе закупок мы добиваемся оптимального соотношения "цена - качество".

В федеральное законодательство регулярно вносятся изменения, которые затрагивают деятельность Банка России, добавляются новые функции, обязанности. Причем для их выполнения устанавливаются конкретные сроки. Соответственно банк должен своевременно подготовиться к выполнению новых задач. Также важно понимать, что многие проекты в Банке России взаимосвязаны и соблюдение реализации сроков одного из них важно для реализации другого. То есть выдерживание сроков является для Банка России очень важным моментом.

- Как эти приоритеты отразились на закупочной деятельности ЦБ?

- Для поддержания на практике баланса между приоритетами цены, качества и сроков новым положением о закупках определен широкий спектр инструментов. В том числе введены новые элементы закупочных процедур, такие как переторжка и запрос альтернативных предложений. В последнем случае речь идет о том, что мы, по сути, говорим рынку, что намерены что-либо закупить для решения определенной задачи. Но если вы понимаете, что эту задачу можно решить иначе, с использованием других средств, то можете дать нам альтернативное предложение - и, возможно, мы выберем этот альтернативный путь.

То есть мы готовы менять свои взгляды на подход к конкретной закупке в том случае, если нам предлагают более рациональный вариант.

Еще одно новшество заключается в том, что мы можем нескольким участникам закупки присваивать первое место. Иногда в конкретных закупках бывают очень большие объемы и сложно найти контрагента, который может в сжатые сроки справиться с такими объемами. Если мы выбираем двух или более победителей, то можем разделить объемы между ними. Это минимизирует риски неисполнения контракта.

- Какие задачи и проблемы удалось решить за счет этих нововведений?

- Важной задачей, стоявшей перед нами при изменении системы закупок, было построение централизованной закупочной вертикали. Создан Департамент закупок, который теперь отвечает как за методологию закупочной деятельности, так и собственно за проведение закупок в Банке России и координацию региональных закупочных подразделений.

Прежде каждое структурное подразделение центрального аппарата самостоятельно закупало для своих нужд необходимые товары, работы, услуги. При этом каждый департамент выполнял функции как внутреннего заказчика, так и закупщика. Сейчас эти функции разделены. Функция заказчика осталась за профильными подразделениями, а функция закупщика передана в Департамент закупок. Это было значительное изменение - концентрация компетенций в области закупок в одном подразделении.

Также удалось решить проблему централизации региональных закупок. Такая проблема актуальна для многих крупных заказчиков. Для ее решения необходимо найти баланс между централизованными и локальными закупками. Здесь многое зависит от локального рынка поставщиков, насколько он развит, присутствуют ли на нем федеральные игроки.

Для достижения такого баланса мы применяем категоризацию закупок. У каждой категории закупок (например, ИТ, услуги по транспортировке ценностей, уборка помещений и т.п.) есть свой рынок. Где-то он больше развит (есть игроки федерального уровня), где-то меньше. За счет централизации закупок мы смогли выделить сходные закупки различных подразделений, объединить их в рамках категорийной стратегии и решить, что и как мы можем закупать. В том числе с учетом зрелости конкретных рынков.

Какие-то категории однозначно должны быть централизованными - например, информационные системы. Какие-то - целесообразно обеспечивать за счет локальных поставщиков. Возможны комбинированные варианты. Например, на рынке услуг по уборке помещений есть компании, которые могут работать в большинстве регионов страны, но не во всех. Там, где их нет, приходится выстраивать работу с локальными поставщиками. Это частичная централизация: часть закупок в интересах региональных подразделений проводим централизовано, а часть отдаем им для проведения закупок среди местных подрядчиков.

Есть полностью локальные закупки. Это, как правило, специализированные закупки - например, закупка услуг по охране, видеонаблюдению, мелкому ремонту офисов и т.п.

Другая значимая проблема заказчиков с масштабной региональной структурой - заметное число ошибок при проведении закупок, что сказывается на их эффективности. За счет централизации и стандартизации эту проблему также удалось решить, разработаны общие стандарты закупочной документации и договоров.

- Как в Банке России реализована схема выбора поставщика?

- Мы ввели в практику закупок коллегиальное принятие решений при выборе поставщика. То есть у нас закупщик только обеспечивает организацию процесса закупки и выносит предложения по выбору подрядчика на рассмотрение комиссии по закупкам. Постоянно действующая закупочная комиссия включает в себя представителей различных департаментов, и за счет этого мы получаем объективную и взвешенную оценку предложений поставщиков.

- В последние два года значительные изменения происходят не только в закупочной системе Банка России, но и в контрактной системе. Учитывает ли ЦБ опыт, наработки контрактной системы?

- Свою систему закупок Банк России развивает как за счет применения в том или ином объеме новшеств законов № 44-ФЗ и № 223-ФЗ, так и за счет лучших практик корпоративных закупок. Фактически мы являемся площадкой, на которой можно внедрять лучшие закупочные новации.

Если говорить именно о законе № 44-ФЗ, то сейчас в сфере госзакупок есть тренд на полную автоматизацию. Мы также движемся в этом направлении. В нашем положении о закупках есть специальный пункт, который устанавливает предпочтительность проведения закупок в электронной форме.

Сейчас у нас все больше и больше закупок проводится в электронной форме. К настоящему времени доля конкурентных закупок, проводимых в электронной форме, в стоимостном выражении составляет 75% от общего объема конкурентных закупок. Это на 26% больше, чем в прошлом году.

В то же время мы сохраняем возможность проведения закупок не в электронной форме. В некоторых регионах еще сохраняются сложности с получением и использованием электронных подписей и с участием в электронных процедурах. Есть сложности для участников закупок - нерезидентов. Поэтому для таких случаев мы оставляем возможность подать заявку в бумажной форме.

Кроме того, мы внедрили процедуру аккредитации поставщиков - их проверку на правоспособность: что они существуют, подают всю предусмотренную законодательством отчетность, платят налоги и т.п. Сама процедура аккредитации проводится в электронной форме через электронную торговую площадку (ЭТП).

- Сейчас много внимания уделяется поддержке малого бизнеса, вопросам импортозамещения, что нашло свое отражение в законах № 44-ФЗ и № 223-ФЗ. Банк России учитывает эти аспекты в своей закупочной деятельности?

- Сегодня поставщиком банка может стать любой хозяйствующий субъект, без всяких ограничений. Что касается субъектов МСП, то они участвуют в закупках на общих основаниях. В то же время такие компании и предприятия имеют различные льготы, в том числе налоговые, что позволяет им делать лучшие предложения. Но специальных преференций для субъектов МСП и индивидуальных предпринимателей у нас нет.

Что касается импортозамещения, то при проведении закупок мы отдаем предпочтение поставщикам из стран ЕАЭС. В Банке России действует комиссия по импортозамещению, которая, в частности, анализирует возможности использования продукции российских компаний и предприятий для импортозамещения. В том числе в области информационных технологий, различного оборудования. Результаты такого анализа учитываются в категорийных стратегиях, что позволяет нам привлекать при проведении закупок поставщиков соответствующих продуктов.

- Есть ли уже результаты, эффект от модернизации системы закупок Банка России?

- Мы установили ключевые показатели эффективности (КПЭ) закупок и проводим их мониторинг, смотрим результаты не только центрального аппарата, но и управлений закупок в регионах. В КПЭ включили такие показатели, как доля конкурентных закупок в электронной форме, среднее количество участников на одну конкурентную процедуру закупки, доля высококонкурентных закупок (4 и более поставщиков).

На 1 сентября текущего года число участников на одну конкурентную закупку сохранило значение 3,7, доля высококонкурентных закупок составила 16%, снижение начальной (максимальной) цены контракта - 12%. Последнее обеспечено за счет роста конкуренции при закупках, привлечения новых поставщиков. Также на этот показатель оказал влияние эффект масштаба при централизации закупок.

Сейчас идет период адаптации - и мы, и наши поставщики привыкаем к новым процедурам, к новым правилам. Поэтому надеемся, что эти показатели будут расти. Тем более что Банк России активно работает с действующими и потенциальными поставщиками. Так, на конец октября у нас намечена конференция для поставщиков Банка России. Подобная конференция проводится впервые. На ней мы планируем ознакомить участников со всеми нововведениями в системе закупок банка, наладить диалог с ними.

В дальнейшем мы намерены развивать набор КПЭ, добавлять новые показатели, разработка которых ведется в настоящее время. Например, показатель экономической эффективности. Этот параметр необходим, например, для оценки целесообразности передачи каких-либо функций на аутсорсинг. Прямую экономию средств от передачи тех или иных функций на аутсорсинг подсчитать просто, а вот другие факторы, в том числе временные и трудовые затраты, достаточно сложно. Соответственно, КПЭ должен будут дать ответ на этот вопрос.

- Есть ли у Банка России нерешенные или трудно решаемые проблемы в области закупок?

- Есть, пожалуй, общая для всей сферы закупок проблема - отсутствие на рынке единых классификаторов, каталогов товаров, работ, услуг. Если бы в Единой информационной системе (ЕИС) в сфере закупок был полностью сформированный каталог, то мы бы с удовольствием его использовали. Однако его наполнение - только на начальной стадии, что не позволяет проводить анализ уровня цен по всей номенклатуре товаров, работ и услуг, закупаемых Банком России.

Сейчас мы прорабатываем возможность создания собственного классификатора, каталога, поскольку есть необходимость анализировать ценовые, объемные показатели товаров, работ и услуг в различных разрезах - как в целом по рынку, так и по регионам за различные временные интервалы. Такой каталог - основа для получения качественной аналитики.

Этот каталог необходимо не только создать, но и интегрировать с различными информационными системами банка - с той же системой финансового планирования, например. Причем интегрировать достаточно плотно - вплоть до автоматического использования информации из каталога при проведении закупок, при формировании отчетов и т.п.

- Есть ли у Банка России планы по дальнейшему развитию своей системы закупок?

- Масштабные изменения закупочной системы банка еще не завершены. Сейчас подготовлены категорийные стратегии по административным закупкам и закупкам в области ИТ как самым масштабным и важным. Теперь предстоит создать категорийные стратегии по другим направлениям, реализовать на практике систему категорийного управления закупками, создать систему управления поставщиками.

В закупках три основных процесса. Первый - формирование категорийной стратегии, когда мы определяем, что и как мы закупаем. Второй - реализация этой стратегии через проведение соответствующих закупок. Третий - собственно управление поставщиками. Речь идет о мониторинге взаимодействия с поставщиками, поиске и реализации дополнительных возможностей для обеспечения более эффективного взаимодействия с ними.

На основании данных, полученных в рамках третьего процесса, происходит коррекция категорийных стратегий. Управление поставщиками - это важный для системы закупок процесс, который характеризует зрелость закупочной функции.

Также в планах по развитию системы закупок Банка России - переход на электронное взаимодействие с поставщиками. С некоторыми из них уже обсуждаем юридически значимое электронное взаимодействие.

- В настоящее время контрактная система фактически никак не регулирует целый пласт закупок - закупки малого объема, но с ноября текущего года должен начать работу Единый агрегатор торговли, что в перспективе должно привести к электронизации малых закупок. Какую позицию занимает банк в отношении таких закупок?

- У Банка России также есть малые закупки - объемом до 500 тыс. рублей. За их проведение отвечают функциональные подразделения. Есть инструкция по их проведению. Она предусматривает сбор не менее трех предложений рынка и выбор лучшего.

Малые закупки сложно контролировать и классифицировать. В то же время есть понимание, что к малым закупкам могут быть отнесены и стандартные закупки - за счет дробления заказа. Поэтому мы наблюдаем за этим направлением. По некоторым малым закупкам мы видим потенциал для консолидации. Консолидацию можно реализовать, например, через рамочные договоры с аккредитованными поставщиками.

Кроме того, в настоящее время мы изучаем возможность использования механизма электронных магазинов ЭТП для электронизации малых закупок. Такие магазины могут стать хорошим инструментом, с помощью которого внутренние функциональные заказчики смогут более оперативно и более эффективно проводить малые закупки. Планируем в этом году начать тестирование электронных магазинов, у которых реализовано предоставление качественной аналитики по таким закупкам.


Опубликовано: /Финмаркет/
 


.

27 марта 2024 года 21:34
Созданный в 2008 году оператор IT-инфраструктуры "Селектел" за 15 лет стал одним из крупнейших игроков на российском рынке. Компания, маржинальность которой превышает 50%, думает о проведении IPO: ее основатели в 2021 году говорили, что это может произойти на горизонте 3 лет. О перспективах выхода...    читать дальше
.
26 марта 2024 года 12:54
Фото: Артем Геодакян/ТАСС    читать дальше
.
22 марта 2024 года 10:43
Лесопромышленный холдинг Segezha Group в прошлом году помимо общеотраслевых санкций оказался еще и под прямыми, связанными с контролирующим акционером - АФК "Система". Внешние ограничения наложились на падение мировых цен на продукцию лесопромышленного комплекса, рост ставки ЦБ и необходимость...    читать дальше
.
12 марта 2024 года 11:32
Первый и единственный российский страховщик, прошедший через IPO - ПАО "Группа Ренессанс Страхование" - отчитался о получении 10,3 млрд рублей чистой прибыли по МСФО за 2023 год после убытков в 2022 г. Впрочем, капитализация компании, чья короткая пока публичная история почти целиком пришлась на...    читать дальше
.
01 марта 2024 года 17:05
Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС    читать дальше
.
27 февраля 2024 года 19:20
Очередная, 13-я министерская конференция ВТО стартовала 26 февраля в Абу-Даби. РФ в пятый раз принимает в ней участие в качестве полноправного члена организации. О том, какие основные вопросы будут рассмотрены на конференции и какие тезисы будет отстаивать российская делегация, в интервью...    читать дальше
.
27 февраля 2024 года 12:55
Российский банковский сектор, пережив крупнейший санкционный удар, сумел сохранить устойчивость благодаря запасу капитала и послаблениям ЦБ. Банки оперативно подстроились под новые внешнеэкономические и денежно-кредитные условия и даже смогли пройти шоковый период без потерь: за последние полтора...    читать дальше
.
09 января 2024 года 16:16
Пресс-служба Минфина    читать дальше
.
29 декабря 2023 года 11:35
Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа (СПбМТСБ) стала в этом году зеркалом ценового кризиса на топливном рынке: именно на ее площадке в августе и сентябре фиксировались рекорды стоимости сначала бензинов, а потом дизельного топлива. Биржа применяла различные способы изменения...    читать дальше
.
27 декабря 2023 года 18:57
Уходящий год стал для отечественного нефтесервиса периодом восстановительного роста. После пандемии и ухода иностранных подрядчиков недропользователи существенно нарастили спрос на услуги в области добычи нефти и газа. По данным Росстата, в первые девять месяцев затраты на эти цели достигли 1,9...    читать дальше
.
Страница 1 из 4
.
.
.
.
.

.