.
.
СЕГОДНЯ:
 
 
.
.
.
интервью
Главная  /  Интервью  /  Никогда не было такого, чтобы мы пришли к клиенту и сказали: "Извините, рубильник выключаем", - глава управления Райффайзенбанка
.
 
 
 
 
21 сентября 2018 года 15:31

Никогда не было такого, чтобы мы пришли к клиенту и сказали: "Извините, рубильник выключаем", - глава управления Райффайзенбанка

Многие российские банки, столкнувшиеся с геополитическими вызовами, были вынуждены пересмотреть свои взгляды на развитие бизнеса и в первую очередь корпоративно-инвестиционного. О том, что банк говорит клиенту, попавшему в санкционный список, какие операции с ним прекращает, о прогнозах развития кредитования и облигационного рынка с учетом возможного усиления санкционной риторики, об активизации работы по размещению акций, перетоке валютных средств и общении с регулятором в интервью "Интерфаксу" рассказал руководитель управления по работе с крупными компаниями Райффайзенбанка Дмитрий Средин.

- Изменились ли ваши взаимоотношения с клиентами на фоне усиления санкционной риторики?

- Мы как работали с ведущими российскими компаниями, так и продолжаем работать. Конечно, есть определенные изменения во взаимодействии с компаниями, которые попали в санкционный список, и чьи бенефициары оказались в SDN list в апреле. Они всем известны. Мы, как и все остальные банки, соблюдаем наложенные санкциями ограничения. Наши клиенты с пониманием относятся к таким вещам, потому что это не наши внутренние решения. В отношении всех остальных клиентов мы выдерживаем нашу прежнюю стратегию.

Напомню, что полтора года назад банк серьезно пересмотрел стратегию развития корпоративного бизнеса. Мы бы хотели видеть рост на 30% в 2018-2019 гг., и все ресурсы у нас для этого есть. Заявленные ранее планы мы выполняем.

- Глава группы RBI Йохан Штробль ранее заявлял о планах прекратить работать с компаниями, попавшими в апрельский санкционный список США. Сколько таких клиентов у Райффайзенбанка? Со всеми ли уже прекращены отношения?

- С такими компаниями мы продолжаем работать, насколько это возможно с учетом наложенных ограничений. В рамках режима санкций есть определенный порядок сокращения взаимодействия с тем или иным клиентом, все требования прописаны четко, и их формулировки не оставляют возможности для иной интерпретации. Какие-то операции мы вынуждены сворачивать, например, кредитование, но другие по-прежнему разрешены.

Кроме того, по российскому законодательству мы не имеем права в одностороннем порядке закрывать счета наших клиентов. Банк никогда этого не делал и не планирует делать в дальнейшем.

- Что вы говорили клиентам, когда это все произошло? Что они вам отвечали?

- Мы находимся в постоянном диалоге со всеми нашими клиентами. Никогда не было такого, чтобы мы пришли к клиенту и сказали: "Извините, рубильник выключаем". Всегда идет диалог, в том числе диалог о том, каким образом мы совместно исполняем санкционный режим. Я лично участвую во всех таких переговорах и точно могу сказать, что никакого негатива со стороны клиентов нет. В конце концов, они читают те же самые новости, что и мы, и получают те же предписания, что и мы. Все очень хорошо понимают, почему это происходит, и что проблему санкционных ограничений никак не обойти и не решить. Не было ничего, кроме позитивных эмоций со стороны наших клиентов в отношении того, как Райффайзенбанк себя ведет в данной ситуации.

- Когда кредиты всем этим компаниям будут погашены? Это длинные средства?

- Так получилось, что эти кредиты не долгосрочные, и в течение 2019 года они все должны быть погашены. У банка задача - максимальная диверсификация портфеля крупнейших клиентов, среднего бизнеса и в целом клиентской базы. В результате ситуация такова, что доля кредитов санкционным компаниям в активах ничтожно мала, и ужесточение санкций не влияет ни на успешность банка, ни на его финансовое состояние, ни на его стабильность.

- Сколько у вас осталось в корпоративном портфеле проблемных кейсов?

- Их очень мало: на пальцах одной руки можно пересчитать.

- Вы сказали, что банк планирует на 30% в год наращивать корпоративный бизнес. В первую очередь доходы от него?

- В том числе. В этом году этот план выполним. Если посмотреть на итоги 7 месяцев 2018 года, у нас потенциал роста еще 11-14%. Мы четко понимаем, что можем это сделать. Мы нацелены на рост и активной и пассивной части в объемах, и на рост доходов от всего бизнеса. При этом у нас в отличие от государственных банков, есть возможность выбирать, с кем работать.

- А клиенты вас выбирают? Или крупнейших клиентов больше интересуют ставки, которые им могут предложить госбанки?

- С удовольствием выбирают. Райффайзенбанк более чем конкурентные условия предлагает, и может конкурировать по цене даже с госбанками за счет низкой стоимости фондирования.

- Вам проще в валюте конкурировать, чем в рублях?

- Мы и в рублях конкурируем, и в валюте. Мы один из крупнейших розничных банков, пассивная база у нас большая. Много средств на текущих счетах, которые практически бесплатные. Цифра в 30% роста не просто нарисована на бумаге - это реальные клиенты. Причем, мы, разумеется, не "палаточников" собираем, которые потом пропадают, мы работаем с надежными компаниями - наш подход к риску не менялся.

Мы не работаем только с оборонкой и атомной промышленностью. Других ограничений нет, банк представлен во всех отраслях. Наверно, единственная сложность в том, что мы в отличие от госбанков не всегда готовы дать кредит в том размере, который могут дать они.

- Тогда вы можете пойти в синдикат?

- Конечно - синдикатов достаточно, сейчас порядка 10 сделок в работе на разной стадии. Многие их этих сделок структурированы и будут оформлены в российском праве по стандартной документации. Часть сделок просто пока поставлены "on hold" из-за волатильности на рынке. Существует неопределенность по поводу дальнейшего поведения американских властей, ведь так называемый "кремлевский список" - это, по сути, список Forbes. Многие компании пытались оценить эти риски, понять, в какой валюте занимать и на какой срок. Кроме того, внешняя конъюнктура в целом меняется, и соответственно стоимость привлечения ресурсов тоже меняется.

При этом банк в текущем году уже закрыл пять сделок на общую сумму свыше $3 млрд со сроком 3-5 лет. До конца года мы планируем подписать еще порядка 5 сделок, если ситуация на внешнем рынке не ухудшится.

Закон о синдицированном кредите, вступивший в силу в начале этого года, подкрепляет желание организовывать все больше локальных сделок - ликвидность рынка это позволяет. Мы выступаем не только организатором и координатором, но и агентом таких сделок.

- Сколько вообще у Райффайзенбанка приостановленных сделок из-за возможных ноябрьских санкций?

- Есть достаточно большое количество сделок, которые просто находятся в процессе подготовки документации. Момент выборки средств будет зависеть от того, что может произойти или не произойдет. Большинство сделок при отсутствии внешних шоков будут закрываться до первой недели декабря. Времени осталось относительно немного.

- Фабрика проектного финансирования ВЭБа Райффайзенбанку интересна? Хотите в рамках нее проекты делать?

- Мы принимаем участие в процессе и с Внешэкономбанком постоянно общаемся и обсуждаем разного рода проекты, но что-либо комментировать пока рано, так как в рамках "фабрики" еще не было реализовано совместных сделок.

- Какую долю в доходах от корпоративно-инвестиционного бизнеса сейчас занимает комиссионный доход? Насколько хотите эту долю увеличить?

- Около 35% по итогам 7 месяцев 2018 года. Рассчитываем в следующие два-три года нарастить ее свыше 40%. У нас в целом большие планы по всем продуктам. Некоторые направления растут очень высокими темпами. Так, банк запустил с нуля факторинговый бизнес и за полтора года работы смог нарастить этот портфель до 16 млрд рублей. Рынок факторинга растет в среднем на 15% в год, и, думаю, через два-четыре года этот продукт начнет вносить существенный вклад в показатели корпоративного бизнеса. Также мы серьезно пересмотрели подходы к лизингу, поменяли управленческую команду. Это направление тоже одно из приоритетных для нас, и темпы роста там двузначные.

- Как будет развиваться ситуация с процентным доходом? Некоторое время был период снижения ставок, сейчас ситуация развернулась, ставки уже идут вверх.

- Да, ставки уже месяц-два повышаются. Еще до решения ЦБ о повышении ключевой ставки в сентябре на 0,25 процентного пункта, с июня, рублевые ставки выросли где-то на 0,50-0,75 процентного пункта в среднем. Рынок уже тогда закладывал повышение ставок.

Понятно, что каждый банк по-разному меняет свои ставки, и многое зависит от конкретного клиента. Для некоторых заемщиков, может быть, вообще ничего не изменилось, но сейчас точно ставки будут подтягиваться наверх.

- И Райффайзенбанк тоже будет ставки повышать?

- Новые кредитные соглашения - да, будут дороже.

- Вы не считаете, что возможное расширение санкций, волатильность на рынке, возможные эффекты на экономику не позволят банку реализовать поставленные задачи?

- Не сомневаюсь, что мы свои планы выполним. Доля бизнеса с компаниями, которые потенциально могут попасть под эффект санкций, крайне низка с точки зрения концентрации.

- Есть же вторичные эффекты... Для российской экономики, например.

- Если у нас будет форс-мажорный коллапс экономики, то, понятно, все прогнозы можно выкинуть в мусорное ведро. Тем не менее, мы специально достигаем минимальной концентрации либо конкретной отрасли, либо конкретного заемщика, либо конкретной группы компаний, связанной с конкретным бенефициаром, для того, чтобы ни при каких условиях не ставить под угрозу финансовую стабильность банка. Мы работаем со всеми сегментами российской экономики, и поэтому если одна компания перестанет расти или перестанет с нами работать, для нас это не конец света. У нас есть еще несколько тысяч, с которыми мы будем работать: они будут продавать молоко, мебель, делать машины, шины, шить одежду и оставаться успешными. Какого-то риска критического невыполнения целевых показателей я не вижу.

- Сколько сейчас в корпоративно-инвестиционном блоке банка клиентов?

- Если мы говорим про крупнейших клиентов, которые под зонтиком CIB, то это порядка 700 групп связанных заемщиков. Если мы говорим про компании среднего сегмента с выручкой от 500 млн рублей до 5 млрд рублей, то это свыше двух тысяч групп.

- Какие инструменты привлечения средств сейчас у ваших корпоративных заемщиков пользуются наибольшей популярностью: кредиты, облигации? Что для них дешевле?

- Есть просто спрос на кредитные ресурсы, и компании выбирают, где им выгоднее в каждый момент времени. Облигационный рынок по факту стоит в режиме заряженного пулемета, который пока не стреляет, потому что мишени нет. Рынок де-факто закрыт в ожидании нового пакета санкций. Сейчас проще и дешевле для компании взять кредит.

Однако мы видим, что потребность в бондах высокая и у инвесторов, и у эмитентов. Осталось дождаться рубежной даты, после которой установятся новые уровни доходности. У нас есть клиенты, имеющие зарегистрированный проспект эмиссии, они могут выйти на рынок в любой момент. До конца года активность появится, и сделки точно будут.

Пока же конъюнктура рынка такова, что намного проще просто пойти к ключевым банкам-партнерам и взять двусторонний кредит либо сделать клубную сделку. Тем более, что и синдицированные кредиты по российскому праву сейчас будут все более популярны. Я не думаю, что в ближайшие два месяца на рублевом рынке ситуация сильно изменится. Еврооблигационный рынок тоже находится в ожидании.

- Почему банк решил активнее заниматься размещением акций? Это просто политика группы? Неужели у российских клиентов сейчас с учетом волатильности и всех сложностей есть спрос на этот инструмент?

- Отношения банка с клиентами эволюционируют так же, как и сами наши клиенты. Сначала компании нужен кредит, потом она смотрит облигации, потом постепенно дорастает до того размера, когда возникают мысли о привлечении инвесторов для дальнейшего роста. Количество таких клиентов постоянно растет. Группа RBI на рынке акций очень неплохо представлена, особенно в Восточной и Западной Европе.

- Неужели вы видите спрос российских компаний на размещение акций?

- Вопрос во времени выхода на рынок. Я знаю о достаточно большом количестве компаний, которые хотели бы разместить акции, но они нажали кнопку "pause". Скорее всего, эта пауза продолжится до первого-второго квартала следующего года, тогда можно будет снова думать о размещении. Райффайзенбанк был представлен на этом рынке точечно, сейчас мы более активно на это стали смотреть, потому что видели спрос со стороны наших клиентов. Мы регулярно с клиентами эти темы обсуждаем.

- Когда, вы считаете, российский облигационный рынок оживет?

- Если не будет критических вещей в ноябре, точечные заемщики могут в ноябре-декабре разместиться, лучшие из лучших.

- Последние заявления главы ВТБ Андрея Костина о возможной судьбе долларовых вкладов вызвали беспокойство, в первую очередь, российских граждан. Крупные компании не заволновались, не звонили ли вам в панике с вопросом, что будет с их валютными средствами? Может быть, наоборот, какие-то компании перевели средства из госбанков к вам?

- Могу сказать, что среди своих клиентов мы никакой паники не видели. Даже обратная тенденция наблюдается: приток клиентов. Могу допустить, что они идут в том числе из госбанков.

- Райффайзенбанк обсуждал с ЦБ план действий на случай возможного расширения санкций на российские банки? Участвовал ли в обсуждении этого вопроса регулятором и крупнейшими банками?

- С Центральным банком мы взаимодействуем на ежедневной основе, но никаких конкретных планов на случай каких-либо форс-мажоров в явном открытом режиме не обсуждалось.

- Глава Банка России Эльвира Набиуллина на прошлой неделе заявила, что регулятор проработал с крупнейшими банками систему мер на случай реализации санкционных рисков. Не обсуждался ли вариант привлечения российских "дочек" иностранных банков для разрешения возможных трудностей с валютной ликвидностью?

- В отношении Райффайзенбанка я о таком обсуждении не слышал. Руководство Райффайзенбанка с руководством ЦБ в постоянном контакте по разным вопросам. Вопрос санкций обсуждался в том числе, но точно не в таком ключе.

- Вы ожидаете дальнейший приток клиентов? Валютных средств?

- У нас стабильно растет клиентская база. При этом просто так ни один здравомыслящий клиент деньги из банка в банк переводить не будет. Российских банков, в которые можно перевести деньги, много. Когда встает такой вопрос, финансовые, генеральные директора или бенефициары компаний садятся и выбирают, исходя из множества факторов. Задача команды банка - показать, что надо выбрать именно нас. Хотя, конечно, иногда новостной фон и заявления банкиров такие, что все само собой получается.

Опубликовано: /Финмаркет/
 


.

27 марта 2024 года 21:34
Созданный в 2008 году оператор IT-инфраструктуры "Селектел" за 15 лет стал одним из крупнейших игроков на российском рынке. Компания, маржинальность которой превышает 50%, думает о проведении IPO: ее основатели в 2021 году говорили, что это может произойти на горизонте 3 лет. О перспективах выхода...    читать дальше
.
26 марта 2024 года 12:54
Фото: Артем Геодакян/ТАСС    читать дальше
.
22 марта 2024 года 10:43
Лесопромышленный холдинг Segezha Group в прошлом году помимо общеотраслевых санкций оказался еще и под прямыми, связанными с контролирующим акционером - АФК "Система". Внешние ограничения наложились на падение мировых цен на продукцию лесопромышленного комплекса, рост ставки ЦБ и необходимость...    читать дальше
.
12 марта 2024 года 11:32
Первый и единственный российский страховщик, прошедший через IPO - ПАО "Группа Ренессанс Страхование" - отчитался о получении 10,3 млрд рублей чистой прибыли по МСФО за 2023 год после убытков в 2022 г. Впрочем, капитализация компании, чья короткая пока публичная история почти целиком пришлась на...    читать дальше
.
01 марта 2024 года 17:05
Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС    читать дальше
.
27 февраля 2024 года 19:20
Очередная, 13-я министерская конференция ВТО стартовала 26 февраля в Абу-Даби. РФ в пятый раз принимает в ней участие в качестве полноправного члена организации. О том, какие основные вопросы будут рассмотрены на конференции и какие тезисы будет отстаивать российская делегация, в интервью...    читать дальше
.
27 февраля 2024 года 12:55
Российский банковский сектор, пережив крупнейший санкционный удар, сумел сохранить устойчивость благодаря запасу капитала и послаблениям ЦБ. Банки оперативно подстроились под новые внешнеэкономические и денежно-кредитные условия и даже смогли пройти шоковый период без потерь: за последние полтора...    читать дальше
.
09 января 2024 года 16:16
Пресс-служба Минфина    читать дальше
.
29 декабря 2023 года 11:35
Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа (СПбМТСБ) стала в этом году зеркалом ценового кризиса на топливном рынке: именно на ее площадке в августе и сентябре фиксировались рекорды стоимости сначала бензинов, а потом дизельного топлива. Биржа применяла различные способы изменения...    читать дальше
.
27 декабря 2023 года 18:57
Уходящий год стал для отечественного нефтесервиса периодом восстановительного роста. После пандемии и ухода иностранных подрядчиков недропользователи существенно нарастили спрос на услуги в области добычи нефти и газа. По данным Росстата, в первые девять месяцев затраты на эти цели достигли 1,9...    читать дальше
.
Страница 1 из 4
.
.
.
.
.

.