.
.
СЕГОДНЯ:
 
 
.
.
.
интервью
Главная  /  Интервью  /  Модернизация НПЗ в России к 2020г увеличит рынок присадок к топливам на 10% - коммерческий директор "дочки" BASF в РФ
.
 
 
 
 
31 мая 2017 года 11:58

Модернизация НПЗ в России к 2020г увеличит рынок присадок к топливам на 10% - коммерческий директор "дочки" BASF в РФ

BASF в России в основном известен своим сотрудничеством с "Газпромом" в проектах по добыче газа. Однако этим круг его деятельности не ограничивается: для российских нефтяных компаний BASF является одним из основных поставщиков катализаторов и присадок, которые улучшают характеристики топлива. После введения санкций Россия взяла курс на импортозамещение, в том числе и в нефтехимии. Несмотря на это, BASF заявляет, что чувствует себя в новых условиях комфортно и строит планы по дальнейшему расширению производств. О своем видении импортозамещения, планах по локализации в России в интервью "Интерфаксу" рассказал коммерческий директор ООО "БАСФ" Михаил Городецкий.

- Поговорим о рынке в целом. Как вы оцениваете российский рынок присадок, катализаторов, насколько он перспективен? Как на нем отразилось снижение цен на нефть?

- В этом сегменте мы работаем со всеми крупными российскими вертикально интегрированными компаниями - "Роснефть", "ЛУКОЙЛ", "Газпромнефть", "Сургутнефтегаз", "Татнефть" и "ТАНЕКО". Это очень важный для нас рынок, который всегда будет расти благодаря постоянному ужесточению требований к качеству топлив и увеличению роста его потребления. Все российские компании, в том или ином объеме, проводят модернизацию своих НПЗ и прекрасно понимают, что без современных катализаторов и присадок произвести топлива, отвечающие современным требованиям и в необходимом объеме, уже невозможно.

В нефтепереработке ключевыми направлениями для нас являются катализаторы каталитического крекинга, депрессорно-диспергирующие присадки, которые позволяют производить дизтопливо с улучшенными низкотемпературными свойствами, т.е. обеспечивают запуск дизельных двигателей в холодное время года, а также многофункциональные моющие присадки для дизельных топлив и автомобильных бензинов. Это присадки, которые позволяют сохранить двигатель автомобиля в чистоте и тем самым сохранить его эффективность и продлить срок эксплуатации.

Что касается цены на нефть, то конечно ее падение негативно влияет на данный рынок. Во-первых, это снижение прибыльности нефтяных компаний, что негативно влияет на размер инвестиций, направляемых компаниями, в том числе в нефтепереработку. Когда прибыль снижается, то первое, о чем думает клиент - как снизить затраты. Сейчас решение о том, какие присадки и в каком объеме закупить дается сложнее, особенно если приходится выбирать между ценой и качеством. В основном нефтяные компании продолжают искать "золотую середину". Все понимают, что выгоднее купить присадку условно за 3 рубля, но с необходимой дозировкой полкилограмма, чем по 2 рубля, но с дозировкой килограмм. Точно такой же подход и с выбором катализатора. Если вы предлагаете новый катализатор, пусть и более дорогой, но с его использованием выход ключевого продукта установки каталитического крекинга бензиновой фракции увеличивается, скажем, на 1,5%, то, как правило, нефтяная компания может согласиться на увеличение стоимости такого катализатора.

Еще одним негативным последствием снижения цены на нефть является снижение потребления топлива на внутреннем рынке. Звучит парадоксально: снижается цена на нефть и, соответственно, на нефтепродукты, но потребление при этом падает. Дело в том, что экспорт нефти является одним из основных источников бюджета нашей страны, что косвенно влияет на доходы населения. Водитель, как конечный потребитель топлива, тоже начинает экономить, т.е. старается ездить меньше и покупать топливо подешевле. Такое топливо, как правило, очень низкого качества и не соответствует современным стандартам, в том числе потому, что в нем нет необходимых присадок. Жизненный цикл автомобильного двигателя от такого топлива снижается в разы и получается, что "скупой платит дважды", но это уже другая тема для разговора.

- Можете ли охарактеризовать рынок присадок и катализаторов в цифрах?

- Объем рынка катализаторов каталитического крекинга в 2016 году составил 14,5 тыс. тонн, наш прогноз на 2017 год -0 15 тыс. тонн, после запуска новой установки на одном из НПЗ "Роснефти".

Если говорить о присадках, которые есть в портфеле BASF, то суммарный объем потребления присадок в России в 2016 году составил около 55 тыс. тонн. К 2020 году мы ожидаем, что рынок присадок к топливам вырастет на 10% за счет программы модернизации НПЗ.

Объем рынка депрессорно-диспергирующих присадок, ключевого для нас направления, в 2016 году составил 13 тыс. тонн. В 2017 году с учетом ввода новых перерабатывающих мощностей он должен увеличиться также где-то до 14,5-15 тыс. тонн.

Мы также ожидаем, что увеличится потребление смазывающих присадок в связи с увеличением производства низкосернистых топлив. Но для нас основным направлением, как я уже сказал, являются депрессорно-диспергирующие присадки.

- Каков объем экспорта присадок и катализаторов в Россию?

- До прошлого года мы завозили в Россию по заключенным договорам с нефтяными компаниями весь объем катализаторов и присадок. В середине 2016 года мы открыли в России производство депрессорно-диспергирующих присадок для дизельных топлив в Обнинске. Оно было создано специально для одного из наших основных российских клиентов.

- Что это за компания?

- Компания "Башнефть", которая сегодня является частью "Роснефти". То есть мы локально производим присадки для всех нефтеперерабатывающих заводов Башкирии ("Башнефть" и BASF разрабатывали топливо по стандартам евро-5 под брендом ATUM - ИФ).

- С приходом "Роснефти" что-то изменилось во взаимоотношениях с компанией или в объемах закупок?

- Естественно изменилось, идет нормальный процесс слияния двух компаний, когда приводятся в соответствие процессы принятия решений и закупок. Мы видим в этом хорошую возможность для себя, потому что понимаем, что можем выпускать такую же продукцию не только для уфимских заводов, но и для всей компании. На наш взгляд, это будет выгодно для обеих сторон.

- Какова мощность производства в Обнинске?

- В прошлом году там было выпущено порядка 1 тыс. тонн присадок. В этом году мы планируем увеличить производство вдвое - до 2 тыс. тонн. Это составляет приблизительно 40% от общего объема депрессорных присадок, поставляемых нашим клиентам в России. Остальной объем мы будем импортировать, но в стратегии нашей компании в этом сегменте есть ясное желание увеличить объем и, соответственно, долю локально производимых присадок.

- Насколько сильно вы ощущаете конкуренцию в этом сегменте в России?

- И в производстве катализаторов, и в производстве присадок на российском рынке у нас есть как международные конкуренты, так и российские. В связи с политикой импортозамещения усиливается конкуренция с локальными производителями катализаторов. В присадках, в ключевом для нас направлении, запустив, как я уже сказал, локальное производство, мы увеличиваем свою долю рынка. При этом наша доля в неключевых присадках снижается, где мы замещаемся в основном российскими производителями. Если говорить в целом, наш бизнес в этих направлениях растет.

- С кем вы конкурируете?

- Все наши конкуренты хорошо известны на российском рынке. Если мы говорим о катализаторах, то, как я уже сказал, мы сейчас в основном конкурируем с российскими производителями - это омская катализаторная фабрика "Газпром нефти" и "КНТ Групп". А если говорить, о депрессорных и моющих присадках, то это в основном иностранные компании, такие как - Clariant, Innospec, Afton.

- Вы сказали, что конкуренция усиливается из-за политики импортозамещения. Как в целом оно влияет на работу BASF в России?

- Я бы начал с того, что импортозамещение должно быть не политикой, а экономикой. Если искусственно создавать препятствия для импорта или закупать локальный продукт просто по причине того, что он локальный, это приведет к естественному снижению или к отсутствию здоровой конкуренции. Кроме того, есть ситуации, когда локализовать производство просто нерентабельно, и совсем запрещать импортные продукты было бы не самым разумным решением. Это замедляет инновации и подрывает конкуренцию. Все это, в свою очередь, приводит к увеличению цены и отсутствию стимулов у локального производителя улучшать эффективность своего производства, что в конечном итоге негативно скажется на российском потребителе, т.е. на нас с вами. Импортозамещение должно стимулироваться экономическими предпосылками. Если в России можно произвести тот же продукт дешевле, чем за рубежом, то локальный производитель вытеснит импортера с рынка естественным образом.

Если говорить о влиянии на BASF, то сейчас, благодаря политике импортозамещения, локальные производители получили возможность максимально загрузить имеющиеся мощности. BASF от этого в основном выигрывает. Во-первых, у нас в России имеются локальные производства, такие как: производство строительной химии; лакокрасочных покрытий для автомобильной промышленности; имеется производство полиуретановых систем совместно с "Нижнекамскнефтехим" (MOEX: NKNC) и т.д.

Поскольку наши локальные клиенты смогли загрузить свои мощности, например, для производства продуктов питания, увеличился спрос на продукты, которые мы им поставляем.

В тех направлениях, где наши конкуренты локализованы, а BASF нет, мы теряем нашу долю рынка.

Суммарно, я бы сказал, что импортозамещение влияет положительно, но незначительно, поскольку несмотря на не самую благоприятную экономическую ситуацию, в 2016 году наш бизнес в России хоть и незначительно, но вырос.

Приведу один пример: производство базовых полимеров. Еще десять лет назад половина потребляемых базовых полимеров ввозилась из-за рубежа. После введения новых требований к утилизации попутных газов, в России оказалось много дешевого и доступного сырья. По истечении короткого промежутка времени мы видим, что весь требуемый объем базовых полимеров производится локально, а согласно планам строительства новых мощностей, к 2020 году, Россия станет нетто-экспортером базовых полимеров. Чтобы выйти на зарубежные рынки, российским производителям необходимо знать требования к качеству полимеров на новом рынке и им соответствовать. BASF выпускает присадки для улучшения качества полимеров, при этом сами полимеры мы не производим. Мы продаем присадки для полимеров по всему миру, поэтому мы знаем требования к качеству полимеров на любом отдельно взятом рынке. Соответственно, мы помогаем российским компаниям произвести продукт требуемого качества, который они затем смогут экспортировать и получить новые рынки сбыта. Это один из примеров, когда органичный рост локального производства положительно влияет и на экономику страны в целом и на развитие бизнеса BASF в России в частности. Наша основная задача в России, помочь российским компаниям быть более успешными.

- В этих условиях рассматривает ли BASF возможность локализации производств в России? Если да, то где, когда, что это могут быть за производства?

- Мы недавно завершили разработку стратегии развития BASF на российском рынке до 2025 года, и одним из ключевых драйверов для нас как раз является локализация. В ближайшие 5 лет мы планируем реализовать семь проектов по локализации, четыре из них будут связаны непосредственно с нефтепереработкой и нефтехимией. Это будут либо совместные предприятия, либо толлинг.

У нас есть планы по частичной локализации производства абсорбентов, по локализации производства катализаторов. Есть планы по дальнейшему расширению нашего локального производства присадок. Там оно уже будет не только для топлива, но и других направлений. Есть еще один проект по производству дисперсий, и он уже на достаточно серьезной стадии развития.

Также есть несколько проектов по локализации, которые касаются и более широкого круга отраслей.

- Вот в рамках локализации вы планируете какие-то новые площадки строить или организовывать уже на готовой площадке новое производство?

- В зависимости от целей проекта мы рассматриваем все возможные варианты локализации. Мы рассматриваем возможность строительства новых площадок, например, в Уральском регионе. Где-то мы планируем СП и, по сути, просто даем рецептуру.

Очень важно понимать объем рынка России и минимальной мощности нового производства, которая будет коммерчески оправданной. В одном из наших проектов мы планируем производить продукт в России, часть реализовать на локальном рынке, а часть экспортировать.

Также мы рассматриваем вопросы с сырьем для проектов локализации. То, что есть в наличии в необходимом количестве и требуемого качества, планируется приобретать в России или в странах Таможенного союза, остальное будем импортировать.

- Сколько средств вы планируете вложить в локализацию за эти пять лет?

- У нас есть несколько проектов, которые находятся на стадии рассмотрения. Их суммарная стоимость 300 млн евро, но опять же, окончательное решение еще не принято - пока сложно сказать, какие именно из них будут реализованы.

- Насколько я понимаю, BASF в основном работает напрямую с производителями. А есть ли у вас в планах выход на розничный рынок?

- Действительно в России и в мире мы почти на 100% работаем в сегменте B2B. Но в скором времени мы планируем начать работу в сегменте B2C - будем продавать моющие присадки Keropur для бензиновых двигателей. То есть теперь автовладельцы смогут приобретать присадку в розничных точках продаж и самостоятельно использовать ее. Это очень просто - присадку просто нужно залить в топливный бак автомобиля. Выводить продукт в розничную продажу мы планируем уже во втором полугодии 2017 года. Мы ожидаем, что присадки появятся на фирменных заправках ведущих нефтяных компаний, а также в специализированных магазинах, гипермаркетах, станциях техобслуживания. Мы надеемся, что это привлечет интерес к этой продукции у конечных потребителей, и сама потребность в этом продукте увеличится.

Опубликовано: /Финмаркет/
 


.

11 апреля 2024 года 13:44
И формирование федерального бюджета, и его исполнение в России никогда не было рутинным процессом. А на современном этапе постоянно растущий список задач и их итоговый "ценник" даже на фоне благоприятной в целом конъюнктуры внешних рынков заставляют правительство искать новые доходные источники,...    читать дальше
.
01 апреля 2024 года 11:43
Созданный в 2023 году российский FTL-грузоперевозчик NatCar (АО "Национальный перевозчик") позиционирует себя как один из наиболее перспективных стартапов "КАМАЗа". Автопроизводитель, комплектующий парк компании флагманскими тягачами поколения К5, в этом году заявил о планах к 2030 году довести до...    читать дальше
.
27 марта 2024 года 21:34
Созданный в 2008 году оператор IT-инфраструктуры "Селектел" за 15 лет стал одним из крупнейших игроков на российском рынке. Компания, маржинальность которой превышает 50%, думает о проведении IPO: ее основатели в 2021 году говорили, что это может произойти на горизонте 3 лет. О перспективах выхода...    читать дальше
.
26 марта 2024 года 12:54
Фото: Артем Геодакян/ТАСС    читать дальше
.
22 марта 2024 года 10:43
Лесопромышленный холдинг Segezha Group в прошлом году помимо общеотраслевых санкций оказался еще и под прямыми, связанными с контролирующим акционером - АФК "Система". Внешние ограничения наложились на падение мировых цен на продукцию лесопромышленного комплекса, рост ставки ЦБ и необходимость...    читать дальше
.
12 марта 2024 года 11:32
Первый и единственный российский страховщик, прошедший через IPO - ПАО "Группа Ренессанс Страхование" - отчитался о получении 10,3 млрд рублей чистой прибыли по МСФО за 2023 год после убытков в 2022 г. Впрочем, капитализация компании, чья короткая пока публичная история почти целиком пришлась на...    читать дальше
.
01 марта 2024 года 17:05
Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС    читать дальше
.
27 февраля 2024 года 19:20
Очередная, 13-я министерская конференция ВТО стартовала 26 февраля в Абу-Даби. РФ в пятый раз принимает в ней участие в качестве полноправного члена организации. О том, какие основные вопросы будут рассмотрены на конференции и какие тезисы будет отстаивать российская делегация, в интервью...    читать дальше
.
27 февраля 2024 года 12:55
Российский банковский сектор, пережив крупнейший санкционный удар, сумел сохранить устойчивость благодаря запасу капитала и послаблениям ЦБ. Банки оперативно подстроились под новые внешнеэкономические и денежно-кредитные условия и даже смогли пройти шоковый период без потерь: за последние полтора...    читать дальше
.
09 января 2024 года 16:16
Пресс-служба Минфина    читать дальше
.
Страница 1 из 4
.
.
.
.
.

.