.
.
СЕГОДНЯ:
.
.
.
интервью
.

Любой запрет дает толчок к развитию - замгендиректора "Очаково" Вячеслав Меркулов
Пивобезалкогольный комбинат "Очаково" более 10 лет назад начал заниматься виноделием на Кубани. Предприятию принадлежит Южная винная компания (ЮВК), которая была создана на базе виноградарского хозяйства "Победа" в Темрюкском районе Краснодарского края.
О том, что сделано за последние годы в производстве винограда и вина, как компания готовится конкурировать с зарубежными виноделами, почему работает только на собственном сырье и нужно ли России ограничивать импорт виноматериалов, "Интерфаксу" рассказал заместитель генерального директора по алкогольной продукции Московского пивобезалкогольного комбината "Очаково" Вячеслав Меркулов.
- Последние годы в рамках борьбы с алкоголизацией населения больше внимания стало уделяться вину как альтернативе крепкому алкоголю. Принятые властями решения направлены на поддержку виноделия, предусмотрены субсидии на расширение виноградников. Вы эти процессы предчувствовали, затевая более десяти лет назад производство вина?
- Предчувствовали или нет - не скажу, просто понимали, что это перспективное дело и, действительно, реальная альтернатива крепким напиткам. Этим надо заниматься всерьез.
Процесс производства вина - не быстрый и зависит от многих факторов, в том числе и погодных. У нас много времени ушло на сельхозработы по созданию виноградников, культуры виноградарства на полях, потому что виноградники были в достаточно запущенном состоянии.
Мы приглашали и российских, и зарубежных специалистов. Потребовалось без малого шесть лет, чтобы пришло понимание того, что наш виноматериал ценится, его используют для купажирования и улучшения качества вина.
- Инвестиции были существенные?
- Конечно. Есть четкое понимание, что для того, чтобы поставить виноградник, то есть посадить саженцы, поставить шпалеру, сделать формировку, подготовить почву, внести удобрения, требуется от 1 до 2 млн рублей на гектар. Может быть, и больше, в зависимости от маркетинговых идей.
Объем инвестиций зависит от многих факторов. В этом году на Кубани в феврале была изменчивая погода, температура резко менялась, стояли туманы, и на Таманском полуострове пострадало до полвины виноградников. Наши хозяйства пострадали на 55%, урожай винограда снизился. Поэтому, соответственно, средства инвестировали в то, чтобы виноградники поднять, провести культивацию и т.д.
Если взять это десятилетие, то в восстановление виноградников, инновации, развитие производства вложены достаточно большие суммы. Каждый год под 150-200 млн рублей инвестиций.
- Какова площадь виноградников ЮВК?
- Всего у нас порядка 1,5 тыс. гектаров винограднопригодных земель, из которых виноградники занимают 900 гектаров. То есть для развития есть еще 600 гектаров.
- Какой объем производства будет в этом году?
- В этом году производство из-за снижения урожая винограда составит 350 тыс. декалитров против 600 тыс. декалитров в прошлом году.
Но главное в другом. Теперь мы, как говорится, "созрели" для того, чтобы выходить с брендированными белыми винами к потребителям, предлагать их по 300-500 рублей за бутылку. Уже можно вкладывать деньги в продвижение на рынок.
По красным винам продолжаем работать. Они хорошие, но пока поставлять их по европейским стандартам не можем.
- Сколько бутилированной продукции выпускает компания?
- Объемы продаж виноматериалов и готовой продукции пока несопоставимы. Брендами, эксклюзивами, то есть продукцией высокого ценового сегмента, мы начали предметно заниматься всего год назад. До этого брендированных вин не было, выпускались сортовые вина. Самым удачным был 2010 год, когда продажи выросли до 2 млн бутылок. В 2011 году они снизились наполовину, в этом году снова походим к показателю 2010 года.
- Вы пользуетесь мерами господдержки виноградарства, которые предусмотрены в госпрограмме развития сельского хозяйства?
- Да, субсидии получаем. В этом году даже увеличились объемы субсидированных работ. Если раньше был только один вид работ, на который выделялись субсидии, то в этом году три.
Вообще надо сказать, что в настоящее время в стране наблюдается лояльность в отношении виноградарства, стало больше доверия к виноделам. Начало развиваться гаражное виноделие, появляются саморегулируемые организации. Похоже, что власти поняли, что вино - это и сельхозпродукт, и сфера, которая дает много рабочих мест, и культура. Мы стали видеть перспективу.
- Сколько продукции компания планирует произвести в будущем году?
- На рынке сейчас положительные тренды, поэтому мы будем расти. У нас есть заказы, нормальная логистика, дистрибьюторские компании.
Валютная лихорадка сильно потрепала всех производителей вина, которые закупают виноматериалы за рубежом. Теперь они стали более сговорчивыми. Если раньше нас как производителей отечественных виноматериалов в расчет не очень брали, к нам лицом не поворачивались, то теперь повернулись и ведут диалог. Это радует и вселяет определенный оптимизм.
И все-таки сказать точно, что будет в следующем году, трудно. Если уж страна перешла на годичный бюджет… Все будет зависеть от валютной составляющей, от покупательной способности населения.
- Валютная составляющая у вас в производстве большая?
- Она затрагивает только бутилирование. На сегодня все, что наносится на бутылку - бумага, пластик, корка, привозное. В структуре ценообразования это до 10%.
- Какова география поставок продукции? Экспорт планируете?
- У нас достаточно жесткие условия, мы работаем только по предоплате, не даем отсрочек. Поэтому круг партнеров ограничен, но это проверенные, финансово устойчивые партнеры в основном из Краснодарского края и Москвы. Аналогично и у них высокое доверие к нашей компании.
Что же касается экспорта, то одни просят отсрочку платежей, другие, к примеру, звонят из Лондона и предлагают продвинуть вино на британский рынок за определенную плату. Но нам не надо никому платить, потому что есть нормальный спрос на нашу продукцию. Есть интерес из Китая, Германии. Из Италии и Франции, естественно, не звонят…
У нас нет проблем с реализацией продукции.
- Будете расширять фирменную торговлю?
- Да, обязательно. В настоящее время у нас 7 фирменных магазинов. Сейчас еще три в работе, они откроются в ближайшее время.
Думаю, в будущем году дорастем до 20-25 магазинов. Это по плану.
- Некоторое время назад глава Минсельхоза предложил ограничить поставки импортных виноматериалов с тем, чтобы поддержать отечественных производителей. Виноделы отвергли эту идею, сославшись на большую зависимость от импортной сырьевой базы.
- Зря отвергли, это замечательное предложение. Любой запрет дает толчок к развитию, потому что это гарантия роста инвестиций в виноградники. Если бы это произошло, то, соответственно, через три года у нас весь Краснодарский край был бы в виноградниках. Весь Крым, Дагестан тоже.
Да, от запрета пострадали бы шампанисты, потому что шампанского виноматериала у нас производится достаточно мало. Но ударили же по импортным сырам, к примеру, и начали у себя сыр варить. Два-три года - и появится нормальный российский сыр. Туда, где появляется точка роста, начинают нести деньги.
Нас нередко спрашивают, почему мы не расширяем виноградники, ведь такая возможность есть. Мы отвечаем, что нам винограда для производства хватает. Мы можем увеличить площадь виноградников и производство винограда и виноматериалов, но тогда нужно перекрыть канал в Новороссийске, через который к нам заливаются испанские виноматериалы.
Если есть дешевый испанский материал, нам смысла нет увеличивать виноградники. Нам лучше не сажать, не увеличивать посадки, тогда не будет и головной боли по поводу того, как реализовывать продукцию.
У нас сейчас есть точка экономического баланса, вот мы на ней и находимся.
Поэтому предложение Ткачева (Александр Ткачев, министр сельского хозяйства РФ - ИФ) было очень правильным. И мы, конечно же, из бюджета выделили бы инвестиции на расширение посадок, потому что видно было бы - подо что. Компания всегда старалась выгодные направления развивать.
- Разница в цене на ваши виноматериалы и, к примеру, на те же испанские большая?
- Испанские можно купить по 28-30 рублей за литр, у нас же, с учетом всех затрат, ниже 30 рублей продать не получается.
Можно не сразу "закрывать" импорт, а постепенно повышать пошлину. Сейчас она 15%, через год сделать ее 20% и так далее. Надо четко определить - через пять лет, к примеру, мы должны быть с собственными виноматериалами. Это вполне реально.
И через пять лет пошлина должна стать высокой. Конечно, есть высококачественные материалы, пусть везут, но пусть это будет штучка, эксклюзив, который не будет мешать валовому объему.
Но для больших предприятий, которые занимаются массовым производством, ограничение импорта будет кислородом. Они начнут нормально зарабатывать, будет нормальная конкуренция. А то сейчас получается, что мы конкурируем не только между собой, но еще и с испанскими виноматериалами.
По сути, нужна пятилетняя программа перехода на собственные виноградники. Тогда те компании, которые везут сюда импортные виноматериалы, переключатся на отечественных производителей, либо будут строить свои заводы, разбивать виноградники. Деньги-то у них есть.
- Вы не присматривались к активам в Крыму?
- Пока таких планов нет. Мы знаем, что там появились частные инвесторы, люди туда пошли.
Но пока у крымского вина, считаю, один плюс - потребители к нему относятся лояльнее, чем, к примеру, к винам с Кубани. Поэтому оно продается рублей на 50 дороже.
Видимо, исторически в цене осталась доля таможенных накруток. Сейчас таможни нет, но цена не изменилась.
- А как относитесь к идее минимальных цен на вино?
- Любое ценовое регулирование убивает конкуренцию. Эта идея работать не будет.
Да, есть "умельцы" делать "вино" по 50 рублей за бутылку. Но уберите ввоз виноматериалов, и этого "вина" не будет. Надо подсчитать все виноградники, сколько собирается винограда и сколько из него вырабатывается виноматериалов и, соответственно, вина. И все - никто больше произвести не может. А если кто-то производит - значит, смешивает воду с порошком. Эти каналы сразу же проявятся. Здесь будет все прозрачно.
Ввоз виноматериалов реально мешает рынку. Это единственная проблема, которую надо решить, и тогда вся экономика на этом рынке выстроится.
Опубликовано: /Финмаркет/
.

Топливный рынок России растет все последние годы, спрос на нефтепродукты в стране повышается. Согласно данным "Автостата", в 2024 году количество зарегистрированных автомобилей в РФ превысило 55 млн единиц. При этом растут и требования к заправке транспорта - клиент хочет покупать топливо только... читать дальше
.

Ужесточение денежно-кредитных условий вместе с закручиванием макропруденциальных "гаек" привело к тому, что розничное кредитование уже полгода демонстрирует околонулевую динамику. Участники рынка пока не видят оснований для перелома тренда. Лидер сектора - Сбербанк - тоже пока сохраняет осторожные... читать дальше
.

Прошлый год оказался успешным для бизнеса пассажирских авиаперевозок, но он же принес всплеск убыточности авиастраховщикам, добавил новые риски, остро проявилась недостаточность тарификации в сегменте гражданской авиации. В какой реальности оказались авиастраховщики и их клиенты, какие задачи и... читать дальше
.

Реформа квалификации инвесторов, задуманная Центробанком несколько лет назад и вызвавшая бурные дискуссии на рынке, приобретает окончательные очертания и близится к завершению. Новые правила становятся не жестче, а сбалансированнее, считает руководитель Службы по защите прав потребителей и... читать дальше
.

Банковское регулирование - один из мандатов ЦБ, поддерживающий стабильность финансовой системы и устойчивость банков к потрясениям, будь то пандемия или санкции. Многие годы подходы Банка России строились преимущественно на рекомендациях Базельского комитета по банковскому надзору, но... читать дальше
.

Внешнеторговый оборот РФ в 2024 году, несмотря на бесконечный поток санкций, оставался стабильным - на уровне 2023 года. Завершился только первый этап переориентации российского экспорта, теперь стоит задача выхода на новые рынки, в первую очередь стран АСЕАН. О результатах 2024 года, перспективах... читать дальше
.

Фото: Гавриил Григоров/ТАСС читать дальше
.

Российская торговля - и внешняя, и внутренняя - в полной мере ощутила на себе последствия санкций, причем, как негативные - в случае с экспортно-импортными операциями, так и позитивные, когда ритейлеры занимали освобожденные иностранными компаниями ниши. Чтобы поддержать экспортеров и импортеров... читать дальше
.

Предновогодний сюрприз от Банка России, который удивил рынок своим решением сохранить ключевую ставку вопреки ожиданиям ее существенного повышения, перезапустил дискуссии о проблемах в коммуникации и о возможном давлении на решение внешних факторов. От последнего ЦБ открещивается, а по первому -... читать дальше
.

Лесная отрасль России долгие десятилетия относилась к числу самых криминализированных сфер экономики - незаконные вырубки и вывоз круглого леса из страны имели гигантские масштабы. Несколько лет назад государство запустило программу декриминализации лесопромышленного комплекса, а с 2022 года был... читать дальше
.
.