.
.
СЕГОДНЯ:
 
 
.
.
.
интервью
Главная  /  Интервью  /  Кризис открывает инвесторам новые возможности - глава инвестбизнеса Райффайзенбанка
.
 
 
 
 
07 июля 2015 года 13:32

Кризис открывает инвесторам новые возможности - глава инвестбизнеса Райффайзенбанка

Изменения на рынках капитала заставляют инвестбанкиров пересматривать структуру доходов. Один из лидеров этого рынка - Райффайзенбанк - переориентировался на сделки по рефинансированию и зарабатывает на них больше, чем ранее на выпусках облигаций. О том, как банк этого добился и какие видит перспективы развития различных долговых инструментов, рассказал в интервью агентству "Интерфакс-АФИ" Никита Патрахин - член правления, руководитель дирекции операций на рынках капитала и инвестиционно-банковских услуг Райффайзенбанка.

- Инвестбизнес видит подтверждения того, что пик кризиса прошел?

- В конце прошлого года - начале этого у всех были очень мрачные ощущения по поводу перспектив развития российской экономики в этом году. Но сейчас мы уже видим, что эти ожидания не сбываются: Банк России снижает ключевую ставку, компании чувствуют себя лучше, цены на нефть немного стабилизировались, темпы снижения ВВП и уровень инфляции оказались ниже, чем мы ожидали. Валютный рынок ведет себя намного спокойнее. Так что можно говорить о том, что острая фаза кризиса в экономике прошла. Причем это не только ощущения, но и статистика. Но, безусловно, говорить о быстром начале восстановления пока преждевременно.

- Насколько российские компании оказались подготовлены к кризису?

- Этот кризис сильно отличается от кризиса 2008 года. В частности, корпоративный сектор оказался гораздо лучше подготовленным. Кризис 2008-2009 годов научил многие компании быть осторожными и консервативными. Все стали больше внимания уделять эффективности бизнеса, понимая, что экономические условия могут резко меняться. Это сказалось и на структуре кредитных портфелей компаний - финансовые директора поняли, что в некоторых случаях лучше получить более высокую ставку по кредиту, но с более комфортными условиями его погашения. Также более осторожно компании стали привлекать валютные кредиты. Вторым важным фактором, мне кажется, является то, что замедление темпов роста российской экономики мы начали замечать еще в 2013 году. Причем это замедление происходило на фоне невероятно высокого роста потребления, связанного с активным ростом потребительского кредитования. Нельзя не отметить разумность нашего Центрального банка, который уже в 2013 году начал постепенно увеличивать требования к резервированию по потребительским кредитам, пытаясь остановить надувающийся "пузырь". Также можно выделить и решение ЦБ о введении инструмента валютного рефинансирования, которое очень помогло компаниям и банкам пережить период абсолютно закрытых внешних рынков. Таким образом, некоторое стечение обстоятельств (это память о прошлом кризисе, осторожность и предусмотрительность Банка России) помогли экономике в целом лучше пережить в прошлом году шок.

- Как чувствует себя инвестиционный бизнес Райффайзенбанка в последние месяцы?

- Откровенно говоря, в кризисный период мы чувствуем себя очень хорошо, потому что перед нами открываются новые возможности, например, рынок реструктуризаций. Надо сказать, что банк активно занимался этим в 2009 и 2010 годах, и сейчас мы видим, что потребность в таком инструменте со стороны компаний снова появилась. Реструктуризация на несколько порядков сложнее, чем выпуск облигаций или синдицированное кредитование, но вместе с тем и доходы кратно выше.

- Можно привести примеры последних реструктуризаций?

- Например, рублевые облигации группы FESCO (ОАО "ДВМП" (MOEX: FESH)). Изначально облигации должны были погашаться в мае следующего года. Мы же договорились с инвесторами, что погашение с 2016 года сдвигается еще на полтора года. В результате у компании уже сейчас улучшилось качество кредитного портфеля, а высвобожденные средства она смогла использовать на выкуп евробондов с большим дисконтом, тем самым уменьшив свой долг.

Крупнейшая в истории цементного рынка сделка по продаже ОАО "Мордовцемент" (MOEX: MDCM) начиналась как проект по реструктуризации долгового портфеля, а закончилась продажей компании холдингу "Евроцемент груп" (MOEX: EVCG).

Естественно, есть ряд проектов в работе, в частности, сделка по реструктуризации долгов авиакомпании "ЮТэйр" (MOEX: UTAR), о которой сейчас много пишут и говорят.

- При каких условиях "Райффайзен" берется за реструктуризацию?

- Мы всегда смотрим, насколько жизнеспособна бизнес-модель компании, верим ли мы в менеджмент и акционеров, в их модель управления и, как результат, в возможность этого бизнеса генерировать положительный денежный поток. Если у нас есть такая уверенность, то мы готовы взяться за реструктуризацию. Если же мы видим, что компания стабильно убыточна на операционном уровне, и мы не видим или не верим, что ситуация может измениться в положительную сторону, то и сделка по реструктуризации не принесет ей успеха. За такую реструктуризацию мы браться не будем.

- Какие особенности у проведения реструктуризаций в России по сравнению с развитыми рынками?

- В России в 99% случаев под реструктуризацией понимают изменение графика погашения долга. В то же время в развитых странах, как правило, проходит более сложный и комплексный процесс реструктуризации - с изменением структуры бизнеса, включая продажу и/или реструктуризацию активов, с изменением структуры акционеров, с вхождением кредиторов в число акционеров.

- Разница в подходах связана с меньшими у нас масштабами реструктуризаций?

- На мой взгляд, причина скорее в зрелости этого рынка. У нас не хватает практики. У нас слово "банкротство" очень негативное. Все считают, что начало процедуры банкротства означает, что компания больше существовать не будет, кредиторы все потеряют и прочее. В развитых же странах практика применения законодательства о банкротстве бывает очень часто позитивной. Процедура банкротства, наоборот, позволяет сохранить компанию и пережить сложный период. В результате кредиторы остаются в выигрыше. Теоретически российское законодательство позволяет делать все те же вещи, что и в США или других развитых странах. Но у нас отсутствует достаточный опыт и практика и очень много примеров недобросовестного проведения процедуры банкротства.

На Западе, если возникают сложности при обслуживании долга, никого не удивляет предложение сделать stand still (отсрочку всех платежей), а для России это все еще в новинку. Требуется довольно много времени, чтобы кредиторы поняли, что, являясь кредиторами одной компании, они все находятся в одной лодке, и если каждый из них будет пытаться выскочить первым, то даже компания с очень хорошей бизнес-моделью не сможет избежать банкротства. Но я думаю, что постепенно в отношении реструктуризаций наш рынок становится все более цивилизованным.

- Насколько российские кредиторы привыкли к stand still?

- Банки топ-30 постепенно начинают привыкать к этому термину. Но практика показывает, что процесс согласований таких решений идет медленно. Иногда бывает, что пока мы со всеми участниками обсуждаем stand still agreement (соглашение между кредиторами о том, что они разрешают компании-должнику какое-либо время не гасить кредиты), то параллельно успеваем договориться о комплексной реструктуризации и сразу переходим к подписанию соглашения о реструктуризации.

- Было бы интересно Райффайзенбанку войти в совет директоров реструктурируемых компаний?

- Нет. Мы банк и очень хорошо понимаем специфику банковского бизнеса. Мы стараемся выбирать себе клиентов, которые, в свою очередь, являются экспертами в своих секторах. Сидеть у них в совете директоров и рассказывать, как им надо делать бизнес - это неправильно. Каждый должен заниматься тем, в чем он очень хорошо разбирается. Конечно, в отдельных случаях мы можем просить клиентов согласовывать какие-то большие сделки, которые могут повлиять на их кредитное качество. Наша практика показывает, что этого достаточно.

- Как изменилась в последнее время структура доходов инвестбизнеса?

- Если в целом посмотреть на результаты пяти месяцев этого года, то можно сказать, что соотношение между доходами от торговых операций и комиссионными примерно соответствует обычному году - 55%/45%. При этом в структуре комиссионного дохода произошли существенные изменения. Если в предыдущие годы (не включая 2014 год) доля комиссионных за выпуск облигаций составляла 30-35%, то сейчас это место занимают доходы от реструктуризации. Значительно выросли доходы от конверсионных операций - как в абсолютном, так и в относительном значении: их доля сейчас составляет около 50%. На облигации и комиссии от M&A сейчас вместе приходится около 15%.

- Приведите, пожалуйста, примеры сделок слияний и поглощений банка.

- В этом году Райффайзенбанк представлял продавца в сделке по приобретению ОАО "Южуралзолото ГК" (ЮГК) 51-процентной доли в уставном капитале ООО "Соврудник". В конце прошлого года АФК "Система" (MOEX: AFKS) завершила сделку по приобретению ритейлера Concept Group. Ну и как я упоминал, мы завершили успешный процесс по продаже ОАО "Мордовцемент" - это крупнейшая сделка в истории цементного рынка.

- Каковы, на ваш взгляд, в этом году перспективы у рынка публичного долга - синдицированных кредитов, евробондов?

- Мы видим возвращение интереса и у банков, и у компаний к рынку синдицированных кредитов. Однако я не жду особого роста объемов синдицированных сделок. Раньше на этом рынке основными заемщиками были компании, подпавшие под санкции, и, соответственно, рынок сильно сжался. Я думаю, что в ближайшее время мы будем видеть синдицированные кредиты для экспортеров, которые привлекают деньги для рефинансирования текущих кредитов. Новых инвестиционных проектов практически никто не начинает.

Мы как раз организуем кредит для "ТАИФ-НК" на строительство нового комплекса по глубокой переработке тяжелых остатков (КГПТО) на сумму от $500 млн и видим очень большой интерес к этому проекту и со стороны российских и иностранных банков.

Думаю, что по итогам года рынок синдицированных кредитов в РФ составит не более $5-7 млрд, сделки будут единичные.

Что касается рынка евробондов то, на мой взгляд, он может открыться в третьем квартале, но и тут размещения будут только точечные. С одной стороны, мы видим, что российские инвесторы вернулись на этот рынок, иностранные инвесторы тоже постепенно возвращаются. Я думаю, что компании рейтинговой категории "ВВ" уже сейчас могли бы привлекать деньги на рынке евробондов. Но есть достаточно сильная инертность - дело в том, что уже больше года ни одна компания не рассматривала серьезно рынок евробондов, а значит, и не участвовала в non-deal road show, не обновляла проспекты, не делала презентаций. Необходимо время, чтобы банки донесли до компаний понимание существующих возможностей на рынке. И этот процесс уже идет. Но также и компаниям необходимо время, чтобы эти возможности увидеть и принять решение ими воспользоваться, начать подготовку документации и прочее. Так что, я думаю, с технической точки зрения открытие рынка евробондов возможно не ранее третьего квартала.

- Какое будущее у рынка акций?

- C точки зрения размещений, думаю, что есть потенциальный интерес к компаниям-ритейлерам (что подтверждается успешными SPO "Магнита" (MOEX: MGNT) и "Ленты" даже в непростых экономических условиях), но большого спроса на бумаги других секторов я бы не ожидал. Со стороны компаний интереса к рынку акций тоже практически нет. Привлекать акционерный капитал имеет смысл для каких-то масштабных проектов, а для этого у акционеров таких компаний должна быть уверенность в росте компании, в росте экономики. А этого просто нет.

Кроме того, в целом потенциально рынок размещений у нас еще маленький, компаний, которые могут позволить сделать IPO или SPO, - единицы. Для большинства акционеров, за исключением, наверное, только "Магнита", с учетом текущих российских мультипликаторов, лучше получать дивиденды, чем продавать акции. Считаю, что рынок M&A перспективнее размещений акций в ближайшие пару лет.

- Каковы ваши ожидания по рынку рублевых облигаций?

- Мне кажется, что рынок очень быстро восстанавливается. С начала года уже были размещены облигационные займы на 280 млрд рублей. Мы видим, что ставки быстро снижаются, зачастую с опережением ставки ЦБ, и все больше компаний считают уровень процентных ставок приемлемым. Основная причина, почему объемы размещений не вышли на докризисный уровень, в том, что компании верят в дальнейшее снижение ставок и хотят разместиться дешевле. Хотя мне кажется, что относительно текущего состояния экономики и уровня инфляции ставки уже очень привлекательны. Крупнейшие российские компании уже сейчас могут привлекать деньги на 3-5 лет под 12% годовых.

- Райффайзенбанк может выйти на рынок облигаций, воспользовавшись открытием "окна"?

- Мы в целом привлекаем деньги с рынка облигаций крайне редко. Основу нашего фондирования составляют остатки и депозиты клиентов. В моменте у нас, как и у большинства банков, избыточная ликвидность, поскольку кредитный портфель не растет, поэтому сейчас выходить на облигационный рынок нам неинтересно. Но мы не исключаем такую возможность до конца года. Если вдруг увидим очень привлекательные процентные ставки, то мы можем оперативно принять решение и занять деньги с рынка. Стараемся быть мобильными.

- Вы видите перспективы размещения бондов в юанях на российском рынке?

- Мне кажется, что это пока экзотика. Я не вижу особых перспектив для бондов в этой валюте на нашем рынке. К займам в этой валюте есть интерес только от нескольких компаний. И я совсем не вижу интереса к этой валюте со стороны российских инвесторов. Думаю, что он если и появится, то очень не скоро.

Опубликовано: /Финмаркет/
 
.
Компании упоминаемые в новости:    Райффайзенбанк


.

27 марта 2024 года 21:34
Созданный в 2008 году оператор IT-инфраструктуры "Селектел" за 15 лет стал одним из крупнейших игроков на российском рынке. Компания, маржинальность которой превышает 50%, думает о проведении IPO: ее основатели в 2021 году говорили, что это может произойти на горизонте 3 лет. О перспективах выхода...    читать дальше
.
26 марта 2024 года 12:54
Фото: Артем Геодакян/ТАСС    читать дальше
.
22 марта 2024 года 10:43
Лесопромышленный холдинг Segezha Group в прошлом году помимо общеотраслевых санкций оказался еще и под прямыми, связанными с контролирующим акционером - АФК "Система". Внешние ограничения наложились на падение мировых цен на продукцию лесопромышленного комплекса, рост ставки ЦБ и необходимость...    читать дальше
.
12 марта 2024 года 11:32
Первый и единственный российский страховщик, прошедший через IPO - ПАО "Группа Ренессанс Страхование" - отчитался о получении 10,3 млрд рублей чистой прибыли по МСФО за 2023 год после убытков в 2022 г. Впрочем, капитализация компании, чья короткая пока публичная история почти целиком пришлась на...    читать дальше
.
01 марта 2024 года 17:05
Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС    читать дальше
.
27 февраля 2024 года 19:20
Очередная, 13-я министерская конференция ВТО стартовала 26 февраля в Абу-Даби. РФ в пятый раз принимает в ней участие в качестве полноправного члена организации. О том, какие основные вопросы будут рассмотрены на конференции и какие тезисы будет отстаивать российская делегация, в интервью...    читать дальше
.
27 февраля 2024 года 12:55
Российский банковский сектор, пережив крупнейший санкционный удар, сумел сохранить устойчивость благодаря запасу капитала и послаблениям ЦБ. Банки оперативно подстроились под новые внешнеэкономические и денежно-кредитные условия и даже смогли пройти шоковый период без потерь: за последние полтора...    читать дальше
.
09 января 2024 года 16:16
Пресс-служба Минфина    читать дальше
.
29 декабря 2023 года 11:35
Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа (СПбМТСБ) стала в этом году зеркалом ценового кризиса на топливном рынке: именно на ее площадке в августе и сентябре фиксировались рекорды стоимости сначала бензинов, а потом дизельного топлива. Биржа применяла различные способы изменения...    читать дальше
.
27 декабря 2023 года 18:57
Уходящий год стал для отечественного нефтесервиса периодом восстановительного роста. После пандемии и ухода иностранных подрядчиков недропользователи существенно нарастили спрос на услуги в области добычи нефти и газа. По данным Росстата, в первые девять месяцев затраты на эти цели достигли 1,9...    читать дальше
.
Страница 1 из 4
.
.
.
.
.

.