"На внутреннем рынке мы должны стать более агрессивными" - глава совета директоров ОАО "Группа Илим"
Девальвация рубля позволила крупному экспортеру лесопромышленной продукции - группе "Илим" - заложить в стратегию развития не только увеличение продаж на внешних рынках, но и активное расширение бизнеса в РФ. О планах дальнейших инвестиций в лесное направление, о состоянии кредитного рынка, о партнерстве с американским акционером, рассказал в интервью "Интерфаксу" председатель совета директоров ОАО "Группа Илим" Захар Смушкин.
- Захар Давидович, в условиях, когда российский бизнес практически потерял доступ к кредитам западных банков, изменились ли для вашей компании условия кредитования? Какими ресурсами - российских или зарубежных банков - чаще пользуетесь?
- Смотря о каком бизнесе мы говорим. Группа "Илим", например, в абсолютном большинстве случаев старается работать только с валютными кредитами, так как большую часть выручки мы получаем в валюте, у нас есть возможность хеджировать валютные риски и, кроме этого, условия заимствования на Западе значительно привлекательнее, чем у российских банков. Если говорить о других бизнесах, которыми я занимаюсь, то, наоборот, здесь приходится привлекать рублевые кредиты, так как мы получаем рублевую выручку. "СТАРТ Девелопмент", например, имеет рублевые кредиты, но, в основном, финансируется за счет акционерных средств путем увеличения уставного капитала.
- Какова ситуация с инвестициями в "Илим"? Помогает ли в получении кредитов в западных банках наличие СП с американской International Paper (IP)?
- Прямого влияния это не оказывает, хотя, как мне кажется, участие IP как акционеров в нашем совместном предприятии учитывается банкирами положительным фоном. Наоборот, иногда "Илим" привлекает кредиты даже по более выгодной ставке, чем IP. Средняя ставка по кредитам в долларах в 2014 году для группы "Илим" была меньше LIBOR+4%, но сейчас из-за того, что кредитный рейтинг России снизился, деньги стали более дорогими. Так как мы привлекаем кредиты не на швейцарский Ilim Holding SA, а на российское ОАО "Группа Илим", то при заключении кредитных договоров учитываются страновые риски. Но поскольку ни наша компания, ни акционеры-физлица не входят в санкционный круг, то у нас сложностей с привлечением кредитных средств нет.
- Ранее вы заявляли о планах инвестировать в лесное направление порядка $1 млрд, на что будут направлены средства?
- Мы еще не приняли окончательных решений. Бизнес-план будет вновь обсуждаться на совете директоров "Илима" ближе к осени и, вероятно, к концу года мы определимся с ключевыми проектами. У нас существует система детальной проработки проектов и проектирования, оценки экономического эффекта инвестиций, которая включает три этапа. Сейчас мы находимся на втором этапе и ждем от менеджмента более точных расчетов.
Пока могу лишь коротко обозначить основные направления развития.
В Братске после запуска нового целлюлозного производства мы приняли решение оставить линию по выпуску тарного картона: это производственные мощности приблизительно 240 тыс. тонн в год, которые сейчас используются не полностью. При начальном планировании модернизации братского комбината - в проекте "Большой Братск" - мы планировали остановить производство картона, когда выйдем на проектную мощность хвойной линии, но сейчас решаем, каким образом его сохранить и увеличить мощность завода в целом. Эта продукция пользуется спросом, почти полностью мы продаем ее в Китай. Правда, решение оставить линию по выпуску картона приведет к некоторым изменениям в планах и необходимости провести дополнительную модернизацию.
Также мы рассматриваем возможность увеличения мощности завода в Усть-Илимске, потому что хвойная беленая целлюлоза востребована в Китае. В настоящее время мощность на этом комбинате около 790 тыс. тонн, а потенциально производство можно довести до 1 млн тонн (в год - ИФ).
Мы не снимаем с повестки дня и greenfield проекты на Дальнем Востоке. Нас также интересуют новые идеи, связанные с развитием упаковки. Это близкий горизонт нашей стратегии. Есть и более сложные проекты, связанные с M&A, но существует не так много объектов в нашей отрасли, которые нам интересны, а ничего нового, к сожалению, не построено.
Для планирования на более отдаленную перспективу в сотрудничестве с компанией McKinsey мы занимаемся разработкой долгосрочной стратегии - это серьезный процесс, который должен учитывать большое количество различных аспектов. Во-первых, риски, которые сейчас существуют. И хотя текущее положение не является драматичным, оно может быть затяжным. И это не только нерешенная ситуация на Украине, это и стагнация в Европе, и признаки ослабления евро, и угроза выхода из ЕС Греции и Англии, что может повлиять на общеевропейскую ситуацию, и косвенно скажется на нас, так как это предопределяет рынки сбыта и баланс рынка потребления в России.
Второй блок - анализ ключевых элементов нашей деятельности. Сюда, например, попадают вопросы снабжения производств лесом, планирование, как будет развиваться лесная база. Это целый блок вопросов, связанных и с использованием методов генной инженерии и селекции, которые позволят влиять на содержание целлюлозы и лигнина в древесине, а также на скорость выращивания деревьев и т.д.
Следующее направление - это изучение развития технологий производства целлюлозно-бумажной продукции. Мы анализируем различные способы производства продукции в нашей отрасли, которые, например, позволят при относительно небольших вложениях обеспечить максимальную производительность.
И последнее, но не по своей значимости, это изучение рынков сбыта. Какие рынки и товары будут актуальны по истечении срока реализации стратегии, которую мы сейчас разрабатываем. Такую работу мы сейчас ведем очень активно, и думаем, что это имеет ключевое значение для стратегии.
- Как вы оцениваете положение группы "Илим" в текущих экономических условиях?
- "Илим" находится в хорошем состоянии. У нас есть возможности для инвестирования, покупок и так далее. И акционеры - как российские, так и зарубежные - заинтересованы в том, чтобы обеспечить привлекательный доход на акционерный капитал. Стоимость капитала сейчас растет и мы должны соответствующим образом поднимать планку.
- Ставится ли вопрос о выходе американских акционеров из СП?
- Это излюбленный вопрос журналистов. Нет, такой вопрос не стоит, наши американские партнеры не собираются выходить из состава акционеров. На мой взгляд, они довольны работой компании.
- Будут ли новые проекты с IP?
- Думаю, что конечно будут. Как только будет готова стратегия компании, тогда могут появиться и новые проекты. В бизнесе нельзя стоять на месте.
- В свете разворота России и российских компаний на Восток, каковы ваши планы по работе с Китаем?
- Определенная конъюнктурность в словах о развороте России на Восток существует. Конечно, никто не перекроет границы с Европой, только для того, чтобы вести дела с Китаем. Но нельзя не замечать темпов роста на китайском рынке. Бороться за этот потенциал - наша задача и мы успешно этим занимаемся уже почти 20 лет. Конечно, там есть достойные конкуренты - Бразилия, Индонезия и прочие. И, к счастью, у нас с ними, в основном, разные части рынка - мы обслуживаем север и центр Китая, а они юг, так как возят свою продукцию на судах. При этом у нас есть дополнительное преимущество, связанное с тем, что мы производим хвойную целлюлозу, которой нет у них.
Кроме Китая и других регионов Азии, мы поставляем продукцию в СНГ, Европу, Африку и другие страны мира.
- Каковы перспективные рынки для "Илима"?
- Мы считаем, что найдем новые продукты, которые сможем поставлять на внутренний рынок России. Импортозамещение - это одно из направлений реализации стратегии группы "Илим". В нашей стране объем импорта целлюлозно-бумажной продукции составляет более $4 млрд (в год - ИФ), здесь есть, чем заниматься. Поэтому на внутреннем рынке мы должны стать более агрессивными. Плюс есть набор продуктов, которые мы раньше не производили - это и распушенная целлюлоза для санитарно-гигиенической продукции, и бумажная посуда, и различные виды упаковки.
27 марта 2024 года 21:34