.
.
СЕГОДНЯ:
 
 
.
.
.
интервью
Главная  /  Интервью  /  Условия работы в РФ мало отличаются от остальных стран - глава Caterpillar
.
 
 
 
 
19 июня 2015 года 16:34

Условия работы в РФ мало отличаются от остальных стран - глава Caterpillar

Одна из крупнейших мировых машиностроительных компаний Caterpillar, начавшая свой бизнес в американском штате Иллинойс в начале XX века, к XXI веку стала компанией глобальной. О том, как на деятельности компании отражаются изменения в экономике и ее цикличности, в интервью "Интерфаксу" рассказал президент Caterpillar Джеймс Амплби.

- Как повлияла текущая экономическая ситуация - санкции, девальвация рубля и прочие негативные моменты, связанные со спадом рынка строительства и, как следствие, снижение спроса на строительную технику - на бизнес Caterpillar в России?

- Российский рынок очень важен для Caterpillar - наша компания присутствует здесь уже более ста лет, наш первый трактор был поставлен в Россию в 1913 году. По легенде, мы как компания тогда победили в конкурсе, который проводился в 1913 году. Таким образом, мы здесь уже давно. Я и сам рад снова вернуться в Россию, и тоже достаточно давно уже приезжаю к вам - конечно не сто лет подряд, но первый раз я приехал в бывший Советский Союз в 1977 году. Тогда я был студентом и приехал на учебу в Москву, а потом в Санкт-Петербург. И именно тогда мне удалось впервые узнать Россию, ее жителей и культуру - и я буквально влюбился. С тех пор я неоднократно сюда приезжал, и в этом году я вновь приехал на Петербургский экономический форум, а после форума я возьму несколько дней отпуска и вместе с семьей буду знакомиться с Санкт-Петербургом. Возвращаться сюда всегда приятно.

Повторюсь, мы здесь уже давно и вложили более $1,5 млрд в свое присутствие в России, инвестировав как в саму компанию, так и в наших дилеров, развивая наше локальное присутствие, локальную компонентную базу.

Штат сотрудников Caterpillar в РФ насчитывает более тысячи человек - российских граждан, а у наших дилеров работают более трех тысяч сотрудников. Поэтому учитывая, что мы довольно широко присутствуем на рынке, мы четко сосредоточены на предоставлении нашим клиентам высочайшего уровня сервиса. У нас есть завод в г. Тосно под Санкт-Петербургом, которым мы также очень гордимся - и он делает наше присутствие как производителя еще более весомым.

Если вернуться к вашему вопросу, то в связи со спадом цен на сырьевом рынке, а также в горнодобывающей промышленности, которая стагнирует уже пару лет, а также с учетом недавнего снижения цен на нефть и общей экономической ситуации, Caterpillar заявлял, что глобальная выручка компании в этом году снизится с порядка $55 млрд до $50 млрд. Замедление мировой экономики ощущается и в России, и в других странах по всему миру. Поэтому я думаю, что самый правильный взгляд на этот факт заключается в том, что мы боремся с последствиями этого кризиса. Мы считаем, что с точки зрения процессов, которые мы можем контролировать, у нас все хорошо. И опять же, наш основной приоритет - это наши клиенты. В непростой внешней ситуации мы стараемся сохранить наши инвестиции в научно-исследовательскую деятельность, контролировать процессы, которые от нас зависят. То есть, повторюсь, мы сталкиваемся со сложной глобальной ситуацией, являющейся следствием событий на сырьевых ранках и в глобальной экономике.

- Если говорить о санкциях - испытывает ли Caterpillar их влияние на свой бизнес? Каким образом? Можно ли измерить его величину?

- Не думаю, что его можно измерить. Я думаю, гораздо более важным моментом является вызов, который перед нами ставит ситуация на сырьевом рынке, а также глобальные экономические тренды. Мы стремимся обслуживать наших клиентов на российском рынке и обеспечивать высочайший уровень поддержки. Очевидно, мы вынуждены соблюдать российское законодательство, равно как и законодательство США и других стран, которое применимо к нам. И вновь скажу, что наше основное внимание уделяется возможности делать все необходимое, чтобы поддерживать наших клиентов.

- Вопрос касательно ваших финансовых результатов. Если говорить в целом, является ли бизнес Caterpillar в России прибыльным? Могли бы вы раскрыть финансовые результаты за 2014 год и, возможно, дать прогноз на 2015 год?

- Мы не раскрываем наши показатели по странам - идет ли речь о России или о любой другой стране. Но, как я уже говорил, мы заявляли об ожидаемом снижении выручки с порядка $55 млрд до $50 млрд. Замедление мировой экономики ощущается и в России, и в других странах по всему миру.

- Многие компании, ведущие бизнес в России, жалуются на постоянные изменения в экономическом и законодательном регулировании. Ваше отношение к этому?

- Мы привыкли работать в сложных условиях - в США, в нашем "родном" штате Иллинойс, вести дела тоже не так-то просто. Мы сталкиваемся со сложностями по всему миру, поэтому можно сказать, что борьба с периодически возникающими трудностями - неотъемлемая часть бизнеса глобальной компании. Мы уже проходили через циклы спадов и роста, бывали в непростых ситуациях и знаем, как выживать и инвестировать в будущее, несмотря на сложности.

- Если говорить о вашей текущей деятельности в России - планируете ли вы расширять свой бизнес? Каким образом?

- Мы расширяли свое присутствие на протяжении многих лет и продолжаем строить планы по расширению. Естественно, нам приходится приспосабливаться к нынешним экономическим реалиям глобального рынка, но мы не собираемся отказываться от планов и хотели бы расширять все сферы своей деятельности - в добывающих отраслях, в строительном бизнесе, в энергетике и транспорте. Наши дилеры также развивают свой бизнес. Самая заметная вещь, о которой я могу рассказать сегодня - в рамках моего визита в Россию мы объявим о намерении создать Российский центр энергетических инноваций Caterpillar, который позволит нам активизировать деятельность Caterpillar, наших дилеров, поставщиков и других локальных партнеров компании. Таким образом, мы сможем разработать план действий по расширению нашего присутствия на российском рынке. Мы должны быть уверены в том, что вкладываем деньги в те области, которые принесут максимальную пользу нашим клиентам. Все это позволит нам повысить эффективность уже вложенных нами средств - в том числе и в наших дилеров, что позволит нам активнее развиваться в будущем.

- Есть ли какие-то подробности по этому центру?

- Наша деятельность в России достаточно многогранна - и мы приняли решение сделать ее более упорядоченной. Основная идея создания этого центра - централизация нашей деятельности в различных сферах и создание координационного механизма компании на рынке энергетики, причем деятельности как самой компании Caterpillar, так и работы наших дилеров, наших отношений с поставщиками и клиентами - с тем, чтобы мы предоставляли им оптимальный уровень поддержки в развитии. Сюда же можно отнести вопросы локализации и прочие моменты.

- Как обстоят дела с вашей дилерской сетью? Довольны ли вы ей, планируется ли ее расширять и как? Есть ли понимание каких-либо конкретных этапов?

- Как и в случае с любой другой страной, мы постоянно работаем с нашими дилерами над улучшением качества предоставляемых ими услуг нашим клиентам. На данный момент у нас нет каких-либо особых заявлений на этот счет и мы не планируем изменений в отношении своего присутствия на российском рынке с этой точки зрения. Но в рамках встреч с инвесторами на протяжении последних нескольких лет мы неоднократно говорили о так называемых "комплексных инициативах ". Этот подход подразумевает набор результатов и показателей эффективности как для Caterpillar, так и для наших дилеров, которые гарантируют предоставление ими наилучшей клиентской поддержки. Такое взаимодействие мы осуществляем глобально и аналогичным образом применяем его и здесь.

- Вопрос о вашей производственной площадки в Тосно. Планируется ли ее расширять? Как нынешняя экономическая ситуация повлияла на ее работу?

- Если отдельно посмотреть на площадку в Тосно, то это реальный пример успеха. Проект начался 15 лет назад с организации поставок автокомпонентов, а сегодня уже является производителем экскаваторов и карьерных самосвалов с повышенной грузоподъемностью. Самая большая ценность этого предприятия - это его сотрудники. Наш прошлый подобный опыт научил нас быть готовыми к ситуациям, когда уровень занятости на производстве несколько снижается вследствие адаптации производства к сокращению спроса. Такие события не приобретали значимых масштабов, но некоторые изменения все же имели место. Мы постоянно оцениваем возможности расширения. Опять же, каких-либо заявлений на этот счет мы сегодня не делаем. Однако мы постоянно рассматриваем такие перспективы в зависимости от того, что происходит на конкретных рынках, на которых мы работаем, равно как и от общей экономической ситуации.

- Каков общий уровень инвестиций компании в Тосно на сегодняшний день?

- Мы вложили $1,5 млрд средств - конечно, не все эти деньги пошли на создание производства в Тосно, но тем не менее, это довольно большая сумма. И, придя на рынок, мы не только расширили здесь свое присутствие, но также способствовали увеличению количества дилеров и создали базу локальных поставщиков. Поэтому, если говорить об инвестициях в производственные мощности, то существует понятие "сопутствующей выгоды", учитывая деятельность поставщиков и провайдеров услуг.

- В последнее время на всех уровнях власти широко обсуждается тема импортозамещения - повышения уровня локализации, замены импортных товаров произведенными на местном рынке. Каков нынешний уровень локализации на вашем заводе в Тосно, довольны ли вы уровнем ваших российских поставщиков?

- Если взглянуть на бизнес Caterpillar в целом, то становится понятно, что мы присутствуем в целом ряде отраслей. Мы производим широкий ряд техники начиная с карьерных самосвалов, дизель-генераторов, газовых турбин и локомотивов и заканчивая строительной техникой - как большой, так и малой. Поэтому определить уровень локальных компонентов решительно невозможно, но наша цель, как и на протяжении прошедших лет, остается прежней: продолжать усиливать свои позиции как местного производителя. Естественно, у нас есть завод в Тосно и дилерская сеть, и мы продолжаем ее развивать. Но темпы этого развития будут зависеть от перспектив развития бизнеса, общеэкономической ситуации и прочих вещей. Когда бизнес развивается благодаря росту клиентского спроса, инвестиции в локальное присутствие становятся более оправданными. Мы твердо намерены продолжать действовать в таком духе. За все время своей работы на российском рынке мы доказали серьезность своих намерений конкретными делами.

- Давайте поговорим о вашем сотрудничестве с российскими компаниями, в том числе с "Уралвагонзаводом". Вы планировали организовать производство локомотивов совместно с УВЗ, но проекту помешали санкции. Каков сегодняшний статус этой сделки?

- Как я уже говорил, мы строго соблюдаем законодательство, вне зависимости от его юрисдикции. И если учитывать этот факт, то я думаю, что вам известны законы, которые напрямую затрагивают наши отношения с определенными компаниями. При этом я все же скажу, что, несмотря на это, мы никогда не комментируем наши взаимоотношения с конкретными партнерами. На сегодняшний день я не могу сделать каких-то заявлений относительно нашей деятельности. Но повторюсь, закон мы соблюдаем.

- Есть ли у Caterpillar планы по локализации в России другой продукции компании?

- Безусловно, мы оцениваем перспективы реализации таких проектов, в первую очередь в области двигателестроения. Опять же, было бы неправильно преждевременно говорить о чем-то, пока мы не будем готовы сделать соответствующее заявление. Но мы постоянно работаем над оценкой возможностей. Такие решения зависят от размера рынка, его условий, конкуренции.

- Если говорить о емкости российского рынка в целом - каким вы видите его в этом году, есть ли какие-то прогнозы?

- Российский рынок очень важен для нас, хотя бы из-за масштабов России, запасов сырья и попросту ее экономической мощи. На этой неделе у меня запланировано множество встреч с нашими клиентами, представителями госструктур и партнерами. Я, как и в прошлом году, приехал на Петербургский экономический форум - это идеальная площадка для подобного рода встреч, которая позволяет более точечно и эффективно распределять наши инвестиции. В средне- и долгосрочной перспективе у нас очень серьезные планы на российский рынок. И сегодня мы испытываем сложности не только в России, но и по всему миру. Чтобы справиться с этим, мы вкладываем средства в новые направления деятельности, такие как оснащение нашей техники двигателями, работающими на газомоторном топливе. Как известно, Россия обладает обширными запасами газа и является одним из крупнейших его поставщиков, поэтому мы работаем над созданием техники - будь то карьерные самосвалы, дизель-генераторы или локомотивы, - которая могла бы использовать газ в качестве топлива, прежде всего речь идет о сжиженном природном газе и битопливных двигателях. На наш взгляд, развитие такой техники на глобальном уровне сыграет важную роль в России в ближайшие годы как раз благодаря большим запасам этого топлива.

- Вы говорите о мировом экономическом спаде. Есть ли у вас прогноз, когда он сменится подъемом?

- Если бы я знал ответ на этот вопрос, я бы сейчас лежал где-нибудь на пляже на Карибах, и мне не пришлось бы работать. Я уверен, что ситуация нормализуется - такие циклы уже имели место в мировой экономике. Как-то я делал презентацию, в которой использовался график мировых цен на нефть за период с 1980 года по сегодняшний день. На протяжении 35 лет, что я работаю в Caterpillar, мне приходилось сталкиваться с самыми разными циклами, и эксперты никогда не могли точно предсказать, когда тренд развернется в ту или иную сторону. Понятно, что российский рынок развернется к росту, равно как и общемировой - с восстановлением ситуации в горной промышленности, а также нефте- и газодобыче. Я не знаю, когда это произойдет, но мы прилагаем все усилия, чтобы быть готовыми к развороту рынка. И речь идет не только об исследовательской работе, но и сохранении производственных мощностей - чтобы при росте спроса суметь его удовлетворить. Рыночный спад ощущается всеми, и это нормально - мировые экономические связи становятся все плотнее, а страны взаимосвязаны. Проблемы в одной стране - взять, к примеру, Грецию или Таиланд, или любые другие страны за последние 20 лет - могут создать сложности по всему миру. Поэтому нам остается стараться управлять структурой расходов, инвестиций и адаптировать наши мощности, чтобы справляться с кризисными явлениями.

- Будучи здесь, в России, что бы вы хотели увидеть или услышать - я говорю о действиях государства по улучшению бизнес-климата.

- Как вы понимаете, я бизнесмен, а не эксперт по госполитике. И если говорить о России или о США, или о любой другой стране - мы хотели бы видеть среду, которая поощряла бы рост. Потому что растущая экономика повышает уровень жизни граждан, а также помогает нам вести свою деятельность и в свою очередь вносить свой вклад в развитие экономики. Если ответить на ваш вопрос одним словом, самое важное - это рост. И это справедливо для любой страны.

- Одна из крупнейших американских компаний - General Motors - недавно объявила о практически полном сворачивании своей работы в России. Вы, со своей стороны, планируете удерживать уровень своего присутствия здесь и далее расширять его?

- Я отвечу на вопрос, который вы не задали: мы абсолютно точно не собираемся закрывать наш завод в Тосно и рассматриваем возможности по расширению там, где это имеет экономический смысл. Понятно, что нам приходится соотносить наше производство с запросами рынка, так как не имеет смысла держать производственные мощности при полном отсутствии спроса. Но в долгосрочной перспективе мы верим в восстановление российского рынка, важность которого для нас трудно переоценить. Чем мы точно заниматься не будем - так это бросать все и уходить восвояси, так как в этом случае будет очень сложно вернуться на прежние позиции и тем более суметь использовать возможности возобновления роста. Да и с клиентами так поступать точно не стоит. Мы здесь давно, у нас есть планы на долгосрочную перспективу и мы не собираемся закрывать завод и уходить с рынка.


Опубликовано: /Финмаркет/
 


.

11 апреля 2024 года 13:44
И формирование федерального бюджета, и его исполнение в России никогда не было рутинным процессом. А на современном этапе постоянно растущий список задач и их итоговый "ценник" даже на фоне благоприятной в целом конъюнктуры внешних рынков заставляют правительство искать новые доходные источники,...    читать дальше
.
01 апреля 2024 года 11:43
Созданный в 2023 году российский FTL-грузоперевозчик NatCar (АО "Национальный перевозчик") позиционирует себя как один из наиболее перспективных стартапов "КАМАЗа". Автопроизводитель, комплектующий парк компании флагманскими тягачами поколения К5, в этом году заявил о планах к 2030 году довести до...    читать дальше
.
27 марта 2024 года 21:34
Созданный в 2008 году оператор IT-инфраструктуры "Селектел" за 15 лет стал одним из крупнейших игроков на российском рынке. Компания, маржинальность которой превышает 50%, думает о проведении IPO: ее основатели в 2021 году говорили, что это может произойти на горизонте 3 лет. О перспективах выхода...    читать дальше
.
26 марта 2024 года 12:54
Фото: Артем Геодакян/ТАСС    читать дальше
.
22 марта 2024 года 10:43
Лесопромышленный холдинг Segezha Group в прошлом году помимо общеотраслевых санкций оказался еще и под прямыми, связанными с контролирующим акционером - АФК "Система". Внешние ограничения наложились на падение мировых цен на продукцию лесопромышленного комплекса, рост ставки ЦБ и необходимость...    читать дальше
.
12 марта 2024 года 11:32
Первый и единственный российский страховщик, прошедший через IPO - ПАО "Группа Ренессанс Страхование" - отчитался о получении 10,3 млрд рублей чистой прибыли по МСФО за 2023 год после убытков в 2022 г. Впрочем, капитализация компании, чья короткая пока публичная история почти целиком пришлась на...    читать дальше
.
01 марта 2024 года 17:05
Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС    читать дальше
.
27 февраля 2024 года 19:20
Очередная, 13-я министерская конференция ВТО стартовала 26 февраля в Абу-Даби. РФ в пятый раз принимает в ней участие в качестве полноправного члена организации. О том, какие основные вопросы будут рассмотрены на конференции и какие тезисы будет отстаивать российская делегация, в интервью...    читать дальше
.
27 февраля 2024 года 12:55
Российский банковский сектор, пережив крупнейший санкционный удар, сумел сохранить устойчивость благодаря запасу капитала и послаблениям ЦБ. Банки оперативно подстроились под новые внешнеэкономические и денежно-кредитные условия и даже смогли пройти шоковый период без потерь: за последние полтора...    читать дальше
.
09 января 2024 года 16:16
Пресс-служба Минфина    читать дальше
.
Страница 1 из 4
.
.
.
.
.

.