.
.
СЕГОДНЯ:
 
 
.
.
.
интервью
Главная  /  Интервью  /  Нам пошло на пользу, что денег нет - глава "УК Мечел-Сталь" Владимир Тыцкий
.
 
 
 
 
12 января 2015 года 13:34

Нам пошло на пользу, что денег нет - глава "УК Мечел-Сталь" Владимир Тыцкий

Группа "Мечел", страдающая от высокой долговой нагрузки, в качестве одного из путей решения своих проблем в 2012 году объявила массовую реструктуризацию бизнеса. Основная часть продаж пришлась на металлургический дивизион: компания избавилась от заводов в Румынии и Великобритании, реструктурировала европейскую металлотрейдинговую сеть. Сейчас руководство компании не исключает продажи основного меткомбината - Челябинского. Что реструктуризация металлургического дивизиона принесла "Мечелу" и будет ли она продолжена, в интервью "Интерфаксу" рассказал генеральный директор "УК Мечел-Сталь" Владимир Тыцкий.

- За последнюю пару лет "Мечел" значительно сократил свое металлургическое подразделение. Что это дало компании в целом?

- Как вы знаете, два года назад мы поменяли стратегию развития. До 2012 года мы были нацелены на увеличение объемов производства, нашей целью было занять определенную долю рынка и наработать стабильные каналы сбыта. После того, как это было сделано, в 2013-2014 гг. мы сконцентрировались исключительно на экономическом результате, то есть начали работать на прибыль. В итоге в третьем квартале 2014 года мы смогли показать лучший результат с точки зрения EBITDA за последние девять кварталов - $138 млн, а с точки зрения рентабельности - вообще лучший в истории компании.

- Завершена ли реструктуризация метподразделения - и оно готово оно функционировать в реорганизованном состоянии, или еще остался "мертвый груз"?

- Сегодня в составе дивизиона есть два предприятия, которые могут быть реализованы при определенных условиях. Первый - это Донецкий электрометаллургический завод. Мы остановили его в конце 2012 года из-за неблагоприятной экономической конъюнктуры.

Второе. В связи с ликвидацией ферросплавного дивизиона к нам перешел Братский ферросплавный завод. Я бы этот актив не продавал, если бы не обстоятельства. Этот завод позволяет нам достаточно уверенно чувствовать себя на рынке ферросилиция, и это очень важно, потому что это один из ключевых ферросплавов, который используется в металлургии. Более того, это предприятие работает устойчиво и достаточно рентабельно.

- Какова сейчас ситуация с продажей ДЭМЗа? Год назад "Мечел" вел переговоры с прежним владельцем предприятия Вадимом Варшавским, но они ничем не закончились.

- Сейчас переговоров о продаже ДЭМЗ не ведется. Мы продолжаем поддерживать завод в нормальном состоянии, но пока он не работает.

- Недавно руководство "Мечела" говорило, что Челябинский меткомбинат - это еще один актив, который можно было бы продать.

- Это же вопрос цены. Если за него дадут достойную, приличную цену, которая позволит компании почувствовать себя устойчиво, почему бы нет? Но сейчас разве время продавать.

- Может быть, проблема в том, что покупателей нет?

- Вы знаете, я даже такой вопрос для себя не рассматриваю. Наверное, желающих приобрести было бы достаточно. Очень интересный актив.

- Например, группе "Евраз" покупка ЧМК помогла бы стать единственным в стране производителем рельсов и контролировать этот рынок.

- Рынок рельсов контролирует не "Евраз", а РЖД, которые являются крупнейшим покупателем. "Евраз" долгое время являлся единственным в стране производителем, но РЖД покупали и будут покупать ровно по той цене, которая будет их устраивать. Поэтому это вопрос далеко неоднозначный.

- По вашему мнению, выгоднее для "Мечела" иметь актив, который приносит деньги, нежели единовременно его продать?

- Сейчас ЧМК приносит гораздо больше, чем за него могут предложить. Какой же смысл? Я не вижу такой ситуации, когда нам бы надо было продать металлургию. Да, нам тяжело сегодня, трудно, у нас есть проблемы с банками, с финансированием, с оборотным капиталом. Но перед нами не стоит задача избавиться от завода любой ценой. Год прошел, мы в этом году по сравнению с прошлым практически не упали ни в объемах производства, ни в деньгах. А в эффективности производства выросли - и очень серьезно.

- Рельсобалочный стан на ЧМК, который может катать рельсы для высокоскоростных магистралей, строился, когда идея развития скоростного сообщения была на пике. Сейчас этот вопрос, похоже, отошел на второй план.

- Позволю себе не согласиться. Известно, что инвестпрограмма РЖД до 2018 года только на восточный полигон - полтриллиона рублей. Недавно наши коллеги из РЖД обсуждали с китайцами высокоскоростную линию Москва-Пекин стоимостью свыше 7 триллионов рублей. Россия большая страна, всех самолетами не перевезешь, высокоскоростной железнодорожный транспорт будет. Полагаю, что будет не только Москва-Казань, но и Москва-Пекин.

- Это же утопия.

- Мне не кажется. Но даже если новых линий не будет, то только на поддержание существующих потребуется достаточно много рельсового проката - РЖД ежегодно ремонтирует около 10 000 км путей.

- А что сейчас с самим станом, насколько он загружен и начинает ли он себя окупать?

- Загрузка стана сейчас на уровне 15% - идет работа по освоению новых видов продукции. К настоящему моменту мы освоили 18 профилей, в том числе два профиля рельс. Для хорошей жизни нам нужно, как минимум, 40-48 профилей. В планах на 2015 год - освоение еще 20-27 профилей. Сейчас уже производство на стане приносит хорошие деньги, а сколько он будет приносить при полной загрузке - покажет время. Но для выхода на полную мощность нужно расширять сортамент. Сейчас наши рельсы проходят аттестацию РЖД, после чего мы получим первый сертификат. Это произойдет во втором квартале 2015 года.

Сейчас мы уже продаем рельсы крупным предприятиям, на которых есть подъездные пути на территории. Например, на ЧМК почти 600 км подъездных путей на территории самого комбината, и таких предприятий в России много. Недавно, к примеру, нашим клиентом стал "Норильский никель". Следующим шагом мы хотим аттестовать наши рельсы в Европе, но это небыстрый процесс - пока мы на стадии переговоров и документооборота. О конкретных сроках поставок говорить сложно - это вопрос не одного года.

- Вы считаете, "Мечелу" будет выгодно экспортировать рельсы в Европу?

- При сегодняшнем курсе туда даже гвозди выгодно продавать. У нас рельсовая продукция мирового уровня, и было бы странно не рассматривать ее экспортный потенциал.

- Страшно уповать на такой курс в будущем. Расскажите в целом о ситуации на металлургическом рынке, что, по вашим ожиданиям, будет с объемом спроса и предложения в 2015 году, с ценами?

- По моему мнению, ажиотажа в новом году не ожидается. Более того, если посмотреть на строительный рынок, то с таким курсом ситуация, скорее всего, будет ухудшаться. Если экономические обстоятельства сохранятся, то это заставит металлургов очень серьезно задуматься, и все что сможет потребить дальнее зарубежье, при таком курсе все будет поставляться на экспорт. А это автоматически должно подтолкнуть вверх цены внутри страны.

Вне зависимости от того, как дальше будет развиваться ситуация на валютном рынке, очевидно, что возврата к уровням 30 рублей за доллар уже не будет.

Надо понимать, что значительная доля наших закупок сырья и материалов рассчитывается по формуле цены и зависит от мировых цен на рынках, то есть привязана к курсу, что не позволяет максимально использовать снижение курса за счет экспортных поставок. Поэтому в случае целесообразности будем увеличивать долю экспортных продаж. Сейчас в структуре выручки метдивизиона 68% приходится на внутренний рынок. Мы можем увеличить долю экспорта, и для этого мы можем использовать собственную европейскую сбытовую сеть ("Мечел Сервис Глобал" - ИФ), к тому же у нас есть опыт продаж в Европе и на Ближнем Востоке.

- Есть мнение, что с 2015 года возможно постепенное восстановление цен на уголь. Вы, скорее всего, уже контрактуете сырье. Какую тенденцию вы видите?

- В бюджете на 2015 год мы закладываем те цены, которые есть сейчас. А там жизнь поправит.

- Какие у вас прогнозы производства на этот год?

- В 2015 году мы немножко подрастаем по выплавке стали, примерно на 1%. В 2014 году мы оцениваем производство в 4,25 млн тонн. В сортаментной линейке продолжится перераспределение. С одной стороны, это будет увеличение выпуска продукции на рельсобалочном стане, а, с другой стороны, мы рассчитываем снизить производство малоэффективных нерентабельных марок стали.

- "Мечел" недавно заявлял, что испытывает нехватку оборотных средств и был вынужден из-за этого снизить производство угля в III квартале. Есть ли такие проблемы у предприятий металлургического дивизиона?

- Конечно, нас эти проблемы тоже коснулись - мы же работаем в одной компании. Но у нас получилось компенсировать нехватку оборотных средств за счет внутренних резервов - в 2014 году мы снизили свои запасы сырья, материалов и полуфабрикатов на предприятиях дивизиона на 4,8 млрд рублей. Поэтому производство мы не уронили.

Сейчас мы живем в других условиях, нежели в докризисные времена, и это заставляет по-другому смотреть на все процессы. Поэтому, возможно, нам пошло на пользу, что денег нет - мы сегодня максимально используем внутренние резервы, проводим целый набор мероприятий, чтобы минимизировать издержки.

- Как сейчас строится взаимодействие с вашими поставщиками? Многие из них судятся с вами.

- В 2014 году мы снизили нашу задолженность перед ними примерно на 700-750 млн рублей - но все же это приличная сумма долга, примерно на уровне полуторамесячной задолженности.

- Складывается ощущение, что "Мечел" не платит своим контрагентам до того момента, пока они не идут в суд.

- Нет, это далеко не так, со всеми стараемся договариваться. До судов доходят единичные случаи - у нас тысячи поставщиков и контрагентов. Только на ЧМК количество закупаемых товаров и услуг превышает сотню тысяч.

- Тем не менее, в суд пошел один из крупнейших ваших кредиторов - "НОВАТЭК".

- Мы ни при каких обстоятельствах не хотели бы ссориться с "НОВАТЭКом". У них тоже есть свои правила, они не могут не истребовать то, что им должны заплатить, сейчас наша задолженность перед ними - около 2,5 млрд рублей. Мы к "НОВАТЭКу" относимся очень тепло, потому что и терпение у компании, и отношение к нам достаточно лояльное. Мы сможем расплатиться, как только решим проблемы с рефинансированием нашего банковского долга.


Опубликовано: /Финмаркет/
 


.

12 марта 2024 года 11:32
Первый и единственный российский страховщик, прошедший через IPO - ПАО "Группа Ренессанс Страхование" - отчитался о получении 10,3 млрд рублей чистой прибыли по МСФО за 2023 год после убытков в 2022 г. Впрочем, капитализация компании, чья короткая пока публичная история почти целиком пришлась на...    читать дальше
.
01 марта 2024 года 17:05
Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС    читать дальше
.
27 февраля 2024 года 19:20
Очередная, 13-я министерская конференция ВТО стартовала 26 февраля в Абу-Даби. РФ в пятый раз принимает в ней участие в качестве полноправного члена организации. О том, какие основные вопросы будут рассмотрены на конференции и какие тезисы будет отстаивать российская делегация, в интервью...    читать дальше
.
27 февраля 2024 года 12:55
Российский банковский сектор, пережив крупнейший санкционный удар, сумел сохранить устойчивость благодаря запасу капитала и послаблениям ЦБ. Банки оперативно подстроились под новые внешнеэкономические и денежно-кредитные условия и даже смогли пройти шоковый период без потерь: за последние полтора...    читать дальше
.
09 января 2024 года 16:16
Пресс-служба Минфина    читать дальше
.
29 декабря 2023 года 11:35
Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа (СПбМТСБ) стала в этом году зеркалом ценового кризиса на топливном рынке: именно на ее площадке в августе и сентябре фиксировались рекорды стоимости сначала бензинов, а потом дизельного топлива. Биржа применяла различные способы изменения...    читать дальше
.
27 декабря 2023 года 18:57
Уходящий год стал для отечественного нефтесервиса периодом восстановительного роста. После пандемии и ухода иностранных подрядчиков недропользователи существенно нарастили спрос на услуги в области добычи нефти и газа. По данным Росстата, в первые девять месяцев затраты на эти цели достигли 1,9...    читать дальше
.
26 декабря 2023 года 18:25
Система ОСАГО в 2023 году обретала равновесие с точки зрения интересов страховщиков и страхователей после сильного удара, которому сегмент подвергся с уходом из РФ ведущих автопроизводителей из "недружественных" стран. Последствия дисбаланса, вызванного дефицитом запчастей и ростом стоимости машин...    читать дальше
.
21 декабря 2023 года 13:57
Российский страховой рынок в целом удачно прошел 2023 год: посткризисное восстановление обеспечило рост сборов, активов, прибыли и капитала страховщиков. О новых задачах, которые предстоит решать в следующем году Банку России и его двум страховым "дочкам", а также всем участникам рынка...    читать дальше
.
30 ноября 2023 года 18:04
Фото: Пресс-служба Минэкономразвития    читать дальше
.
Страница 1 из 4
.
.
.
.
.

.