Слухи о падении и стагнации рынка сильно преувеличены - гендиректор "Пронто-Москва" Николас Дадиани
Рекламные доходы специализированных рекламных изданий падают быстрее других сегментов медиа-рынка, свидетельствуют данные Ассоциации коммуникационных агентств России. Крупный игрок на рынке классифайдов - холдинг "Пронто-Москва", владеющий газетой "Из рук в руки", - все еще видит конкурентные преимущества в печатных медиа, хотя и увеличивает масштаб интернет-бизнеса. Владелец холдинга - Trader Media East (TME) - ранее объявил, что сконцентрируется на трех основных рынках - России, Белоруссии и Казахстане. При этом с распространением интернета показатели печатного бизнеса падают - и с точки зрения охвата, и с точки зрения рекламной выручки, отмечала TME в отчете за 2013 год. Тренд продолжится и в 2014 году, прогнозирует компания, и это потребует оптимизации бизнеса. Через 3-5 лет, согласно видению руководства TME, бизнес группы будет сосредоточен исключительно в digital-среде, а остальные проекты будет развиваться по франчайзинговой схеме. "Пронто-Москва" пока не планирует отказываться от печатных медиа, однако при этом наращивает долю доходов, приходящихся на digital-проекты. О том, почему бумажная версия "Из рук в руки" все еще важна для бизнеса компании, рассказал "Интерфаксу" генеральный директор "Пронто-Москва" Николас Дадиани, возглавивший компанию в мае этого года. Ранее он работал в Sanoma Independent Media, основу бизнеса которой составляют печатные СМИ, а до этого - в объединенной компании "Рамблер-Афиша".
- Какие задачи поставил перед вами акционер?
- В предыдущие три года был достигнут гигантский прогресс - в рамках понимания и переосмысления этого бизнеса, структурирования. Моя задача - продолжить это поступательное движение. С другой стороны, мой опыт в коммерческой составляющей поможет повысить выручку всей компании, в основном, за счет наших цифровых продуктов.
В целом около 60% выручки компании в России и странах СНГ приходятся на печатный бизнес, 40% - на digital сегмент. Но, например, в Москве пропорция обратная: 60% мы получаем от digital и 40% - от печати. В Санкт-Петербурге 100% доходов - это выручка от цифровых проектов.
- Как будут распределяться доходы в будущем?
- Мы планируем выйти по России на пропорцию, которая есть в Москве, уже в следующем году. Но прогнозы давать сейчас очень сложно. Пресса, безусловно, уступает свои позиции как канал для рекламы мелкого и среднего бизнеса, потому что интернет предоставляет возможность измерить эффективность, таргетированно обращаться к людям, чего пресса не может. С другой стороны, пресса дает охват, возможность рекламироваться в тех регионах, где проникновение интернета еще не так сильно, а в России такие регионы есть, и их много. Прошедший недавно слет наших региональных директоров показал, что есть города, где, к сожалению, количество пользователей интернета довольно мало.
- В условиях, когда доходы газет и журналов падают, планирует ли компания отказываться от печатных медиа?
- Россия - очень большая страна, и тут, скорее, все зависит от региона. В глобальной перспективе пресса чувствует себя не очень хорошо. Является ли это показанием к тому, чтобы закрыть всю прессу - нет, не является. Для нас важно, что она решает вопросы, которые интернет не всегда может решить - с точки зрения охвата, тактильных ощущений, проникновения там, где нет интернета, и в те возрастные группы, которые интернетом не пользуются. Это не одно и то же, и заменить целиком одно другим не получится.
- "Пронто-Москва" позиционирует себя как лидера на рынке информационных рекламных изданий. При этом, по данным АКАР, этот сегмент в прошлом году упал больше всего - на 15%. Какая у вас стратегия развития печатного сегмента, как будете бороться с оттоком рекламодателей?
- Я бы сказал, не с оттоком рекламодателей, потому что их количество не падает, а с перераспределением денег между бумагой и интернетом. Была только бумага - появился мощный игрок, который оттянул на себя часть бюджетов. В этой ситуации нужно смотреть на печатный бизнес не как на обузу, что-то из прошлого, а как на довольно успешный в нашем случае, по-прежнему прибыльный бизнес. У нас случались ситуации, когда в некоторых регионах издания становились неприбыльными. В таких регионах мы эти издания закрываем. В прошлом году газета перестала выходить в 15 городах. В нашей компании есть целый проект, которым занимается высокопоставленный человек из руководства, который ездит по регионам, оценивает ситуацию и дает рекомендации - оставляем ли мы там прессу или не оставляем.
- Какую динамику демонстрирует выручка компании?
- Безусловно, динамика выручки digital-сегмента по-прежнему положительная, несмотря на то, что динамика рынка в целом не радует. Все то, что касается автоматических продаж, колл-центров - там рост выручки драматический. Print снижается, динамика выручки не позитивная. Но глядя на данные АКАР, могу сказать, что мы чувствуем себя лучше рынка, потому что мы лидер, а лидеры обычно достаточно долго чувствуют себя лучше, чем остальные игроки. Наша выручка в этом сегменте снижается, но медленнее рынка.
У нас два больших сайта - помимо irr.ru это еще job.ru. Есть также сайты-сателлиты, мы сейчас рассматриваем возможность развивать их. У нас очень активно работает мобильное направление, работает на разработке новых продуктов и в части новых приложений, и в части сайтов. Не секрет, что в регионах смартфон может быть точкой выхода в интернет гораздо чаще, чем компьютер. Мы видим в этом важное направление, мы активно сотрудничаем с технологическими лидерами этого рынка для того, чтобы какие-то инновационные решения применять у себя. У нас есть долгосрочное партнерство с Google в части показа рекламы на наших сайтах. Это стратегический проект, я думаю, что это партнерство будет углубляться.
У сайта "Из рук в руки", irr.ru основу выручки составляют не частные объявления, и не сервисы, а объявления малых и средних, а иногда и больших компаний в некоторых категориях. Не многие работают по этой схеме. Например, у Avito совершенно другая модель монетизации, они работают по принципу C2C. У нас и этот сегмент присутствует и довольно быстро растет, но на сегодняшний день это не основной монетизатор.
У нас есть медийная реклама, которая приносит нам около 30% доходов сайта - это баннеры и специальные проекты, например, брендирование счетчиков. Это направление медийной рекламы может стать точкой роста в дальнейшем, потому что, имея такой большой инвентарь, мы еще не до конца умеем его монетизировать. Аудитория сайта - 12 млн уникальных пользователей в месяц. Сервисы приносят 10% от выручки цифрового сегмента, но эта доля растет.
В сегменте печатных медиа большинство доходов приносит реклама.
- По вашему прогнозу, как будет развиваться рынок интернет-рекламы, продолжится ли рост?
- Я думаю, что слухи о падении и стагнации рынка сильно преувеличены. Я считаю, что рост будет продолжаться - в том числе в традиционных сегментах, например, контекстной рекламе. Но также появляется много новых способов монетизации - audience based sales, performance based sales. Видео-реклама набрала нешуточные обороты, развивается мобильная реклама. Все это потенциальные точки роста для рынка, поэтому у меня прогноз довольно положительный. Конечно, внешние макроэкономические факторы могут повлиять на этот рост - как позитивно, так и негативно. На сегодняшний день количество людей и объем бизнеса, вовлеченных в контекстную рекламу, настолько значительны, что аукцион на ключевых поисковиках только разогревается. Может, этот сегмент не будет расти теми же темпами, что в прошлом, но рост будет продолжаться.
- Как повлияют на рекламный рынок происходящие изменения в экономике?
- Есть разные мнения, есть мнения, что влияние будет негативным, есть мнения, что нейтральным. Я хочу верить в позитивный сценарий и не хочу верить, что нас это серьезно затронет. Наверное, как бы ситуация не развивалась, реклама classified и мелкий и средний бизнес меньше всего будут подвержены влиянию со стороны макроэкономических факторов. Наших клиентов - малый и средний бизнес - внешнеполитическая и макроэкономическая ситуация затронет в меньшей степени, чем большие корпорации. Большие ритейлеры и FMCG-компании пострадают больше, потому что снижение среднего чека и переход с дорогого шампуня на более дешевый отражаются на их выручке катастрофически. В то же время мелкий бизнес не оперирует такими гигантскими затратами, там другие масштабы.
- Какую динамику прогнозируете на рынке печатных медиа?
- Доходы рекламно-информационных изданий падают больше других, и пресса в целом показывает не очень позитивную динамику в последние годы, хотя прошлый год и журналы, и газеты закончили в плюсе. Мой прогноз - продолжится и усилится концентрация рекламных денег вокруг лидеров в каждом из сегментов. Мелкие, менее популярные издания, которые создавались не для читателя, а для того, чтобы продавать там рекламу, будут находиться под очень большим давлением, и не все из них переживут этот год.
Я пока не вижу каких-то сигналов, чтобы волноваться. Более того, ранее мы рассматривали возможность закрыть некоторые города, но сейчас вопрос сам собой снялся из-за выросших показателей. Думаю, что будет несколько закрытий, но в целом ситуация выглядит более оптимистично, чем в начале года.
Стратегический фокус не в том, чтобы закрыть прессу - он в том, чтобы иметь прибыльный и большой бизнес. В каких-то городах наличие печатных изданий этому помогает - там они останутся. Где-то это мешает и тянет нас назад с точки зрения прибыльности, поэтому там печатные издания закрываются.
Наши основные рекламодатели - в основном из области недвижимости, это реклама новостроек и коттеджных поселков. Автодилеры - вторая категория рекламодателей. Да, статистика показывает, что машин продается меньше, но это означает, что борьба за каждого клиента становится острее.
- Планируете ли запускать новые проекты?
- Мы смотрим и на запуск, и на покупку разных активов. Пока это носит скорее общий характер, потому что мы должны учитывать те факторы в экономике, о которых мы говорили. Планы развития связаны с текущими проектами и с новыми платформами, например, с мобильным сегментом. Новые проекты, если они будут запускаться, будут связаны с digital-средой.
В медиа-холдинг "Пронто-Москва" входят газета бесплатных объявлений "Из рук в руки", журнал "Коммерческие авто", онлайн-площадка частных и коммерческих объявлений irr, сайт job.ru и еще несколько интернет-ресурсов. По данным базы "СПАРК-Интерфакс", выручка ООО "Пронто-Москва" в 2013 году сократилась на 25% - до 1,055 млрд рублей с 1,41 млрд рублей в 2012 году. Компания закончила прошлый год с чистым убытком в размере 244,6 млн рублей после чистой прибыли в 159,9 млн рублей по итогам 2012 года.
Доходы Trader Media East в России в прошлом году упали на 15,9%, до $81,6 млн, сообщала компания. Общая выручка (с учетом стран СНГ) сократилась менее драматично - на 13% (до $96,3 млн). При этом выручка интернет-бизнеса TME в прошлом году выросла на 13,7%, а ее доля в общих доходах достигла 30,8%.
27 марта 2024 года 21:34