.
.
СЕГОДНЯ:
 
 
.
.
.
интервью
Главная  /  Интервью  /  Рашад Гусейнов: "У нас в стране много интересных проектов, но нет единой информационной платформы"
.
 
 
 
 
23 августа 2012 года 14:52

Рашад Гусейнов: "У нас в стране много интересных проектов, но нет единой информационной платформы"

В начале 2011 г. En+ Group создала логистический бизнес - компанию En+ Logistics. Ее возглавил Рашад Гусейнов, в прошлом директор департамента транспорта и логистики "Олимпстроя" и советник министра транспорта. Основная цель новой структуры - комплексное логистическое сопровождение бизнесов компании и новых проектов En+ в горнодобывающей отрасли, металлургии и энергетике, а также подготовка инфраструктуры для реализации "восточной стратегии" En+ по выводу продукции от сибирских проектов компании на рынки азиатско-тихоокеанского региона.

На сегодня активы En+ Logistics - компания "ОВЭ", владеющая почти 100-километровой железнодорожной веткой и подвижным составом в Хакасии, 74%-ная доля в экспедиторе " Русская транспортная компания" (СП с Н-Транс) и блокпакет акций стивидора " Порта Ванино" . Выручка компании в 2011 г. составила $220 млн. В интервью "Интерфаксу" глава En+ Logistics рассказал о планах компании в ж/д отрасли и стивидорном бизнесе.

РАСКИДАТЬ 60 МЛН ТОНН

"В моем понимании логистика - это оптимизация управления запасами в координированной цепочке поставок товаров и услуг. И транспорт - одна из основных составляющих в этой цепочке", - говорит генеральный директор En+ Logistics Р.Гусейнов. "Наша стратегическая цель - создать комплексного логистического оператора, одного из лидеров отрасли, который бы максимально эффективно обеспечивал потребности группы, а также оказывал существенный объем услуг сторонним клиентам".

На сегодня компании En+ Group ( "РусАл", "ЕвроСибЭнерго", "Востсибуголь", ТГРК и другие) генерируют грузопоток более чем 60 млн тонн в год, из которых порядка 8 млн тонн приходится на экспорт-импорт. Основные грузы - алюминий, глинозем и другое сырье для производства алюминия, а также уголь. В ближайшие 5- 7 лет грузопоток существенно вырастет, изменится и структура грузов: заработают новые заводы "РусАла" в Восточной Сибири суммарной мощностью более 1,3 млн тонн алюминия в год, начнется освоение Чинейского месторождения полиметаллических руд, Агаскырского медно-молибденового месторождения, угольных месторождений Тувы и другие проекты.

Как компания намерена двигаться к своей стратегической цели? "По сути, ключевых направления три - создание полноценного железнодорожного оператора со своим подвижным составом, строительство новых портовых терминалов и собственных железнодорожных линий", - поясняет Р.Гусейнов.

"На текущем этапе ключевая задача - координация существующего грузопотока, - продолжает он, - у нас сейчас нет цели переключить грузопоток полностью на собственную транспортную структуру, например, обеспечить все это собственными вагонами. На рынке уже есть операторы, мы пользуемся их услугами. Причем нам не принципиально работать исключительно с крупными операторами, мы открыты для всех. Есть определенная стоимость вагона в сутки - и кто представит лучшее предложение, с тем мы и заключаем контракт".

Существующий грузопоток En+ позволяет "подтягиваться" к нему и другим грузоотправителям. "Простой пример, - говорит Р.Гусейнов - у нас есть компания "ОВЭ" в Хакасии, которая занимается перевозками на путях необщего пользования, связывающих промышленные предприятия республики с Транссибом. У нее свои локомотивы, вагоны. Объем перевозок - около 6 млн тонн в год. Мы организовываем доставку глинозема до складов Саяногорского и Хакасского алюминиевых заводов "РусАла" и алюминия в обратном направлении, и кроме этого - обслуживаем предприятия СУЭК в республике". Затем, на путях общего пользования, грузы " РусАла" и СУЭК также могут продолжать двигаться в одной логистической цепочке к восточным портам, но уже силами не " ОВЭ", а других операторов. "Тут мы работаем в основном с ПГК, ВГК, Globaltrans", - говорит он.

СВОЯ КОМПАНИЯ БЛИЖЕ К ДЕЛУ

Одним из своих первых успехов топ-менеджер считает закольцовку маршрута Хакасия - Дальний Восток. Впервые в этом году компания отправила тувинский уголь, добываемый структурами En+, на экспорт в Азию, через порт Ванино. В этих же вагонах с использованием мягких контейнеров МК-14-10 (грузоподъемностью до 14 тонн) обратно из Ванино пошел глинозем для " РусАла" в Хакасию. "Точка отгрузки угля - это Минусинск ( Хакасия), там же находятся предприятия "РусАла", которые получат глинозем в этих же вагонах", - поясняет Р.Гусейнов. До железной дороги в Хакасии уголь из Тувы доставляется автотранспортом (пока не построена ж/д ветка Кызыл-Курагино). Таким образом, потери от порожнего пробега на этом маршруте минимальны. Для операторских компаний этот маршрут En+ становится "лакомым куском". "Естественно, менеджмент операторов всегда стремится к снижению порожнего пробега. Но порожний пробег - это бич не только операторской компании, но и любой другой, и нашей в том числе", - признает гендиректор En+ Logistics.

Чтобы не отдавать этот, по сути, сформированный закольцованный трафик "чужим", En+ планирует перевести его полностью на собственного оператора - " Русскую транспортную компанию" ( РТК). Объем перевозки РТК сейчас составляет около 9 млн тонн в год, правда, пока в компании полностью используется чужой подвижной парк. "Количество парка зависит от сезона. Например, только на углях у нас в этом году будет задействовано 3000 полувагонов", - говорит топ-менеджер.

"В будущем на закольцованных маршрутах мы планируем работать с собственным подвижным составом", - сообщил Р.Гусейнов. Более того, этот проект отчасти был бы реализован уже в этом году, если бы компания купила ООО "Трансгарант". "Да, мы претендовали на покупку "Трансгаранта", но - увы", - сожалеет топ-менеджер. Впрочем, он не исключает покупки еще какого-нибудь действующего оператора, "если будет хорошее предложение".

Пока компания будет создавать собственный парк за счет покупки новых вагонов. "У наших коллег из "Базового элемента" есть вагоностроительные мощности в холдинге "Русские машины" ( РМ). Мы сейчас вместе с "РусАлом" и РМ находимся на завершающей стадии разработки комбинированного вагона нового типа, который сможет перевозить и сыпучие, и штучные товары", - говорит Р.Гусейнов. "До конца следующего года планируем построить 1000 таких вагонов для себя, управлять ими будет РТК", - заявляет Р.Гусейнов.

Параллельно с развитием маршрута "Хакасия - Ванино" En+ отрабатывает концепцию операторского бизнеса на угольном секторе в Иркутской области. У En+ в регионе есть крупные угольные месторождения и угольные электростанции суммарной мощностью почти 4 ГВт. Объем перевозок угля для станций составляет около 12 млн тонн в год, и он будет с каждым годом расти, говорит Р.Гусейнов. По его словам, по сути - это идеальный полигон для отработки процессов логистики на отдельно взятой территории.

Как отрабатывается технология? Прошлым летом по предложению структур En+ в Иркутской области для всех операторов была организована работа в системе обезличенного вагона, когда РЖД отдает приоритет грузу, который идет на ТЭС независимо от его принадлежности. Это позволило оптимизировать обеспечение электростанций. Следующий шаг - En+ инициировала встречу операторов и представителей Восточно-Сибирской железной дороги и региональных властей, на которой было решено создать совместный диспетчерско-логистический центр.

"Руководство ВСЖД сразу же откликнулось. В тот же день, когда мы сделали предложение о создании центра, была собрана рабочая группа. И уже через неделю была готова презентация. А спустя некоторое время на координационном совете начальник дороги ее утвердил. 20 дней! Сейчас идет выбор модели реализации этого проекта", - делится впечатлениями Р.Гусейнов.

ПРИРОДНЫЕ КАТАКЛИЗМЫ ПРИДАЛИ ИМПУЛЬС СТРОИТЕЛЬСТВУ

В управлении En+ Logistics также находятся и инфраструктурные транспортные проекты. Одним из приоритетов для компании является строительство железной дороги в Хакасии в обход реки Абакан. В мае прошлого года из-за землетрясения и весеннего паводка произошло обрушение одного из пролетов моста через реку. Это создало угрозу бесперебойной работе алюминиевых заводов "РусАла", трудности начались и у СУЭК, чьи грузы транспортируются этим же маршрутом. Впоследствии один из акционеров " РусАла" - Sual Partners - подал иск о возмещении 1,7 млрд рублей ущерба, понесенного Саяногорским алюминиевым заводом в результате ЧП. Соответчиком выступает " ОВЭ".

En+ Logistics в течение трех недель после аварии построила переправу через Абакан по временной схеме, а через четыре месяца восстановила мост. Но уже тогда правительство республики и En+ начали обсуждать возможность строительства обходного ж/д пути ( 71 км), минуя реку, чтобы минимизировать природные риски.

"Совместно с правительством Хакасии сейчас активно ведем работы по проекту. Мы сделали лазерное сканирование всей местности и создали платформу на базе геоинформационной системы ( ГИС). В ближайшее время мы планируем начать проектирование этой дороги уже в ГИСе", - говорит Р.Гусейнов. Инвестиции в дорогу предварительно оцениваются в $117 млн. По его словам, проект предполагается осуществлять в формате частно-государственного партнерства, куда помимо правительства Хакасии и En+ могут войти и другие компании, работающие в регионе, например, СУЭК. "Сейчас с СУЭКом находимся на стадии переговоров по этому проекту", - рассказывает он. Дорогу планируется построить за два года.

Еще один инфраструктурный ж/д проект - подходы к Чинейскому месторождению полиметаллических руд в Забайкалье от БАМа. В отличие от Хакасии, активных работ по проекту сейчас не ведется. "На сегодняшний день En+ вместе с научными институтами разрабатывает собственную технологию извлечения металлов из руды Чинейского месторождения. Дело в том, что такой технологии пока ни у кого в мире нет. И как только она будет разработана - мы сразу же активизируем работы по проекту", - обещает Р.Гусейнов.

ПОЧТИ СВОЙ СТИВИДОР

Кроме железнодорожных строек, En+ инвестирует и в портовые активы. Крупнейшие предприятия компаний группы и новые проекты En+ расположены в Восточной Сибири и ориентированы на азиатские рынки. "Для нас очень важно создать интегрированную логистическую инфраструктуру для доставки нашей продукции на азиатские рынки, и ее частью должны стать современные высокотехнологичные портовые мощности", - говорит Р.Гусейнов. En+ Logistics принадлежит около 28% акций ОАО "Ванинский морской торговый порт". У компании есть проекты строительства в Ванино глиноземного и зернового терминалов, развития обработки контейнеров, привлечения в порт новых грузоотправителей, что, по ее оценке, позволит увеличить перевалку грузов с нынешних 6 млн до 12 млн тонн в ближайшие пять лет. Однако до приватизации госпакета (55% акций), которая должна состояться в этом году, сложно говорить о судьбе этих проектов.

Что будет делать En+ со своим пакетом, если в результате приватизации госдоля стивидора достанется не ей? "Я не хочу говорить об этом в таком ключе. Мы будем участвовать, и будем пытаться выиграть аукцион по Ванино", - отмечает Р.Гусейнов. Зато топ-менеджер однозначно отвечает, что для компании не стоит задача купить контрольный пакет за "любые деньги": за ту сумму, которую предлагал "Сэлтехстрой", можно было построить два терминала с нуля. ( "Сэлтехстрой" предлагал за госпакет на первом аукционе, который в итоге был признан несостоявшимся, почти 11 млрд рублей).

ПОКА БУДУТ ГРУЗИТЬСЯ У ЛИСИНА

Кроме проектов на Дальнем Востоке, сейчас En+ Logistics рассматривает возможность строительства глиноземного и алюминиевого терминала в порту Усть-Луга на принципах частно-государственного партнерства. "Мы находимся на стадии переговоров с УК "Усть-Луга" (компания, которая занимается привлечением инвесторов в порт) о покупке "Балтийского алюминиевого терминала" ( БАТ). Получено разрешение ФАС. Уже готов мастер-план, согласно которому планируемая мощность терминала составляет 6- 7 млн тонн в год. Но тут не все зависит от нас: проект задуман, опять же, в рамках частно-государственного партнерства, мы должны получить четкое понимание, что РЖД построит свою часть дороги общего пользования, а Минтранс выполнит свою - работы в акватории: подводной канал, дноуглубление и т.д. К сожалению, пока такого понимания нет", - продолжает топ-менеджер. Впрочем, замечает он, острой необходимости построить терминал "прямо сейчас" нет. Грузопоток компаний En+ через балтийские порты диверсифицирован, что позволяет выбирать наиболее удобные варианты. Сейчас глинозем импортируется через порты Петербурга, Коккола, Лиепая. Алюминий экспортируется на западе через ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" (входит в группу UCL Владимира Лисина ). "Но это не единственно возможный вариант. На Балтике везде 1520 (железнодорожная колея - ИФ), никаких колесных пар менять не надо, и мы можем поменять порт", - заявляет Р.Гусейнов, отвечая на вопрос, не опасается ли компания ценового давления на предоставление услуг со стороны UCL. В любом случае, отмечает он, когда En+ построит свой терминал в Усть-Луге, часть грузопотока уйдет туда.

В ОЖИДАНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПАРТНЕРСТВА

Еще один портовый актив, который предварительно намечен в планах En+ - строительство глиноземного и зернового терминалов в порту Тамань. "Мы написали несколько писем в Минтранс об участии в строительстве порта в Тамани. Мы идем туда широким фронтом: с "РусАлом" и коллегами из агробизнеса "Базового элемента", - говорит Р.Гусейнов, добавляя, впрочем, что сейчас до конца еще не решен даже мастер-план. "Знаете, в чем задача этого проекта? У нас в стране очень много разных интересных проектов, но нет информационной платформы, где они все коррелируются. Они все на каких-то бумажках, где-то лежат", - сожалеет топ-менеджер. Р.Гусейнов предлагает правительству создать такую площадку, к которой любой инвестор может иметь свободный доступ.

В любом случае, по его словам, компания рассчитывает на этот порт и пока не рассматривает варианты покупки стивидора на Украине.

$500 МЛН ДЛЯ НАЧАЛА

Первоочередные проекты En+ Logistics Р.Гусейнов оценивает в сумму около $500 млн. "Мы рассматриваем все возможные варианты финансирования нашей инвестиционной программы, не исключаем появления партнеров в наших проектах", - говорит он. "Стратегия En+ - "На Восток!", и многие компании группы уже имеют азиатских партнеров. К примеру, "РусАл" сотрудничает с NORINCO, "ЕвроСибЭнерго" - с China Yangzte Power Co, сейчас ведутся переговоры о партнерстве в сфере угольного и других бизнесов En+, и мы здесь не исключение", - заявляет топ-менеджер. К тому же, например, именно в Азии расположены крупнейшие и самые современные порты мира. "Их опыт, технологии и финансовые ресурсы определенно будут востребованы в России" - резюмирует глава En+ Logistics.

Опубликовано: /Финмаркет/
      Опубликовать в своем блоге livejournal.com   


.

18 сентября 2020 года 14:48
Сбербанк России переводит бизнес страхования в новый масштаб. Завершается подготовка к выходу в массовые сегменты - автострахования и добровольного медстрахования, готовятся проекты по защите рисков юрлиц. Предполагается, что лавры лидеров страховщикам Сбербанка должны обеспечить доступ к...    читать дальше
.
09 сентября 2020 года 12:04
Число частных инвесторов на российском фондовом рынке на конец августа превысило 6 млн человек, причем 40% из них пришли в 2020 году. Растет не только количество зарегистрированных счетов, но и активность самих клиентов. Активы граждан на рынке ценных бумаг составляют более 4 трлн рублей, что уже...    читать дальше
.
08 сентября 2020 года 14:27
Процесс "чистки" банковского сектора набрал максимальные обороты в 2017 году: тогда ЦБ РФ отправил на санацию сразу трех крупных игроков и ввел в оборот тревожную формулировку "уставшие собственники", словно намекавшую на скорое продолжение. Однако пик был сравнительно быстро пройден, и теперь...    читать дальше
.
31 августа 2020 года 11:29
Российской черной металлургии удалось выдержать первую волну коронакризиса с меньшими потерями по сравнению с большинством других секторов промышленности и продемонстрировать по итогам первого полугодия достаточно уверенные операционные результаты на фоне серьезной просадки спроса со стороны...    читать дальше
.
29 августа 2020 года 11:12
АО "Башкирская содовая компания" (БСК, Стерлитамак, входит в АО "Башкирская химия") в последнее время находится под пристальным вниманием властей на фоне проблем с обеспечением сырьем и расследования возможных злоупотреблений при ее приватизации в 2010-2013 годах. О текущей ситуации на БСК,...    читать дальше
.
26 августа 2020 года 10:48
Большинство программ добровольного медстрахования (ДМС), за исключением категории VIP, перестают работать с момента постановки онкодиагноза пациенту. Инициатором слома стереотипа в отношении тотального страхового исключения онкорисков из полисов ДМС в России в 2012 году стал Олег Меркулов,...    читать дальше
.
24 августа 2020 года 17:56
Россия стала членом Всемирной торговой организации 22 августа 2012 года. В этом году завершились максимальные переходные сроки по обязательствам, взятым Россией при присоединении к ВТО, таким образом входной билет оплачен полностью. При этом сейчас ВТО находится в достаточно плачевном состоянии:...    читать дальше
.
21 августа 2020 года 13:32
Российская экономика пока проходит испытание пандемией сравнительно успешно: по крайней мере, ключевые макроиндикаторы выглядят лучше, чем у многих других стран. Однако статистика может быть обманчивой: во-первых, она пока не умеет фиксировать изменения с должной степенью оперативности, а...    читать дальше
.
19 августа 2020 года 08:14
СК "Тинькофф страхование", по данным ЦБ РФ, за последние три года поднялась в рэнкинге страховщиков с 43-го на 16-е место по сборам в целом по рынку и достигла 10-й строчки без учета страховщиков жизни. В прошлом году компания собрала рекордный для нее объем премий в размере 16,4 млрд рублей,...    читать дальше
.
11 августа 2020 года 14:25
После двух месяцев режима ограничений, введенных в Москве в апреле-мае из-за коронавируса, наблюдается резкий рост потребительского спроса, а при общем снижении доходной части бюджета города реальные доходы населения в 1-м полугодии даже выросли. Что происходит сейчас в столичной экономике, какие...    читать дальше
.
Страница 1 из 6
.
.
.
.
.
.
.

.