.
.
СЕГОДНЯ:
 
 
.
.
.
Страхование
Главная  /  Страхование  /  Актуальная тема  /  Перевозка нероссийскими судами нефти РФ без страхования судовладельцев грозит финансовыми претензиями и арестами судов - эксперт
.
 
 
 
 
01 июня 2022 года 16:24

Перевозка нероссийскими судами нефти РФ без страхования судовладельцев грозит финансовыми претензиями и арестами судов - эксперт

Формально нероссийские суда, которые перевозят российскую нефть, могут оказаться без страховой и перестраховочной защиты после введения шестого пакета санкций против РФ и рискуют столкнуться с тяжелыми последствиями, заявил "Интерфаксу" глава страхового брокера и общества взаимного страхования "Ростеха" Николай Галушин.

"Отсутствие страхования означает угрозу реализации рисков многомиллионных претензий, ареста и потери судов", - пояснил он. В этой ситуации морские перевозчики, суда которых ходят под иностранными флагами, скорее всего, откажутся от перевозок российской нефти в дальнейшем. Выход потребуется искать правительству РФ, Российской национальной перестраховочной компании (РНПК) и отечественным страховщикам и судовладельцам.

Как сообщалось ранее, страны Евросоюза намерены ввести запрет на страхование танкеров, перевозящих российскую нефть, в рамках шестого пакета санкций против РФ в связи с военной операцией на территории Украины, такую информацию опубликовала газета The Wall Street Journal со ссылкой на официальных лиц и дипломатов ЕС.

Нефтетрейдеры и судовладельцы отмечают, что запрет на страхование европейскими компаниями танкеров с российской нефтью является серьезным финансовым оружием, которое позволит ЕС нанести значительный ущерб экономике РФ. Мало кто из компаний будет готов транспортировать нефть без страховки, говорят эксперты. Эта мера, введенная ранее в отношении Ирана, уже показала свою эффективность, пишет WSJ.

"Это способ давления безусловно, - считает Галушин. - Здесь важно, чтобы судовладельцы, российские страховщики и РНПК договорились считать этот бизнес российским. Тогда появляется возможность соответствующим образом его защищать. А дальше необходимо заново построить страховую защиту во многих портах, куда наши суда еще могут заходить, и в тех, где им может потребоваться защита".

Судовладелец может принять решение и не страховать каско судна, пояснил Галушин агентству: "Но вот без страхования ответственности судовладельца обойтись в мировой практике нельзя. При страховании ответственности по большим судам, по танкерам лимиты по договорам страхования ответственности судовладельца могут достигать $1-2 млрд. Соответственно, такие лимиты требуют перестрахования".

С танкерами, обслуживающими российскую нефть, ситуация усугубляется при условии, что суда не ходят под российским флагом, могут не принадлежать российскому бизнесу, а значит страхование также могло не осуществляться на российском рынке, развил тему Галушин. "Национальные страховщики и РНПК не смотрят на этот бизнес как на российский в силу формальных причин: владелец судна не российское юридическое лицо. А с морскими перевозками (очень космополитичным бизнесом) все сложно: флаг, регистр, регистрация судна - это вопрос налогообложения, удобства эксплуатации, содержания судна, привлечения клиентов, географии плавания, много других важных аспектов", - сказал он.

"Выход есть - возмещение может взять на себя РНПК вне зависимости от размера лимита по договору, а вот организацию защиты придется строить страховщикам самостоятельно или с помощью партнеров в третьих странах. Можно обратиться за опытом к иранскому клубу, который построен на принципах частно-государственного партнерства. В этой схеме в пределах определенного лимита ответственность несет пул, созданный национальными игроками, а сверх этой суммы предоставлена гарантия со стороны государства. При этом оператором по рассмотрению убытков выступает страховой пул. Совокупный лимит иранского пула составляет $500 млн", - считает Галушин.

В нынешних условиях у российских страховщиков нет возможности обеспечить страхование с последующим перестрахованием на традиционных рынках рисков с такими лимитами из-за законодательного запрета на осуществление перестрахования за рубежом, убежден Галушин. Альтернативой является РНПК, "которая после расширения гарантий до 750 млрд рублей способна обеспечить защиту интересов страховщиков и их клиентов в части страхования ответственности судовладельца".

В мировой практике при осуществлении морских перевозок судовладельцы с целью минимизации своих рисков, обеспечения непрерывности деятельности и выполнения требований международных конвенций осуществляют следующие виды страхования (по значимости): страхование ответственности судовладельца (полисы предполагают широкое покрытие, обеспечивают защиту интересов других судовладельцев в результате возникновения убытков, претензий со стороны третьих лиц, например членов экипажа, грузовладельцев, других судовладельцев, портовых властей). Кроме того, страхуются риски каско судов, и перевозимого груза.

Как уточнил Галушин, страхование ответственности судовладельца в английском страховом языке соответствует термину Protection and Indemnity (защита и возмещение). Страховщики (а чаще, клубы страхования ответственности - P&I clubs) обеспечивают сопровождение претензий (даже не убытков) с момента их предъявления судовладельцу с целью минимизации временных потерь, связанных с возможным арестом судна в порту, вынужденным простоем или при наступлении других неблагоприятных событий. Они также обеспечивают юридическое сопровождение претензии (предоставление услуг адвокатов, выпуск гарантий для освобождения судна из-под ареста), отстаивают интересы судовладельца в суде или в процессе разбирательства, организуют помощь (например, в случае репатриации тела погибшего моряка на судне, при оформлении соответствующих документов), оказывают помощь в ходе спасения судна (например, в случае поломки двигателя, в результате которой судно теряет ход). Наконец, организуют выплату возмещения судовладельцу или третьим лицам, предъявившим претензию.

"Основной упор при этом делается не на возмещение ущерба, а на обеспечении защиты и сопровождения претензии. Следует учитывать, что, начавшись с небольшой претензии, ситуация может привести в развитии к полной потере груза и судна", - рассказал Галушин "Интерфаксу".

Страхование самого судна (каско) соответствует термину Hull and Machinery - защита корпуса и оборудования. Оно не сильно отличается от аналогичного страхования автомобилей. Разница лишь в том, что в H&M покрываются еще и поломки двигателя, что не входит в каско страхование наземных транспортных средств.

Страхование грузов чаще всего обеспечивается не судовладельцем, а другой стороной в соответствии с условиями контракта на поставку груза. Есть еще специфические покрытия в морском страховании, например страхование потери фрахта, но в целом P&I и H&M - основные инструменты, определяющие комплексную защиту.


Опубликовано: /Финмаркет/
 


.
23 января 2023 года 19:11
Поток туристов по РФ увеличился на 10-15% в новогодние каникулы к уровню аналогичного периода прошлого года, однако спрос на страховки путешествующих по стране не увеличился, показал опрос страховщиков, проведенный агентством "Интерфакс". Продажа полисов защиты выезжающих за рубеж (ВЗР) на время...    читать дальше
.
28 декабря 2022 года 10:00
Российский страховой рынок за несколько десятилетий пережил множество кризисов, но ни разу еще в сценарии не было одновременно столько сюжетных линий, как в 2022 году. Все драмы разворачивались практически параллельно. В эпицентре страховой непогоды были видны три очага - перестрахование,...    читать дальше
.
23 декабря 2022 года 10:00
Больше половины автовладельцев - почти 60% - готовы отказаться от вождения автомобиля при дальнейшем увеличении цены полиса ОСАГО на 50-100%, показало исследование "ОСАГО в жизни автовладельцев" Финансового университета при правительстве РФ, проведенное осенью 2022 года. Его результаты представил...    читать дальше
.
22 декабря 2022 года 20:32
Универсальные страховщики рассчитывают завершить 2022 год с прибылью, хотя ждут по рынку в целом близкого к нулевому прироста общих премий по сравнению с 2021 годом, показал опрос "Интерфакса". Сегмент страхования "не жизни" в текущем году сумел адаптироваться к новым условиям ведения бизнеса за...    читать дальше
.
21 декабря 2022 года 18:26
Госдума на заседании в среду приняла в третьем чтении закон, который существенно повышает размеры страховых выплат по договорам, заключенным в рамках обязательного страхования гражданской ответственности владельцев опасных объектов (ОСОПО) за причинение вреда в результате...    читать дальше
.
17 декабря 2022 года 11:00
Проблем с проходом танкеров с российской нефтью через проливы Турции нет, они сняты, сообщил журналистам заместитель министра транспорта Александр Пошивай. Он пояснил, что определенные затруднения с проходом через черноморские проливы под контролем Турции возникали в связи с дополнительными...    читать дальше
.
09 декабря 2022 года 14:31
Три ведущих страховщика - "Ингосстрах", "РЕСО-Гарантия" и "Страховой дом ВСК" - могут получить заявления на возмещение страхового ущерба в связи с крупным пожаром в ТЦ "Мега Химки", случившемся утром в пятницу, сообщил "Интерфаксу" источник на страховом рынке. По его словам, перестраховочная...    читать дальше
.
06 декабря 2022 года 18:35
Российские свиноводы из двух регионов РФ за последние 2 недели в связи со вспышками опасного инфекционного заболевания - африканской чумы свиней (АЧС) - потеряли 500 млн рублей, такую предварительную оценку ущерба сельхозпредприятий привел "Национальный союз агростраховщиков" (НСА). Ущерб...    читать дальше
.
30 ноября 2022 года 19:23
Банк России планирует создать два информационных центра - на базе двух "дочек" - действующей "Российской национальной перестраховочной компании (РНПК)" и планируемой к созданию дочерней компании-IT-оператора, следует из опубликованного регулятором проекта "Основных направлений развития финансового...    читать дальше
.
25 ноября 2022 года 12:17
Евгений Уфимцев избран президентом Всероссийского союза страховщиков (ВСС) на общем собрании в пятницу, говорится в сообщении союза. "Общее собрание ВСС 25 ноября утвердило на пост президента союза Евгения Уфимцева. Против его кандидатуры не было ни одного голоса", - следует из...    читать дальше
.
Страница 1 из 8
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.