.
.
СЕГОДНЯ:
 
 
.
.
.
Страхование
Главная  /  Страхование  /  Личное  /  ОБЗОР: Медстраховщики бьются за смягчение поправок в закон об ОМС во избежание разорения десятков СК
.
 
 
 
 
10 ноября 2020 года 20:35

ОБЗОР: Медстраховщики бьются за смягчение поправок в закон об ОМС во избежание разорения десятков СК

Правительственный законопроект с изменениями в закон об обязательном медицинском страховании (ОМС), несмотря на резкие протесты страхового сообщества, был принят Госдумой в первом чтении в октябре. В преддверии второго чтения, запланированного на 18 ноября, страховщики инициируют смягчение положения проекта, которое вдвое урезает разрешенное финансирование расходов для страховых медицинских организаций (СМО). Принятие поправок в текущей редакции, по мнению представителей страхового сообщества, выбьет десятки страховщиков ОМС из зоны рентабельности и сделает их убыточными. Перспективой такого развития событий обеспокоен Банк России. Уход с рынка страховщиков ОМС может означать завершение эпохи страховой медицины в РФ и возвращение к принципам сметно-бюджетного финансирования советских времен. Модель финансирования в ОМС при этом изменится радикально.

Согласно законодательству РФ, Федеральный фонд ОМС выступает в роли федерального госстраховщика, а лицензированные страховщики ОМС - агентами фонда. Такие компании получают специальные лицензии на проведение операций. Они обеспечивают полисами ОМС население, ведут реестр застрахованных по ОМС лиц, проводят экспертизы обоснованности выставленных лечебными учреждениями счетов на оплату оказанных ими услуг. Кроме того, медстраховщики обеспечивают сопровождение онкобольных вне стационаров для соблюдения сроков назначенных обследований и лечения. Также страховщикам ОМС вменяется обеспечение информирования населения о проведении диспансеризации и профосмотров. За последние несколько лет страховщики ОМС создали трехуровневую систему страховых представителей и действующих круглосуточно call-центров для защиты прав застрахованных и консультирования пациентов.

PRO ET CONTRA

В случае принятия резонансного законопроекта в редакции, прошедшей первое чтение, со следующего года из общего потока финансирования системы ОМС будет выделен отдельный поток - прямое бюджетное финансирование высокотехнологичной помощи в ОМС на федеральном уровне. Оператором нового финпотока станет Федеральный фонд ОМС, с ним профильные федеральные учреждения будут заключать прямые договоры на финансирование. В этих отношениях нет места страховщикам ОМС - только государственные учреждения и прямое государственное финансирование, заявил глава думского комитета по охране здоровья Дмитрий Морозов.

Особенно резкие протесты страховщиков вызвало положение законопроекта, которым предусмотрено сокращение расходов на ведение дел (РДВ) страховщиков ОМС вдвое - с нынешних 1-2% до 0,5-1% от суммы средств, поступивших в страховую медицинскую организацию по дифференцированным подушевым нормативам. Экономических расчетов в связи с таким предложением представлено не было. Сообщество сочло изменения в принципах финансирования ОМС радикальными, поправки страховщики уже окрестили "бескровной революцией в ОМС". Подозрительность страховщиков усугублял тот факт, что законопроект вносился как технический, не требующий широкого публичного обсуждения, с сообществом никакие предварительные обсуждения не велись. Законопроект с поправками в закон об ОМС был предложен как "спутник" к другому - законопроекту о трехлетнем бюджете Федерального фонда ОМС на 2021-2023 годы.

Всероссийский союз страховщиков (ВСС) направил ряд обращений к президенту страны, премьеру, а также в Госдуму с просьбой об организации публичных обсуждений. Сомнения страховщиков на этапе подготовки законопроекта к первому чтению разделяли ЦБ РФ, Минфин, Счетная палата.

Предложенные правительством изменения импонировали представителям медицинского сообщества. Несмотря на жаркие дебаты, депутаты без разногласий приняли документ в первом чтении. В ходе обсуждения на пленарном заседании Госдумы некоторые из них предложили пойти дальше и в перспективе полностью отказаться от коммерческих страховщиков в системе ОМС.

Никакая это не реформа ОМС, неоднократно заявлял министр здравоохранения Михаил Мурашко, комментируя новации.

"На сегодняшний день объем финансирования за последние 5 лет увеличился на 40% в системе здравоохранения. При этом количество застрахованных не увеличилось, то есть общая сумма средств, которая направлена на страховые компании, возросла и составляет свыше 22 млрд рублей. Для сравнения: сумма финансирования Росздравнадзора составляет около 1 млрд рублей... Кому из вас и сколько звонила страховая компания по вопросу прохождения диспансеризации или привлечению с хроническими заболеваниями?" - задал вопрос министр здравоохранения Михаил Мурашко на заседании комитета Госдумы по охране здоровья.

Председатель ФОМС Елена Чернякова подчеркнула, что размер отчислений на ведение дел страховщиков не устанавливается на федеральном уровне, а регулируется субъектами РФ.

"Сегодня диапазон от 2% до 1%, завтра - от 1% до 0,5%. Я надеюсь, российские страховые медицинские организации каждый год обосновывают свои расходы, и в этом году ничего нового не произойдет. Если у субъектов не будет причин для снижения размера, то ничего вообще не произойдет. Как был 1%, так и останется. Любой орган, который живет за счет средств бюджета, он очень тщательно раскладывает свои расходы в разрезе своих функций", - отметила Чернякова.

"Все медики страны этот закон ждут, они все будут очень довольны. Не ущемляются права застрахованных, не меняются страховые принципы... Ничего не ухудшится, и ни одна страховая компания с поля не уйдет. Тем более только диапазон (тарифов - прим. ИФ) меняется", - высказала свою позицию депутат Госдумы Тамара Фролова.

Перемен к худшему ожидает президент ВСС Игорь Юргенс. Он заявил "Интерфаксу", что "в настоящее время практически все регионы страны, за исключением трех, устанавливают РВД для страховщиков ОМС по нижней границе ценового коридора. В условиях кризиса подходы не изменятся, это значит, что уровень РВД снизится вдвое после принятия поправок". Глава ВСС напомнил, что оценка влияния предложенных в ОМС изменений на финансовую устойчивость страховщиков авторами проекта не производилась.

По его мнению, в обсуждаемом законопроекте нет положений о выведении из системы ОМС страховщиков, однако при тотальной убыточности страховые компании, ведущие экспертизу обоснованности выставленных медиками счетов, вынуждены будут покинуть рынок. Тогда система финансирования ОМС автоматически полностью встанет на рельсы прямого бюджетного финансирования, а Федеральному фонду ОМС потребуется создавать и финансировать параллельную государственную инфраструктуру для контроля за оказанием помощи населению. Генеральный директор СК "РЕСО-Мед" Юрий Демин сообщил "Интерфаксу", что основная проблема последних поправок в закон об ОМС - высокий риск нарушения прав пациентов.

"Очевидно, что при замене страховщиков на чиновников потеряется прозрачность как финансирования, так и контроля. Последствия таких изменений достаточно предсказуемы: снижение качества и доступности медпомощи, фактическое ограничение права пациента на выбор медицинской организации и, как следствие, создание благоприятной среды для развития коррупции", - считает он.

ПОИСК КОМПРОМИССА

Как сообщил глава ВСС "Интерфаксу", на этапе подготовки документа ко второму чтению страховщики предложили компромисс - зафиксировать РВД на уровне 1% от объема финансирования медпомощи в ОМС, отказавшись от коридора значений. Тогда страховщики будут готовы взять на себя новые функции, в их числе: обеспечение круглосуточной работы уже созданных ими контакт-центров, функционирования трехуровневой системы страховых представителей, информационного сопровождения застрахованных лиц и ряд других.

В свою очередь, Банк России представил свои расчеты, согласно которым при снижении РДВ до 0,8% половина страховых медицинских компаний будет убыточна. Это означает, что компании должны будут свернуть свою страховую деятельность, и это возможный вариант развития событий.

"Наши расчеты показывают, что уже при достижении уровня РВД в размере 0,8% примерно 15 из 31 страховой медицинской организации с лицензиями на ОМС будут убыточны и потеряют какие-то стимулы к осуществлению своей деятельности в этом сегменте. Если же расходы на ведение дел понизятся до 0,7%, то ОМС для страховых медицинских организаций станет убыточным полностью", - сказал зампред ЦБ РФ Владимир Чистюхин в ходе "круглого стола" по реформе ОМС, который организовал комитет Госдумы по здравоохранению. Это означает, что организации начнут сворачивать свою деятельность.

В последние годы сделки по приобретению страховых компаний в основном совершались в сегменте ОМС. Через укрупнение страховщики наращивали клиентскую базу. Это один из факторов, влияющих на доходность медстраховщиков.

Новость о возможной реформе ОМС некоторых страховщиков застигла в разгар переговоров о покупке новых СМО. К примеру, в конце августа Федеральная антимонопольная служба удовлетворила ходатайство медицинской акционерной московской страховой компании "МАКС-М" на приобретение 100% долей в уставном капитале СК "Капитал-полис Мед" (Санкт-Петербург). Генеральный директор "МАКС-М" Надежда Мартьянова рассказала "Интерфаксу", что все переговоры в настоящий момент заморожены.

"АО "МАКС-М" приняло решение о приобретении СК "Капитал-полис Мед" в целях укрепления своих позиций по ОМС в Санкт-Петербурге. В связи с появлением проекта закона о снижении средств на ведение дел страховых медицинских организаций в 2 раза все действия по сделке приостановлены", - пояснила Мартьянова.

Кстати, в начале этого года купить этого страховщика планировала СК "АльфаСтрахование" (MOEX: ALFS), однако переговоры ничем так и не закончились. В компании отказались комментировать свое решение. Кроме того, известно, что ГК "Регион" ведет переговоры о покупке 100% голосующих акций якутского медстраховщика "Сахамедстрах".

В целом на страховом рынке подобные слияния не редкое явление. В прошлом году на рынке страхования прошло как минимум три сделки по покупке региональных медицинских страховых компаний. Так, "Ингосстрах" (MOEX: INGS) купил красноярского медстраховщика "Медика-Восток" за 251 млн рублей.

В мае группа "РЕСО" закрыла сделку по покупке красноярского медстраховщика "Надежда" за 435,6 млн рублей. Также в состав группы "РЕСО" вошел медицинский страховщик "Медстрах", сумма сделки составила 1 млрд 528 млн рублей. Как ранее пояснил генеральный директор СК "РЕСО-Мед" Демин, "укрупнение игроков на рынке ОМС - процесс, продиктованный изменениями в законодательной базе. Переход к ориентированной на интересы пациентов модели здравоохранения и новые требования к информированию и сопровождению застрахованных вынуждают компании оптимизировать работу за счет эффекта масштаба".

На сегодня доля компании "РЕСО-Мед" на рынке ОМС по количеству застрахованных составляет 8,6% (12,5 млн застрахованных). На вопрос о наличии планов по дальнейшей покупке медстраховщиков Демин ответил: "Да, мы готовы рассматривать такие варианты".

ГДЕ ЗАРЫТА ПРИБЫЛЬ?

Система медицинского страхования устроена таким образом, что единственный источник доходов у медстраховщиков в системе ОМС - средства на ведение дела, поступающие от территориальных фондов ОМС и отчисляемые по итогам экспертной деятельности.

"На чистую прибыль СМО влияет соотношение доходной и расходной части. Доходная часть практически на 90% состоит из подушевого финансирования СМО (1% от целевых средств, предназначенных на оплату медицинской помощи), 8-9% - это доходы контрольно-экспертных мероприятий СМО, 1-2% - это инвестиционный доход от размещения собственных средств СМО", - разъяснил "Интерфаксу" директор по развитию СК "АльфаСтрахование-ОМС" Александр Трошин.

По его словам, расходная часть СМО состоит из затрат на обеспечение бесперебойного контроля качества оказания медицинской помощи и защиту прав застрахованных в соответствии с функционалом, возложенным на СМО законодательством и национальной программой развития здравоохранения.

"Прибыль возникает у тех СМО, которые эффективно используют полученные средства при полном выполнении своих обязательств, контролируют свои расходы и имеют значительное количество застрахованных граждан. Но при этом получение прибыли не является самоцелью для таких СМО. Аккумулирование собственных средств в виде чистой прибыли позволяет вкладывать их не только в приобретение региональных компаний, но и в социально значимые проекты в системе здравоохранения", - пояснила Мартьянова.

Как следует из финансовой отчетности "МАКС-М" за 2019 год, чистая прибыль компании составила 844 млн рублей, увеличившись по сравнению с 2018 годом на 7,8%.

А вот чистая прибыль СК "АльфаСтрахование-ОМС" в 2019 году снизилась на 25% по сравнению с 2018 годом - с 246,8 млн рублей до 185,1 млн рублей.

"Большее влияние на снижение прибыли оказал рост расходной части: существенно сказалась возросшая нагрузка по информированию застрахованных лиц, а также обеспечение развития полноценного функционирования трехуровневой системы страховых представителей", - рассказал Трошин.

Институт страховых представителей был введен в стране в 2016 году. В настоящее время в стране насчитывается 14 тыс. страховых представителей трех уровней, которые оказывают помощь застрахованным по ОМС. В этом году планировалось закрепить в законе обязанности СМО по организации диспансеризации населения, чтобы они информировали застрахованных о возможном графике прохождения диспансеризации в медучреждениях, в том числе в вечерние часы в рабочие дни и по субботам. В свою очередь медорганизации будут обязаны предоставлять страховщикам ОМС информацию о графике приема врачей для проведения диспансеризации населения. Все медстраховщики едины во мнении, что принятие данного законопроекта приведет к серьезным последствиям, ведь понижение РДВ до 0,5% будет означать потерю рентабельности.

"С учетом низкой маржинальности данного бизнеса, а также с учетом того, что почти 90% доходов СМО составляет подушевое финансирование, снижение РВД даже на 0,5% приведет СМО к нулевой рентабельности, а дальнейшее снижение приведет к значительным убыткам для СМО. В случае попытки адаптации к работе в условиях сниженного финансирования сильно сузятся возможности страховщиков по обеспечению независимого контроля медпомощи и защиты прав застрахованных. При любом сценарии теряют и граждане, и государство", - считает Трошин.

По данным Банка России, размер средств, предназначенных для оплаты медицинской помощи, вырос с 1,5 трлн рублей в 2016 году до 2,1 трлн рублей в 2019 году.


Опубликовано: /Финмаркет/
 


.
24 января 2024 года 16:28
Госпрограмма по ОМС на 2024 год расширила возможности для застрахованных по основным категориям медицинской помощи, к такому выводу пришли эксперты ООО "Капитал медицинское страхование", сообщает страховщик ОМС. Так, расходы на профилактические мероприятия (включая диспансеризацию и медицинские...    читать дальше
.
19 декабря 2023 года 12:44
Площадь застрахованных сельхозкультур на условиях господдержки увеличилась в 1,8 раза за 11 месяцев 2023 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и превысила 10 млн га, такие данные привела заместитель директора по вопросам агрострахования ФГБУ "Агентство по...    читать дальше
.
.