Снижение средних тарифов в ОСАГО оказалось в 7,5 раз радикальнее для юрлиц, чем для физлиц, после старта ценовой реформы - РСА
Общее снижение среднего значения тарифов в ОСАГО по заключенным договорам за период с 9 января этого года составило 3,6%, неделей ранее показатель был 2,5%, сообщили "Интерфаксу" в Российском союзе автостраховщиков (РСА). При этом снижение тарифа по легковым автомобилям физических лиц оказалось на уровне 1,7%, в то время как снижение среднего тарифа в ОСАГО для юрлиц за тот же период составило 12,8%.Таким образом, падение среднего значения стоимости полиса для юрлиц оказалось в 7,5 раз интенсивнее, чем в сегменте физлиц.
Заместитель генерального директора СК "РЕСО-Гарантия" Игорь Иванов заявил "Интерфаксу", что такой разрыв в динамике показателей, вероятно, связан с более резким включением в ходе либерализации тарифов фактора конкуренции.
"Убыточность по легковым автомобилям юрлиц ниже, чем по машинам физлиц, на 10-12%, - прокомментировал он тенденцию изменения показателей по портфелю компании. - Более сильное снижение по тарифам для юридических лиц связано с конкуренцией в сегменте. Цена при страховании юридического лица, как правило, является решающим фактором при выборе страховщика".
В свою очередь директор департамента андеррайтинга и управления продуктами СК "Согласие" Андрей Ковалев сообщил агентству на основании анализа портфеля ОСАГО компании, что "юридические и физические лица показывают схожие уровни убыточности". "При этом стоит отметить, что юридические лица реже становятся клиентами "автоюристов", поэтому расходы на урегулирование убытков у физических лиц выше", - добавил он.
По данным РСА, в 2018 году по судебным выплатам в ОСАГО, инициированным посредниками, "накладные расходы" СК в пользу посредников превышали расходы на основные выплаты по ОСАГО в общей структуре судебных выплат. Такие издержки негативно влияют на средний показатель стоимости ОСАГО для физлиц в последующий период.
Все опрошенные агентством страховщики говорили о необходимости собрать статистику за сколько-нибудь долгий период с начала старта ценовой реформы в ОСАГО - хотя бы за несколько месяцев - для предварительных выводов о существующих тенденциях в ценовой политике страховщиков ОСАГО. Тем не менее, РСА и ЦБ проводят постоянный мониторинг изменения цен в "автогражданке" с момента расширения коридора (с 9 января 2019 года на 20% по верхней и нижней границе).
Так, для такси полисы ОСАГО подорожали в среднем на 2,3%, для регулярных автобусных перевозок (наиболее аварийных) - на 13,1%. И это на фоне общего снижения среднего значения тарифов для обычных автобусных перевозок на 10,4%. В итоге стоимость полисов в сегменте всех автобусных перевозок снизилась на 1,1%, сообщили в РСА. При этом на 13,7% увеличилась средняя цена полисов ОСАГО для трамваев, для троллейбусов - на 5,5%.
Владельцам грузовых автомобилей полисы теперь обходятся в среднем на 9,2% дешевле, для владельцев мотоциклов и мотороллеров цены снизились за этот период на 54,9%.
В ГОСДУМЕ ИЗУЧАЮТ ЦЕНЫ НА ОСАГО
Во вторник пресс-служба фракции "Единая Россия" распространила информацию о выступлении в Госдуме первого заместителя председателя думского комитета по государственному строительству и законодательству Вячеслава Лысакова от фракции "ЕР".
"Все без исключения министерства и ведомства, включая Минфин и Банк России, закупают услуги по ОСАГО своих служебных автомобилей, - обратил внимание он. - Однако финансового обоснования и расчётов под возможное повышение тарифов ОСАГО на 20% и, соответственно, увеличение бюджетных расходов для государственных структур ни Минфин, ни Банк России не сделали, а ведь бюджет уже утвержден. Потенциально это может потребовать около 2-3 млрд рулей дополнительных бюджетных средств". По мнению депутата, средние тарифы для юрлиц в РФ после начала либерализации растут.
По его словам, указание ЦБ о расширении тарифного коридора в ОСАГО было принято "вопреки мнению большого числа депутатов и сенаторов, участвовавших в слушаниях, вопреки официальной позиции МВД России и официальным статистическим данным и без учета позиций отраслевых министерств и ведомств" (согласно действующему порядку, ЦБ не требуется получать согласование своих указаний с депутатами Госдумы перед их принятием - ИФ).
Вместе с тем В.Лысаков отметил, что общественные обсуждения изменения тарифов в ОСАГО проводились достаточно широко.
"По этой теме в прошлом году трижды проходили слушания в Госдуме и Совете Федерации с целью дополнительных консультаций и учета мнения законодателей и других государственных структур, а также общественности, так как реформа затрагивает интересы большинства граждан России, поскольку автомобили есть почти в каждой семье. Эти слушания оказались напрасной тратой времени", - заключил В.Лысаков.
Председатель думского комитета по финрынку Анатолий Аксаков на заседании комитета в понедельник заявил коллегам, что "направил 10 дней назад на имя председателя Банка России письмо с просьбой представить информацию, как страховые компании поменяли тарифы в связи с недавним решение ЦБ РФ о расширении коридора". "Просьба ускориться. У нас в Госдуме к этому очень внимательно относятся. Информация необходима, чтобы мы могли ознакомить депутатов с тем, какова ситуация сейчас на рынке с тарифами ОСАГО", - сказал он. Глава департамента страхового рынка ЦБ РФ Филипп Габуния пообещал: "На этой неделе все будет готово". В беседе с журналистам после завершения заседания комитета он подтвердил, что средняя стоимость тарифов в ОСАГО для юрлиц "сильно просела", "снижение составило до 13,5%".