Финомбудсмен планирует регулярно публиковать обзоры практики досудебного рассмотрения споров
Служба финансового уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг намерена в перспективе начать публикацию обзоров практики рассмотрения споров в досудебном порядке, сообщил "Интерфаксу" недавно назначенный главный финансовый уполномоченный по правам потребителей финуслуг Юрий Воронин.
Он представлял перспективы деятельности нового для российского финансового рынка института на "круглом столе" Московского финансового форума в пятницу. Ю.Воронин напомнил, что свою деятельность финомбудсмен по закону начинает в сегменте автострахования.
Ю.Воронин полагает, что его служба окажется эффективным инструментом в деле повышения доверия между страховщиками и потребителями их услуг.
"Задача судов - обеспечить состязательность сторон. Финомбудсмен оказывается посредником в неравном споре между профессиональным страховщиком (юридическим лицом) и недостаточно информированным страхователем (частным лицом). Можно считать, что действия финомбудсмена способствуют усилению слабой стороны" в споре", - пояснил Ю.Воронин в ходе выступления на "круглом столе", посвященном вопросам повышения страховой культуры.
Он напомнил, что создание института финомбудсмена - принципиально новое решение для национального финансового рынка. Его участники - страховщики - могут, не дожидаясь вступления в силу обязательных положений закона, заключать договор с финомбудсменом на добровольных началах. Это повысит имидж конкретных компаний, считает Ю.Воронин.
По его мнению, "создание площадки досудебного разрешения споров повысит профессиональный уровень их рассмотрения, поскольку в службе создаются специализированные омбудсмены по различным направлениям деятельности".
Не подвергая сомнению эффективность деятельности судов при рассмотрении страховых споров, Ю.Воронин отметил, что в деятельности существуют определенная инерционность и громоздкость процедур. В обязанности финомбудсмена входит разъяснение прав потребителей, сроки рассмотрения в досудебном порядке претензий достаточно жесткие и составляют по законодательству 15 дней.
В свою очередь начальник управления защиты прав потребителей центрального аппарата Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Олег Прусаков сообщил, что, "как правило, суды становятся на сторону потребителя в судебных спорах по договорам страхования: 80% таких решений выносятся в пользу потребителей". При этом он отметил, что анализ практики деятельности финомбудсменов в странах, где такие институты созданы, показывает, что их решения распределяются между принятыми в пользу страховщиков и страхователей как 50/50.
Экспертами "круглого стола" в ходе обсуждения были приведены данные по количеству судебных споров в сфере страхования с участием частных лиц - 381 тыс. споров. Количество споров по вопросам страхования, рассмотренных арбитражными судами в тот же период, составило 132 тыс.
Зампред Банка России Владимир Чистюхин, выступая на площадке финансового форума, напомнил, что Банк России осуществляет контроль за финансовой устойчивостью страховщиков и поведенческий надзор.
Важным событием для страхового сообщества в ближайшие годы окажется поэтапный переход на принципы европейского регулирования в страховой сфере "Солвенси-2". Такой переход должен завершиться к 2022 году. По оценке В.Чистюхина, "125 страховых компаний при сохранении своего нынешнего состояния не смогут соответствовать новым повышенным надзорным требованиям к капиталу и другим параметрам деятельности".
В настоящее время на российском страховом рынке действуют порядка 250 лицензированных страховщиков.