ФСС формирует компетенцию института развития в социальной сфере
Фонд социального страхования (ФСС) РФ представил на этой неделе разрабатываемые в социальной сфере IT-проекты, которые, как ожидается, станут частью будущей цифровой экономики страны. Общественное обсуждение проектов ФСС было организовано на этой неделе в ходе конференции, организованной ФСС, Фондом развития интернет-инициатив, Ассоциацией интернета вещей. Всероссийский союз страховщиков (ВСС) представил на конференции проект составления глобальной карты рисков, он планирует сотрудничать с ФСС по ряду направлений, связанных со сбором и анализом цифровых данных.
В ближайших планах Фонда соцстраха - создание цифрового профиля социального клиента, создание электронного сертификата технических средств реабилитации (ТСР), формирование цифрового каталога ТСР, запуск проекта "Социальный навигатор", создание возможностей для общения с подопечными в режиме реального времени 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Реализация проекта ФСС внедрения электронного больничного продолжится.
К ЦИФРОВОМУ БУДУЩЕМУ
ФСС не первый год ведет подготовительную работу по трансформации системы оказания услуг населению в электронную форму, расширяется эксперимент по добровольному переходу лечебных учреждений и работодателей на систему прямых выплат и оформление больничных листов работников в электронном виде, "пилоты" реализуются в регионах.
С 2017 года по всей территории РФ работают реабилитационные менеджеры ФСС, которые помогают социальным клиентам госстраховщика шаг за шагом восстанавливать здоровье и вернуться к работе. Проект создан для пострадавших на производстве от несчастного случая и получивших серьезные травмы и степени инвалидности. Задача реабилитационных менеджеров - по возможности вернуть пострадавших в общество. Для таких помощников ФСС теперь разрабатывает специальные электронные сервисы и программы.
Одновременно фонд поддерживает инновационные проекты молодых российских инженеров по созданию производств "умных протезов" для инвалидов на территории страны, он выступает по отношению к таким стартапам в качестве института развития. Разработчики обещают революцию в восприятии социальных клиентов и готовы превратить протезы в набор гаджетов: тогда человек с неполными возможностями станет человеком со сверхспособностями, будет чувствовать себя лицом с дополненными возможности в реальной жизни. Эту идеологию разделяют в ФСС.
Фонд социального страхования РФ планирует запустить в 2018 году мобильное приложение "Социальный навигатор", которое обеспечит в онлайн режиме подавать заявки на различные пособия, получать информацию о социальных услугах и нормативных актах их гарантирующих, таких услуг - тысячи, сообщили "Интерфаксу" в фонде.
В ходе конференции председатель ФСС Андрей Кигим объявил о намерении фонда сотрудничать со Всероссийским союзом страховщиков в рамках нового проекта ВСС по созданию глобальной карты рисков для страны.
ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ ЦИФРОВОЕ ПАРТНЕРСТВО
Такой формы сотрудничества пока не существует, но пора ее создавать, предложили участники обсуждения в ходе конференции "Социальное пространство цифровых технологий".
В свою очередь глава ФСС Андрей Кигим напомнил: "Президент и правительство заявили о создании максимально открытой экономики, основанной на цифровых технологиях - это вызов и для нас".
"В обществе осуществляется глобальный переход к цифровым форматам взаимодействия партнеров, перед нами как государственной структурой стоит непростая задача изменения отношения к использованию информации первичных баз данных, обеспечения защиты персональных данных. Задача небанальная, поскольку здесь учитывается не только аспект защиты персональных данных, но и права собственности. Мне, к примеру, кажется странной ситуация, когда история болезни пациента является не его собственностью, но собственностью лечебного учреждения. Такие юридические коллизии понадобится разрешать при внедрении тех или иных цифровых проектов, связанных с людьми", - сказал руководитель ФСС. А.Кигим считает конституционным право человека на получение открытой информации и использование ее для обеспечения своих прав.
"Одновременно опыт Сингапура, Эстонии, Азербайджана показывает - простой шаг по созданию базы данных электронных трудовых договоров дает мультипликативный эффект на уровне государства. Появляется другой уровень контроля за обязательствами по выдаче зарплаты, контроля за больничными листами, за соблюдением работодателями прав работников. Технической, казалось бы, новацией мы меняем мир. ФСС поставил задачу операторам мобильной связи по созданию цифрового профиля нашего социального клиента человека. Это означает для нас в дальнейшем возможность консолидировать информацию и анализировать ее, перейти от парадигмы применения безликих страховых тарифов к применению тарифов индивидуальных, создавать технологии будущего", - убежден А.Кигим.
В 2003 году, рассказал глава ФСС участникам конференции, правительство РФ задалось вопросом: готово ли оно рассекретить данные спутников с детализацией не 30 метров, а 1 метр? Это был серьезный вопрос, от его решения зависела вся GPS-навигация. "Принятое тогда положительное политическое решение позволяет нам сегодня пользоваться сервисами такси в современном их виде. Никто не помнит, кто и когда принял такое решение, но оно было прорывным", - сказал А.Кигим.
"УБЕРИЗАЦИЯ" БЕЗ ТАКСИ
Руководитель направления по развитию бизнеса "Мобильных телесистем" Эдуард Сегал сообщил участникам конференции, что мобильный оператор разрабатывает три платформы в рамках совместного проекта с ФСС: "Центр цифровой реабилитации ФСС - основа цифровой технологии настоящего. Мы создаем три платформы - для предоставления услуг и сервисов социальному клиенту, платформу сервисов и услуг для страхователей (работодателей), платформу сервисов и услуг для поставщиков фонда. Поставщики должны будут соответствовать требованиям фонда и отбираться им на основании установленных для этого процедур".
"Для решения поставленной фондом задачи мы договорились использовать триединый подход", - добавил Э.Сегал. Три кита в данном случае - это "уберизация" как принцип создания агрегатора, дистанционность - как доступность сервиса с удаленной точки для клиента, индивидуализация - как возможность учесть особенности потребителя. Это будет качественно новая система в приложении МТС для социальных потребителей, учитывающая массу различных данных и факторов, убежден он.
"В основу мобильного сервиса ляжет цифровая модель застрахованного, ее нужно будет сформировать на основе собранной первичной информации. Социальный цифровой профиль как пакет знаний о человеке станет базой всех услуг, которые окажут клиенту впоследствии. Это возможность индивидуальных расчетов, индивидуального выбора программ, в том числе по профилактике профзаболеваний, сервис маршрутизации, использование искусственного интеллекта для обработки больших массивов данных", - уточнил представитель МТС.
Сверхзадача проекта ФСС и МТС - "повышение эффективности системы предотвращения несчастных случаев на производстве, а также обеспечение комплексной реабилитации пострадавших на производстве".
УДАЛЕННО И 24 ЧАСА В СУТКИ
"Вымпелком" более года разрабатывает для ФСС мобильные решения для службы реабилитационных менеджеров, это даст возможность социальным клиентам работать с фондом напрямую, кроме того, планируется формирование специальных электронных сертификатов по техническим средствам реабилитации, сообщил на конференции представитель "Вымпелкома" Николай Денисов.
"Фонд предоставляет первичные данные разработчику, кроме того, ФСС поддерживает проект своими инициативами. Открытая база данных - тот кислород, без которого вообще ничего невозможно сделать. После этого мы можем анализировать данные и отвечать за сохранность персональных данных", - пояснил он.
"Менеджер фонда получает чат для общения, связь с клиентами будет обеспечена круглосуточно. Приложение поможет в разработке оптимальных маршрутов для менеджера, в подборе средств реабилитации. ФСС сможет через новые приложения оказывать клиентам консультации любого порядка. Будет также создан электронный каталог ТСР с указанием поставщиков. Фонд создает площадку, проверенные ФСС поставщики приходят на нее и конкурируют друг с другом в интересах клиентов", - сообщил Н.Денисов.
"Мы год назад начали активно работать с ФСС и обнаружили, что госструктура дает революционные возможности", - добавил он.
ГОСЗАКАЗЧИК
Разработка инженерных проектов в социальной сфере, предполагающих партнерство с госструктурами, по признанию представителей молодых компаний, особенно сложна. Роль институтов развития и государственных фондов, финансирующих такие проекты, неоценима. Без такой поддержки, признался один из разработчиков, "в России вообще невозможны инновационные внедрения технических разработок в социальной сфере".
Основная проблема для пионеров инженерной мысли в области изобретения различных протезов и ТСР качественно нового уровня - полное непонимание, кто окажется конечным их потребителем, как работать с фондом и его территориальными подразделениями, как вписаться с тендерные процедуры, оценить спрос, как работать с документами и с какими, отметил в ходе дискуссии А.Кигим.
"Общение с ФСС и Минтрудом помогло нам избавиться от иллюзий", - сказал представитель компании "ЭкзоАтлет" Михаил Крундышев. По его словам, компанией была поставлена задача разработать и массово внедрить экзоскелеты в РФ как инновационное средство реабилитации людей с тяжелыми поражениями опорно-двигательной системы. Достойных отечественных разработок на эту тему в РФ не было. Замахнулись на мировые стандарты качества, хотя на первом этапе, в 2013 году, была только студенческая разработка.
ФСС как самый крупный заказчик ТСР в стране был в числе партнеров. "После консультаций стало понятно, что проект может существовать только с использованием телемедицины и дистанционной реабилитации", - сказал М.Крундышев. Компания была включена в реестр Роскомнадзора, как использующая персональные данные, это сделало сервис законченным. По оценкам компании "Моторики", которая тоже занимается созданием современных интеллектуальных протезов, около 350 тыс. больных в РФ нуждаются в реабилитации с применением экзоскелета. Через три года с начала работы компания готовится реализовать пилотный проект в одном или двух реабилитационных центрах ФСС.
"Экзоскелет - сложный реабилитационный комплекс, и чтобы он полноценно функционировал, его надо насыщать данными. Огромное количество телеметрии снимается с сенсоров экзоскелета. Они вводятся в режим больничной карты пациента, позволяют врачам проводить аналитику. Полагаю, большое будущее в работе с базой данных, с персональными данными, за этим будущее реабилитации",- считает М.Крундышев. "ЭкзоАтлет" имеет дочернюю компанию в Азии, там организовано производство, там начались продажи.
СВЕРХВОЗМОЖНОСТИ
Лаборатория компании "Моторика" расположена в технопарке Сколково, компания за 2 года разработала и сертифицировала 3 вида протезов кисти руки, начинали с детского протезирования, которого в нашей стране практически не было, сообщил на конференции по цифровым технологиям в социальной сфере представитель компании Илья Чех.
"Изготовили более 200 протезов, поставили задачу: протез должен служить в бытовых ситуациях, в играх и учебе. Хотели, чтобы ребенок воспринимал свою особенность не как недостаток, а как источник дополнительных возможностей, учитывали психологический аспект, готовили родителей и детей с 2-3 лет. В дополнение для разработки протезов детям были созданы тренажеры для развития мышц", - сказал он.
"Работаем в России и странах СНГ, есть продажи в Европе. Хотим превратить протез в гаджет, менять функциональные насадки. Учим пользоваться протезами в игровой форме, учим работать с крупными и мелкими предметами. Теперь наша задача - создать производственный протез для рабочих на предприятии металлообработки и литейного производства", рассказал о планах И.Чех.
Компания "Моторика" имеет 25 подразделений в России, вышла на рынки Казахстана, Туркмении и Узбекистана. В планах - страны Европы и Америки.
МОДЕЛЬ УСТАРЕЛА
Вице-президент Всероссийского союза страховщиков Максим Данилов заявил в ходе конференции о намерении страховщиков сотрудничать с ФСС в рамках нового проекта создания глобальной карты рисков в РФ. По мнению А.Кигима, столь масштабная задача под силу таким госструктурам, как Минэкономразвития, Федеральная налоговая служба или МЧС.
Однако целью страховщиков не будет составление прогнозов стоимости нефти или прогнозов поведения макропоказателей, сказал М.Данилов. "Нас интересуют прогнозы по людям и застрахованным имущественным объектам. Анализ страховых историй позволит повысить качество страхового сервиса, обеспечить кастомизацию страховых продуктов. Для клиентов качественный анализ может дать снижение стоимости страхового покрытия. Государство получит данные для прогнозирования заболеваемости и построения системы профилактических мер и диагностики эпидемий", - сказал М.Данилов.
"Лишних денег на незастрахованные события в РФ тратится порядка 17 тыс. рублей в год в расчете на одного человека. По оценкам экспертов Великобритании, правильная работа с данными и превентивная работа с рисками позволяет экономить государству 30 млрд фунтов стерлингов в год. Нам нужна система прогнозирования прогнозирование рисков", - считает он.
"Текущая бизнес-модель страховой отрасли себя во многом изжила, союз хочет быть глобальным держателем риск-профиля всей экономики страны. Наши интересы пересекаются со сферой ответственности ФСС, когда речь заходит об организации взаимодействии с подразделениями медико-социальной экспертизы, с лечебными учреждениями, когда мы говорим об анализе статистики", - заключил вице-президент ВСС.