.
.
СЕГОДНЯ:
 
 
.
.
.
Страхование
Главная  /  Страхование  /  Актуальная тема  /  Служба финуполномоченного в 2023г выявила 300 случаев умышленного введения клиентов в заблуждение
.
 
 
 
 
28 июня 2024 года 16:01

Служба финуполномоченного в 2023г выявила 300 случаев умышленного введения клиентов в заблуждение

Служба финансового уполномоченного в 2023 году выявила 300 случаев введения в заблуждение потребителей финуслуг, в том числе способами, которые не могут преследоваться на основании действующих юридических норм, сообщил главный финансовый уполномоченный Юрий Воронин в ходе выступления на Петербургском международном юридическом форуме в среду.

При этом 80% выявленных подобных недобросовестных практик приходится на кредитные и кредитные микрофинансовые учреждения.

Воронин отметил, что введение в заблуждение потребителей происходит в этой категории нарушений на этапе оформления займа. Зачастую недобросовестные приемы базируются на расхождении содержания устной консультации сотрудника финорганизации при продаже услуги с нормами, зафиксированными документально. Также нарушения маскируются в зоне, недоступной для быстрой проверки клиентом.

"В деятельности судов, финансового уполномоченного, да и надзорных органов есть, как мне представляется, очень большой изъян, который связан с отсутствием прямой нормы в законодательстве, обязывающей кредитные или микрокредитные организации вести записи приема контакта с потребителем, - считает Воронин. - Я не говорю о видеозаписи, хотя бы аудиозаписи".

Понятно, что кредитные организации ведут такие записи в офисах самостоятельно, но когда финансовый уполномоченный, а возможно и суд, запрашивает эту запись, финорганизация предоставляет ее, когда ей это выгодно. И не предоставляет, когда не выгодно, поскольку такой обязанности по закону нет, пояснил Воронин.

Создание механизма фиксации крайне важно, "с тем, чтобы ЦБ или мы могли в случае возникновения жалобы проверить, все ли по конкретному спору исполнено добросовестно. Требуются дополнительные возможности, чтобы проверить финорганизацию и встать на сторону потребителя".Такое решение необходимо "предпринять неотложно, несмотря на сопротивление, конечно, банковского сообщества", полагает Воронин.

До появления соответствующих законодательных норм Воронин рекомендует потребителям при посещении финансовых организаций вести записи консультаций самостоятельно: "В случаях, когда нам присылают потребители такого рода записи, когда можно привязать их ко времени и месту действия, к событию, мы, естественно, это принимаем во внимание, используем с тем, чтобы принять правильное решение по спору".

КЛАССИКА ЖАНРА НЕДОБРОСОВЕСТНОСТИ

В ходе выступления главный финуполномоченный привел другие - классические примеры недобросовестности в сфере навязывания финуслуг.

"Есть недобросовестная практика классическая, с которой служба борется много лет, но пресечь ее невозможно юридически, потому что это выходит за рамки наших полномочий", - сказал Воронин.

Например, когда банки дают кредит и навязывают всякие дополнительные услуги или продукты, в том числе обуславливают снижение платежей по кредиту участием заемщика в программе страхования. "Мы вас включим в коллективное страхование, которое уже есть у нас", - сказал он.

В связи с этим с клиента "взымается несоразмерная, с нашей точки зрения, плата за подключение к коллективному договору страхования, которая в несколько раз выше, чем сама страховая премия. Все это, естественно, добавляется в тело кредита", отметил Воронин.

По его словам, человек, берущий кредит, в такой ситуации "не может знать полностью всех составляющих". Пропорция цены страховой услуги и комиссии за техническое действие несоразмерна.

"Требуется урегулирование на законодательном уровне нормирования соотношений того рода комиссий за подобные технические действия", - заявил Воронин. (Имеется в виду под техническим действием подключение банком заемщика к договору коллективного страхования - ИФ).

Банк России c подобной практикой борется введением изменений, чтобы потребитель понимал, из чего складывается стоимость кредита, продолжил главный финуполномоченный.

Однако, по его словам, в недобросовестных практиках навязывания дополнительных услуг финансовыми организациями есть более тонкие юридические моменты и более яркие примеры.

Очень распространенный, по мнению Воронина, случай, когда клиенту предлагаются дополнительные услуги, товары, какие-то консультационные действия.

"Доходит до анекдотических ситуаций, когда в пакете дополнительных продается флэшка с руководством по управлению квадроциклом или снегоходом, которая человеку совершенно не нужна. Поскольку это проданный товар, который не подлежит обмену, то соответственно, когда человек уже опомнился и прибегает к механизму охлаждения, чтобы вернуть средства, ничего сделать с точки зрения возврата невозможно", - привел пример Воронин.

С 21 января 2024 года вступили в силу нормы закона о том, что период охлаждения надо распространять в том числе и на эти сопутствующие товары, которые приобретены. Но в приведенном примере, "если человек хоть раз открыл флэшку и посмотрел записи, возникают проблемы с возможностью применения этой нормы по возврату", добавил он.

Другая распространенная практика - когда человеку предлагают уступку прав требования, то есть делают его цессионарием.

Для ее иллюстрации главный финуполномоченный привел пример, связанный с вызовами аварийных комиссаров или с эвакуацией автомобиля с места ДТП, оформлением договора цессии (переуступки права требования по договору страхования для получения выплаты - ИФ).

"Потребитель как бы должен получать имущественные блага от такого договора. На деле оказывается - то, что он может получить по этому договору цессии, в разы меньше, чем бы оказалась стоимость уступки права требования. У нас было дело, по которому банк предложил потребителю заключить такой договор цессии стоимостью 156 тыс. рублей, а сама выгода, которую потребитель в результате получал, была в размере 15 тыс. 600 рублей".

Вместе с тем, "хоть и медленно, но верно" финансовые организации начинают корректировать свои бизнес-процессы под угрозой "дамоклова меча", роль которого исполняет служба в деле защиты прав потребителей, сделал вывод Воронин. Институт финансовых уполномоченных таким образом выполняет предназначенную законом роль, убежден Воронин.


Опубликовано: /Финмаркет/
 


.
16 сентября 2024 года 12:06
"Ингосстрах" возместил маркетплейсу Ozon ущерб, причиненный пожаром в фулфилмент-центре в Истринском районе Московской области. Выплата составила 6,443 млрд рублей, говорится в сообщении Ozon. "Совместно с привлеченными экспертами стороны провели масштабное расследование, по результатам которого...    читать дальше
.
06 сентября 2024 года 15:13
Показатель чистой прибыли российских страховщиков в I полугодии 2024 года сократился на 14,9% к уровню аналогичного периода прошлого года и составил 211,1 млрд рублей, сообщает Банк России в "Обзоре ключевых показателей деятельности страховщиков" за II квартал. В том числе в составе совокупной...    читать дальше
.
05 сентября 2024 года 19:36
За первые 3 дня действия закона об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика (ОСГОП) для такси было заключено 9 тыс. договоров со средней стоимостью в диапазоне 3-3,5 тыс. рублей за годовой полис, такие данные привел в ходе пресс-конференции в среду президент Национального...    читать дальше
.
04 сентября 2024 года 10:00
Члены экипажа разбившегося на Камчатке вертолета МИ-8Т компании АО "Витязь-Аэро" были застрахованы в компании "Согласие" по программе добровольного страхования от несчастного случая (НС) с лимитом выплат по 2 млн рублей в отношении каждого члена экипажа, сообщили "Интерфаксу" в страховой...    читать дальше
.
02 сентября 2024 года 15:35
Компания "Согласие" подтвердила, что выступает страховщиком по договору обязательного страхования гражданской ответственности авиаперевозчика перед пассажирами (ОСГОП) и готовится к выплатам, сообщение на эту тему страховщик распространил в понедельник. О том, что пассажиры...    читать дальше
.
30 августа 2024 года 17:47
Средняя стоимость годового полиса обязательного страхования ответственности перевозчика такси (ОСГОП для такси) составит порядка 2,5 тыс. рублей, или 10 рублей за 1 день срока договора, такой расчет привел "Интерфаксу" президент "Национального союза страховщиков ответственности" (НССО),...    читать дальше
.
23 августа 2024 года 17:20
Банк России предложил страховщикам рассмотреть возможность выплаты страхового возмещения пострадавшим жителям трех приграничных областей - Белгородской, Брянской и Курской областей в особом порядке, сообщает регулятор. Регулятор отмечает, что речь идет о выплатах по договорам личного страхования...    читать дальше
.
22 августа 2024 года 14:03
Правительство Белоруссии уполномочило три государственные страховые компании внести в капитал Евразийской перестраховочной компании (ЕПК) 1 млрд 687,5 млн российских рублей. В соответствии с постановлением Совмина, которое опубликовано на Национальном правовом интернет-портале, "Белэксимгарант"...    читать дальше
.
21 августа 2024 года 17:20
Российские страховщики готовы заключать договоры обязательного страхования гражданской ответственности пассажирских перевозчиков (ОСГОП) для такси, которые начнут действовать по закону с 1 сентября 2024 года, сообщает Всероссийский союз страховщиков (ВСС). С этой даты вступают в силу поправки к...    читать дальше
.
15 августа 2024 года 16:30
Страхование промышленного поголовья мелкого рогатого скота (МРС) в России необходимо расширять в связи с новыми угрозами, полагает Национальный союз агростраховщиков (НСА). Как говорится в сообщении союза, в России застраховано только 4% промышленного поголовья мелкого рогатого скота. Такой...    читать дальше
.
Страница 1 из 8
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.