.
.
СЕГОДНЯ:
 
 
.
.
.
Страхование
Главная  /  Страхование  /  Актуальная тема  /  Перевозка нероссийскими судами нефти РФ без страхования судовладельцев грозит финансовыми претензиями и арестами судов - эксперт
.
 
 
 
 
01 июня 2022 года 16:24

Перевозка нероссийскими судами нефти РФ без страхования судовладельцев грозит финансовыми претензиями и арестами судов - эксперт

Формально нероссийские суда, которые перевозят российскую нефть, могут оказаться без страховой и перестраховочной защиты после введения шестого пакета санкций против РФ и рискуют столкнуться с тяжелыми последствиями, заявил "Интерфаксу" глава страхового брокера и общества взаимного страхования "Ростеха" Николай Галушин.

"Отсутствие страхования означает угрозу реализации рисков многомиллионных претензий, ареста и потери судов", - пояснил он. В этой ситуации морские перевозчики, суда которых ходят под иностранными флагами, скорее всего, откажутся от перевозок российской нефти в дальнейшем. Выход потребуется искать правительству РФ, Российской национальной перестраховочной компании (РНПК) и отечественным страховщикам и судовладельцам.

Как сообщалось ранее, страны Евросоюза намерены ввести запрет на страхование танкеров, перевозящих российскую нефть, в рамках шестого пакета санкций против РФ в связи с военной операцией на территории Украины, такую информацию опубликовала газета The Wall Street Journal со ссылкой на официальных лиц и дипломатов ЕС.

Нефтетрейдеры и судовладельцы отмечают, что запрет на страхование европейскими компаниями танкеров с российской нефтью является серьезным финансовым оружием, которое позволит ЕС нанести значительный ущерб экономике РФ. Мало кто из компаний будет готов транспортировать нефть без страховки, говорят эксперты. Эта мера, введенная ранее в отношении Ирана, уже показала свою эффективность, пишет WSJ.

"Это способ давления безусловно, - считает Галушин. - Здесь важно, чтобы судовладельцы, российские страховщики и РНПК договорились считать этот бизнес российским. Тогда появляется возможность соответствующим образом его защищать. А дальше необходимо заново построить страховую защиту во многих портах, куда наши суда еще могут заходить, и в тех, где им может потребоваться защита".

Судовладелец может принять решение и не страховать каско судна, пояснил Галушин агентству: "Но вот без страхования ответственности судовладельца обойтись в мировой практике нельзя. При страховании ответственности по большим судам, по танкерам лимиты по договорам страхования ответственности судовладельца могут достигать $1-2 млрд. Соответственно, такие лимиты требуют перестрахования".

С танкерами, обслуживающими российскую нефть, ситуация усугубляется при условии, что суда не ходят под российским флагом, могут не принадлежать российскому бизнесу, а значит страхование также могло не осуществляться на российском рынке, развил тему Галушин. "Национальные страховщики и РНПК не смотрят на этот бизнес как на российский в силу формальных причин: владелец судна не российское юридическое лицо. А с морскими перевозками (очень космополитичным бизнесом) все сложно: флаг, регистр, регистрация судна - это вопрос налогообложения, удобства эксплуатации, содержания судна, привлечения клиентов, географии плавания, много других важных аспектов", - сказал он.

"Выход есть - возмещение может взять на себя РНПК вне зависимости от размера лимита по договору, а вот организацию защиты придется строить страховщикам самостоятельно или с помощью партнеров в третьих странах. Можно обратиться за опытом к иранскому клубу, который построен на принципах частно-государственного партнерства. В этой схеме в пределах определенного лимита ответственность несет пул, созданный национальными игроками, а сверх этой суммы предоставлена гарантия со стороны государства. При этом оператором по рассмотрению убытков выступает страховой пул. Совокупный лимит иранского пула составляет $500 млн", - считает Галушин.

В нынешних условиях у российских страховщиков нет возможности обеспечить страхование с последующим перестрахованием на традиционных рынках рисков с такими лимитами из-за законодательного запрета на осуществление перестрахования за рубежом, убежден Галушин. Альтернативой является РНПК, "которая после расширения гарантий до 750 млрд рублей способна обеспечить защиту интересов страховщиков и их клиентов в части страхования ответственности судовладельца".

В мировой практике при осуществлении морских перевозок судовладельцы с целью минимизации своих рисков, обеспечения непрерывности деятельности и выполнения требований международных конвенций осуществляют следующие виды страхования (по значимости): страхование ответственности судовладельца (полисы предполагают широкое покрытие, обеспечивают защиту интересов других судовладельцев в результате возникновения убытков, претензий со стороны третьих лиц, например членов экипажа, грузовладельцев, других судовладельцев, портовых властей). Кроме того, страхуются риски каско судов, и перевозимого груза.

Как уточнил Галушин, страхование ответственности судовладельца в английском страховом языке соответствует термину Protection and Indemnity (защита и возмещение). Страховщики (а чаще, клубы страхования ответственности - P&I clubs) обеспечивают сопровождение претензий (даже не убытков) с момента их предъявления судовладельцу с целью минимизации временных потерь, связанных с возможным арестом судна в порту, вынужденным простоем или при наступлении других неблагоприятных событий. Они также обеспечивают юридическое сопровождение претензии (предоставление услуг адвокатов, выпуск гарантий для освобождения судна из-под ареста), отстаивают интересы судовладельца в суде или в процессе разбирательства, организуют помощь (например, в случае репатриации тела погибшего моряка на судне, при оформлении соответствующих документов), оказывают помощь в ходе спасения судна (например, в случае поломки двигателя, в результате которой судно теряет ход). Наконец, организуют выплату возмещения судовладельцу или третьим лицам, предъявившим претензию.

"Основной упор при этом делается не на возмещение ущерба, а на обеспечении защиты и сопровождения претензии. Следует учитывать, что, начавшись с небольшой претензии, ситуация может привести в развитии к полной потере груза и судна", - рассказал Галушин "Интерфаксу".

Страхование самого судна (каско) соответствует термину Hull and Machinery - защита корпуса и оборудования. Оно не сильно отличается от аналогичного страхования автомобилей. Разница лишь в том, что в H&M покрываются еще и поломки двигателя, что не входит в каско страхование наземных транспортных средств.

Страхование грузов чаще всего обеспечивается не судовладельцем, а другой стороной в соответствии с условиями контракта на поставку груза. Есть еще специфические покрытия в морском страховании, например страхование потери фрахта, но в целом P&I и H&M - основные инструменты, определяющие комплексную защиту.


Опубликовано: /Финмаркет/
 


.
30 ноября 2022 года 19:23
Банк России планирует создать два информационных центра - на базе двух "дочек" - действующей "Российской национальной перестраховочной компании (РНПК)" и планируемой к созданию дочерней компании-IT-оператора, следует из опубликованного регулятором проекта "Основных направлений развития финансового...    читать дальше
.
25 ноября 2022 года 12:17
Евгений Уфимцев избран президентом Всероссийского союза страховщиков (ВСС) на общем собрании в пятницу, говорится в сообщении союза. "Общее собрание ВСС 25 ноября утвердило на пост президента союза Евгения Уфимцева. Против его кандидатуры не было ни одного голоса", - следует из...    читать дальше
.
25 ноября 2022 года 08:00
Правительство предлагает увеличить лимит единовременных выплат в страховании от несчастных случаев и болезней на производстве в 2 раза - с 1 млн руб. до 2 млн рублей, следует из законопроекта, внесенного в Госдуму в четверг. Документ (N242381-8) размещен в электронной базе данных...    читать дальше
.
22 ноября 2022 года 21:00
Осенью 2023 года страховщики жизни рассчитывают на большую премьеру - появление принципиально нового для РФ бизнеса долевого страхования жизни (ДСЖ). Новые полисы будут доступны неквалифицированным инвесторам, но не обещают гарантий возврата воженного капитала, доходность по ним обеспечат вложения...    читать дальше
.
17 ноября 2022 года 14:04
Совокупные сборы российских страховщиков жизни по всем линиям бизнеса по итогам 2022 года составят 500 млрд рублей, такой прогноз сделал гендиректор ООО "Капитал Лайф Страхование жизни" Евгений Гуревич в ходе пресс-конференции Всероссийского союза страховщиков (ВСС). Если его прогноз...    читать дальше
.
11 ноября 2022 года 17:34
Банк России планирует отменить часть послаблений, которые были введены и предполагают возможность не раскрывать часть информации по конкретным игрокам финансового рынка, сообщил зампред ЦБ Филипп Габуния на форуме Finopolis в пятницу. Он напомнил, что о таких планах неоднократно сообщало...    читать дальше
.
10 ноября 2022 года 17:51
Госдума приняла в первом чтении законопроект, уточняющий порядок применения исключений при выплатах по закону об обязательном страховании военнослужащих и приравненных к ним категорий лиц. В числе авторов законопроекта (N155123-8) - депутаты Госдумы и представители Совета Федерации. Изменения...    читать дальше
.
08 ноября 2022 года 19:36
Верховный суд (ВС) РФ во вторник принял новое постановление пленума с разъяснениями о применении законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО). В нем он разъяснил правила взыскания убытков со страховых организаций и расторжения...    читать дальше
.
07 ноября 2022 года 19:16
Банк России разработал два проекта указаний, которые обеспечивают право потребителя отказаться от страховки при покупке товара или досрочно расторгнуть договор страхования, а также избежать двойного страхования, которое снижает эффективность полисов, в том числе защищающих приобретателей бытовой...    читать дальше
.
28 октября 2022 года 20:34
Общие сборы российских страховщиков снизятся на 2-3% по итогам 2022 года по сравнению с результатами 2021 года, такой прогноз привел управляющий директор по страховым и инвестиционным рейтингам "Эксперт РА" Алексей Янин, выступая на форуме лидеров страхового рынка в четверг. Он...    читать дальше
.
Страница 1 из 8
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.