Число жалоб на банки РФ в 2021г сократилось на 27%, на страховщиков - выросло на 20% - ЦБ
Число жалоб на российские банки за 2021 год снизилось на 27% по сравнению с 2020 годом, говорится в сообщении Банка России.
"Основной фактор снижения - сокращение поступления жалоб в отношении кредитных организаций по вопросам реструктуризации кредитов в связи с пандемией коронавирусной инфекции", - пояснил ЦБ.
В то же время в отношении страховых организаций в 2021 году поступило на 20% больше обращений от клиентов, рост жалоб на микрофинансовые организации (МФО) составил 37,2%.
Общее число жалоб в ЦБ от потребителей финансовых услуг и инвесторов за 2021 год снизилось на 9,9% - до 250,5 тыс. обращений.
Основной прирост жалоб на страховщиков был связан с ОСАГО, отмечает ЦБ. В прошлом году количество жалоб, поступивших по этой тематике, выросло на 19,5% по сравнению с 2020 годом и составило 78% от общего числа жалоб на страховщиков.
"Сказался эффект низкой базы 2020 года, когда ограничения из-за COVID-19 привели к снижению продаж полисов ОСАГО и количества ДТП. Более актуальными, в частности, стали темы неверного применения коэффициента "бонус-малус", отказа в заключении договора ОСАГО, необоснованного досрочного расторжения договоров ОСАГО. Нарушения сроков выплаты страхового возмещения, напротив, реже вызывали претензии потребителей - в результате индивидуальной работы Банка России со страховыми компаниями", - сообщил Банк России.
По данным регулятора, одной из причин всплеска жалоб на МФО стала деятельность неформальной группы взаимосвязанных организаций, которые нарушали права потребителей. Банк России в 2021 году исключил из реестра шесть МФО, входивших в эту группу. Кроме этого, принятие закона, ограничившего возможность кредитора общаться с родственниками и знакомыми должника, спровоцировало всплеск в III квартале жалоб по вопросам взыскания просроченной задолженности.
В отношении профессиональных участников рынка ценных бумаг Банк России получил на 67,3% больше жалоб, чем за 2020 год. Это связано с массовым выходом на фондовой рынок начинающих инвесторов, а также с поступлением значительного количества жалоб на компании с отозванной лицензией.
Число жалоб в отношении субъектов коллективных инвестиций снизилось на 17,2%. Как отмечают в ЦБ, это связано с сокращением жалоб на переходы из одного пенсионного фонда в другой - 65,8% по сравнению с 73,9% в 2020 году.
Жалобы на мисселинг в 2021 году уменьшились на 1,1%. Наибольшее число обращений связано с некорректными продажами инвестиционного страхования жизни - 44,5% (54,9% за 2020 год). В то же время в несколько раз выросло количество жалоб на мисселинг продуктов и услуг брокеров - 11,8% (4,3% за 2020 год).