Законопроект с изменениями в системе финансирования в ОМС не выносился на правление ФФОМС, и ВСС не поддерживал его принятие - Юргенс
Президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Игорь Юргенс опроверг заявление главы Минздрава Михаила Мурашко о том, что он как член правления Федерального фонда ОМС (ФФОМС) поддержал реформу финансирования фонда, которая предполагает, в частности, сокращение расходов на ведение дел страховщиков в системе ОМС в два раза.
Ранее о поддержке со стороны ВСС реформы ОМС и законопроекта-спутника к бюджету ФФОМС, где новации изложены, сообщал "Интерфакс" со ссылкой на министра здравоохранения Российской Федерации Михаила Мурашко. Выступая на комитете по охране здоровья в Госдуме РФ в среду, министр заявил, что "пакет документов о бюджете Фонда, включая законопроект (о внесении изменений в закон "Об ОМС"), рассматривался на правлении ФФОМС и делегированный голос (союза) страховщиков - господина Юргенса - поддержал этот законопроект". Получалось, что такая поддержка ВСС правительственных законодательных изменений в системе ОМС была оказана вопреки прежнему обращению ВСС к президенту РФ. В обращении ВСС к президенту РФ Владимиру Путину говорилось о недопустимости скоропалительного принятия подобных поправок, которые серьезно повлияют на доступность медицинской помощи населению и угрожают финансовой устойчивости всех медицинских страховщиков страны, без вынесения их на публичное обсуждение страхового, пациентского, медицинского сообществ, без учета мнения регионов РФ.
На том же заседании комитета Госдумы выступал и глава ВСС Игорь Юргенс, который говорил о рисках поспешного принятия "сырого" законопроекта, чреватого серьезными последствиями для страховщиков ОМС и держателей полисов ОМС.
По итогам заседания в среду комитет по охране здоровья Госдумы принял решение поддержать спорный законопроект к рассмотрению в первом чтении.
Комментируя столкновение позиций "Интерфаксу", Юргенс сказал: "Действительно, на заседании правления ФФОМС 25 сентября, которое упоминал министр, главой ВСС был делегирован голос другому члену правления ФФОМС - вице-президенту РСПП Виктору Черепову (он также входит в состав правления фонда). В ходе голосования был поддержан бюджет ФФОМС на три года, но в этом законопроекте нет никаких поправок в закон об ОМС".
"Вопрос о законопроекте с поправками в закон об ОМС в этот день вообще не включался в повестку заседания правления ФФОМС, - сказал Юргенс "Интерфаксу". - В ней было три вопроса. "О проекте федерального закона "О бюджете Федерального фонда ОМС на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов", который никак не связан с реформированием ОМС. Был вопрос "о предоставлении средств нормированного страхового запаса территориальных фондов на софинансирование расходов медицинских организаций государственной и муниципальной системы здравоохранения", а также вопрос "о покрытии дефицита бюджета ФФОМС в 2020 году в связи со снижением доходов и дополнительными затратами учреждений системы здравоохранения на лечение больных новой коронавирусной инфекцией". Это все".
Глава ВСС привел агентству данные по суммарному росту доходов страховщиков ОМС за период с 2016 года. "Этот рост не превысил 28,6%, показатель находится на уровне, сопоставимом с официальным уровнем роста инфляции". При этом за период с 2016 по 2020 год "в структуре затрат страховщиков ОМС произошло двукратное увеличение расходной части, им добавили новый функционал, связанный с созданием института защиты интересов пациентов", пояснил президент ВСС. На обеспечение контроля качества оказания медицинской помощи и защиту прав застрахованных приходится 70% всех расходов, и это без учета затрат страховщиков на информирование населения.
Позиция Минздрава сводится к тому, что рост "доходов" медстраховщиков за период 2016-2020 годов составил 141,3%, что составляет порядка 22,0 млрд рублей в год. "Используя эти цифры, Минздрав крайне некорректно приравнивает цифру роста субвенции регионам к росту доходов медстраховщиков и впадает в ошибку", - считает Юргенс.
ВСС усматривает в положениях законопроекта "риски возврата к неэффективной распределительной системе здравоохранения", отметил Юргенс. В частности, речь идет о статьях поправок, которые предусматривают с 2021 года выделение отдельной бюджетной линии для финансирования федеральных медицинских учреждений внутри бюджета ФФОМС в размере 120 млрд рублей в год. Одновременно общие параметры бюджета фонда не увеличиваются, произойдет перераспределение средств внутри системы ОМС. Страховщики отстраняются от экспертизы качества медуслуг в этой группе медучреждений и от сопровождения пациентов. Все полномочия - от финансиования до контроля - сосредотачиваются у ФФОМС как единственного страховщика.
По мнению главы ВСС, перевод федеральных медицинских учреждений на прямое финансирование и контроль со стороны ФФОМС означает разделение системы здравоохранения на две части: с участием страховщиков как независимых участников, обеспечивающих проведение экспертиз и контроль качества медицинской помощи, и без них - с участием только территориальных фондов ОМС.
Замена межтерриториальных расчетов распределением квот фондами ОМС приведет к нарушению прав пациентов на выбор медицинского учреждения. Кроме того, в случае принятия законопроекта частные клиники будут ограничены в возможностях включения в систему ОМС, а роль страховых компаний будет сведена к реагированию на жалобы пациентов, а не к оказанию финансовых услугам. Такие аргументы ВСС приводит в обращении на имя президента РФ.
Как сообщалось, зампред ЦБ РФ Алексей Заботкин в четверг обратился к депутатам Госдумы с просьбой не спешить с принятием законопроекта с поправками в законопроект об ОМС, поскольку документ был слишком поздно направлен в ЦБ для анализа. Регулятор хотел бы проанализировать возможное влияние предложенных изменений на "финансовую устойчивость" самих страховщиков ОМС, а также на их способность гарантировать "непрерывность их услуг населению в системе ОМС". Эта просьба прозвучала на заседании комитета по бюджету и налогам Госдумы РФ, где рассматривались вопросы трехлетнего федерального бюджета в целом. Позицию ЦБ в ходе заседания поддержал глава Счетной палаты РФ Алексей Кудрин.
Ранее за предоставление дополнительного времени для экспертного и публичного обсуждения инициатив правительства по реформированию ОМС высказались представители Минфина. В четверг Всероссийский союз пациентов опубликовал свою позицию с предупреждением о возможных рисках для населения в случае принятия законопроекта с поправками в ОМС в текущей редакции.
Предполагаемая предварительная дата вынесения на обсуждение в первом чтении на пленарном заседании Госдумы законопроекта с бюджетом ФФОМС - 20 октября. Рекомендации к принятию в первом чтении документа дали два комитета Госдумы - по охране здоровья и по бюджету и налогам. Соисполнитель по законопроекту с поправками об ОМС - комитет по финансовому рынку Госдумы РФ - не рекомендовал рассмотрение в первом чтении законопроекта в предложенной редакции, в комитете настаивают на продолжении обсуждения инициатив правительства.