Финорганизации должны оспаривать решения омбудсмена в судах общей юрисдикции по месту жительства клиента - ВС РФ
Финансовые организации, которые не согласны с решениями финансового уполномоченного при досудебном разрешении спора с клиентами, должны обжаловать их в судах общей юрисдикции, следует из разъяснения Верховного суда (ВС) РФ.
"В случае несогласия с решением финансового уполномоченного финансовая организация вправе в течение десяти рабочих дней после дня вступления в силу решения финансового уполномоченного обратиться в суд в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством", - говорится в разъяснениях ВС РФ о применении федерального закона № 123-ФЗ "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг", опубликованных на сайте суда.
"Поскольку специального порядка обжалования финансовыми организациями решений финансового уполномоченного гражданским процессуальным законодательством не установлено, рассмотрение таких требований производится судами общей юрисдикции по общим правилам производства в суде первой инстанции (подраздел II раздела II ГПК РФ)", - отмечается в документе.
При этом по общим правилам, установленным законодательством о защите прав потребителей и гражданским процессуальным законодательством РФ, гражданин-потребитель наделен правом на рассмотрение споров с его участием по месту его жительства, обращает также внимание ВС РФ в разъяснениях.
Ранее, после начала работы Службы финансового уполномоченного, несогласные с ее решениями страховщики обращались для обжалования как в суды общей юрисдикции, так и в арбитражные суды, поскольку компании и служба - юридические лица, сообщали "Интерфаксу" представители отрасли. Это подтверждает и информация аналитической системы "СПАРК-Интерфакс".
"Часто исковые требования подавались параллельно в разные суды, - сказал "Интерфаксу" заместитель гендиректора "Ингосстраха" Илья Соломатин. - Создание обязательного порядка и института досудебного рассмотрения споров участников рынка с потребителями в РФ - новое начинание, практики нет". По факту в арбитражных судах иски оставались без рассмотрения, сказали "Интерфаксу" в пресс-службе омбудсмена, однако страховщики ждали профессиональных разъяснений от ВС РФ.
Служба финансового уполномоченного в рамках дел об оспаривании решений омбудсменов не будет выступать в роли ответчика. "Ввиду того, что финансовый уполномоченный является лицом, разрешающим гражданско-правовой спор между потребителем финансовых услуг и финансовой организацией, он не может являться ответчиком по заявлению финансовой организации, не согласной с его решением, принятым по спору между потребителем финансовых услуг и этой организацией. Поскольку процессуальным законом данные вопросы прямо не урегулированы, исходя из общих принципов осуществления правосудия в Российской Федерации (часть 4 статьи 1 ГПК РФ), финансовая организация в таком случае участвует в деле в качестве заявителя, финансовый уполномоченный и потребитель финансовых услуг привлекаются к участию в деле в качестве заинтересованных лиц", - говорится в разъяснениях.
Разбирательство, согласно документу ВС РФ, может завершиться отменой решения финансового уполномоченного, его изменением (если суд придет к выводу о том, что требования потребителя "удовлетворены в большем, чем это положено по закону, объеме) или отказом в удовлетворении заявления финансовой организации.