Комитет Госдумы рассмотрит законопроект о повышении цены ОСАГО для грубых нарушителей ПДД 3 марта
Депутатский законопроект с поправками в ОСАГО, разработанный в конце прошлого года взамен отклоненного правительственного, включен в повестку дня комитета по финансовому рынку Госдумы РФ 3 марта, следует из документов, подготовленных к заседанию комитета.
Законопроект, в случае одобрения комитетом, будет рассмотрен Госдумой 11 марта.
Ранее сообщалось, что в вариант депутатских поправок не вошли положения правительственного законопроекта, влияющие на повышение средней стоимости полиса ОСАГО.
Исполнительный директор Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев, пояснил "Интерфаксу", что депутатский законопроект с изменениями в ОСАГО считается компромиссным решением, его поддержали в Минфине и Банке России, в РСА. "На этот документ получено положительное заключение правительства", - сказал он.
"Если законопроект с изменениями в ОСАГО, предложенными депутатами, будет принят в весеннюю сессию работы Госдумы, вступления поправок в силу можно ждать летом этого года", - считает Уфимцев.
"После принятия этих поправок при доработке нормативной базы может быть скорректирован порядок информационного обмена и взаимодействия РСА и ГИБДД. Кроме того, участники рынка ожидают изменений в указание Банка России о тарифах в ОСАГО, на основании которого определяется стоимость полисов "автогражданки", - добавил он.
Одна из предложенных депутатами поправок в закон об ОСАГО предусматривает возможность увеличить цену полиса за грубые нарушения правил дорожного движения (ПДД), которые приводят к временному лишению водителя прав на управление транспортным средством. В числе грубых нарушений - управление автомобилем в нетрезвом состоянии или проезд на красный сигнал светофора. Такие изменения согласованы с представителями ГИБДД и поддержаны этим ведомством.
Норма об "увязке" цены полиса ОСАГО с наличием у водителя грубых нарушений ПДД - основная новация законопроекта. "Как именно будет работать новый коэффициент, решит Банк России, изменения будут внесены в соответствующее указание регулятора", - пояснил Уфимцев.
"Согласно предварительным расчетам автостраховщиков, цена полиса для выявленных систематических нарушителей ПДД может вырасти в 3 раза. Эксперты РСА потенциально помещают в "группу риска грубых водителей" порядка 20 тыс. человек (узкая группа держателей полисов с учетом того, что в 2019 году было продано более 40 млн полисов "автогражданки" - ИФ), - сказал он.
Таким образом, экономически новый порядок не повлияет на общие показатели средней стоимости полисов ОСАГО. Однако новые положения изменят жизнь тех водителей, которые могли не попадать в ДТП, не лишаться прав. Прежде после восстановления прав они оказывались как бы новыми, полноправными и добросовестными участниками движения, получали коэффициент "бонус-малус" (коэффициент за аварийную езду) единицу, не несли экономического ущерба. Теперь все меняется, экономические рычаги становятся дисциплинирующими факторами, считает исполнительный директор РСА.
Еще одна поправка в закон об ОСАГО позволяет страховщикам диверсифицировать цены внутри одного региона, применяя разные базовые ставки. "Это позволит продолжить реформу индивидуализации цен в ОСАГО. Если раньше в одном регионе для дисциплинированных или недисциплинированных водителей базовые ставки применялись единые - например, 4,1 тыс. рублей, теперь у страховщика появится возможность варьировать их, допустим, от 3,4 тыс. рублей для аккуратных водителей до 4,9 тыс. рублей для неаккуратных", - подчеркнул Уфимцев.
Как сообщалось ранее, Минфин в 2019 году подготовил и согласовал с правительством законопроект, который предусматривал в том числе повышение страховой суммы выплат в ОСАГО в 4 раза - до 2 млн рублей, а также отказ от использования регионального коэффициента при расчете цены полиса.
Предварительные расчеты страховщиков показали последующий прирост тарифов от введения первой новеллы на уровне 23% к действующим тарифам, а второй - на 40%. Поэтому законодатели, уже одобрившие в первом чтении правительственные поправки в закон об ОСАГО, отказались от их дальнейшего рассмотрения в середине октября 2019 года. Взамен они предложили свой консервативный вариант изменений в "автогражданку", практически не влияющих на ее ценовые параметры.