.
.
СЕГОДНЯ:
 
 
.
.
.
Страхование
Главная  /  Страхование  /  Актуальная тема  /  Страховые брокеры генерируют спрос на страховые услуги на стороне клиентов - член совета АПСБ Андрей Денисов
.
 
 
 
 
26 ноября 2019 года 12:50

Страховые брокеры генерируют спрос на страховые услуги на стороне клиентов - член совета АПСБ Андрей Денисов

Ассоциация профессиональных страховых брокеров (АПСБ) совместно с Банком России разработала и внедрила базовые стандарты для страховых брокеров осенью этого года. АПСБ и Всероссийский союз страховщиков (ВСС) трансформировались в саморегулируемые организации с разрывом в несколько месяцев. Как сегодня строятся отношения со страховщиками и регулятором и какими видят страховые брокеры свои задачи на рынке, член совета АПСБ Андрей Денисов рассказал в интервью "Интерфаксу".

- Когда обсуждалась тема формирования СРО на страховом рынке, рассматривался и вариант включения ассоциации брокеров в состав ВСС, союз мыслился как единое СРО. Эта идея не нашла поддержки у посредников, и страховые брокеры предпочли создать собственную СРО. Почему?

- Потребность в таком институте, как страховой брокер, в мировой практике возникла 200 лет назад и не теряет актуальности. Как добровольный союз профессионалов-единомышленников АПСБ в России была создана еще в 2002 году и начала работать раньше, чем возникло законодательное требование организации СРО на страховом рынке. Вообще в брокерской деятельности заложена двойственность. С одной стороны, мы должны тесно работать со страховщиками в создании страховой защиты для клиента, но с другой - мы в первую очередь находимся на стороне клиента, отстаиваем его интересы. Задача брокера - находить и создавать профессиональные решения, защищающие клиента. Интересно, что клиентом может оказаться и сам страховщик при размещении своих рисков в перестрахование с помощью брокера.

При этом мы понимали, что ряд задач, стоящих перед брокерским сообществом, мы сможем решить только нашими собственными усилиями, будучи отдельным, независимым СРО. АПСБ получила статус СРО в сфере деятельности страховых брокеров в феврале 2017 года.

В состав совета АПСБ кроме собственно страховых брокеров входят и независимые члены, в том числе - представители ВСС, поэтому у нас очень хороший диалог на уровне руководства нашей саморегулируемой организации и ВСС. Мы братские, дружеские СРО. Мы регулярно участвуем в обсуждениях по общим для нас темам и выработке паритетных решений, в экспертных обсуждениях законов в Госдуме.

- Как вы определяете задачу страхового брокера сегодня?

- Фактически мы являемся генератором страховых услуг, создаем спрос у клиентов для того, чтобы они искали страховые решения, помогаем находить их. Кроме того, мы действительно берем на себя задачу защиты интересов страхователя. Заключая договоры, клиент выходит от нас в первую очередь с защитой собственных рисков, а не просто со страховым полисом. Предварительно мы консультируем клиента, смотрим, какие есть риски у компании, какие из них стоит страховать, а какие - нет. Безусловно, немаловажной является и роль брокера в организации процесса урегулирования страхового случая.

- А страховые агенты разве не работают в интересах клиентов?

- Важно определиться. Мы говорим о страховании интересов юридических лиц и о деятельности посредников в этой сфере, в том числе агентов. Деятельность страхового агента контролируется и регулируется страховщиком, этим многое сказано. Задача брокера - обеспечить клиенту получение от страховщиков наилучших условий. Интерес самих СК учитывается, но не становится приоритетной задачей для брокера. Наше преимущество еще в том, что брокер говорит с СК на одном языке, профессионально, понимает глубину вопроса, может аргументированно отстаивать сторону клиента.

- Деятельность страховых агентов российским законодательством никак не определяется и не регулируется...

- Заметьте, страховые брокеры - единственная категория посредников, деятельность которых лицензируется, они ведут отчетность перед ЦБ, включены в реестр регулятора.

Здесь вот как раз и возникает принципиальная развилка интересов. Агенты у страховщиков работают как их внештатные сотрудники, они не могут не считаться с этим. А агентская комиссия может быть гораздо больше, чем брокерская, если агентом выступает, например, банк, продающий страховые полисы от имени страховщика.

- А на самом деле, что клиенту выгоднее?

- ЦБ начал публиковать консолидированные данные по уровню комиссий страховым посредникам. Уровень брокерских комиссий несопоставимо ниже, чем у других посредников. Если где-то есть серая зона, она не связана с брокерами. Брокер сегодня обязан показывать всю финансовую составляющую своей работы и работы страховщиков. Докажу на примере. Итак, клиент приходит напрямую (как ему кажется) к страховщику и получает первоначальную цену со всеми включенными накрутками самого страховщика и его агента, а также с ценой перестраховщика. Ситуация усугубляется тем, что очень часто цену перестрахования и условия страхования, особенно по крупным объектам - будь то нефтеперерабатывающий завод, большое металлургическое предприятие, шахта, ракета, огромная выставка картин, которая едет из музея российского за границу, определяет не российский страховщик, а зарубежные перестраховщики. Они берут на себя большую часть этого риска, и потому их слово - определяющее, это справедливо. Клиент сам никогда разберется в тонкостях ценообразования в цепи участников.

Мы как страховой брокер можем цену перестрахования обсудить с клиентом и перестраховщиками, то есть зайти с конца цепочки. Тогда заинтересованный в страховании и информированный о позиции перестраховщиков клиент будет говорить со страховщиками совсем иначе. Любые условия, которые ему необходимо учесть в договоре, мы также можем обсудить с перестраховщиками. После этого российский страховщик выдает полис на тех условиях, которые заранее согласованы сторонами. Более того, в программе перестрахования по крупному договору может быть много участников. Важно последить, чтобы все юридические документы согласовывались друг с другом с точки зрения единства страхового покрытия. Это профессиональная и кропотливая работа в интересах клиента, она позволяет избежать споров участников цепочки при наступлении страхового события.

- Вы можете привести пример столкновения интересов брокеров и страховщиков?

- К примеру, ВСС сообщил, что после формирования СРО союзом были разработаны и утверждены ЦБ базовые стандарты проведения операций и работы с клиентами. Мы действовали аналогично - разработали первый в РФ базовый стандарт брокерской деятельности, он вступил в силу 23 октября этого года (документ утвержден ЦБ). Он определяет порядок действий страхового брокера, формулирует условия прозрачности ведения бизнеса, вводит требования к уровню информированности и качеству обслуживания получателя страховой услуги, работе с жалобами и обращениями. Применение на практике наших и стандартов страховщиков ставит вопрос о приоритетности. Какие из них имеют преимущество и должны браться за основу при составлении договора с клиентом?

- И какой выход?

- Ведем переговоры. Брокерам требуются еще и дипломатические способности. Отдельным участникам удается достигнуть компромисса в каждом отдельном случае. Небольшим брокерским компаниям сделать это труднее. Вопрос принципиального арбитража этих двух стандартов сохраняется.

- В чем задачи брокерских объединений на рынках развитых стран?

- Похожие объединения брокеров есть, безусловно, практически во всех развитых юрисдикциях. К их голосу прислушиваются на финансовом рынке, они во многом определяют задачи развития страховых рынков, создания новых продуктов. До 11 сентября 2001 года страхование риска терроризма не было актуальным. После известных событий в США потребовалось создавать специальные емкости для защиты от таких рисков. Заслуга брокерского сообщества в этой работе была велика. Сейчас на Западе активно развивается киберстрахование. И там иное отношение к подобным рискам по сравнению с Россией.

- В чем разница?

- У нас потенциальные страхователи смотрят друг на друга и говорят: "пусть другие сначала купят страховую защиту, а мы пока подумаем". Подобная ситуация практически невозможна в развитых юрисдикциях. В обществе очень быстро созревает понимание того, что техногенные катастрофы могут влиять как на отдельные предприятия или их клиентов, так и на всю страну в целом. Все чаще и чаще происходят блэкауты, этот риск, как правило, приходит через киберпространство. Когда большие риски становятся очевидными, государства подключаются к решению задачи по защите экономики, страховщики начинают разрабатывать свои предложения, а объединения страховых брокеров способствуют ускоренному развитию страховой культуры.

- В любом случае пока в России про киберриски думают в связи с защитой персональных данных, а не имущественного комплекса или бизнеса...

- Как показывает международная практика, 20%-25% в структуре потенциального ущерба предприятия - это вред имуществу. Остальные убытки при реализации киберрисков связаны с простоем бизнеса из-за необходимости восстановления систем и оборудования, восстановления контроля, поиска причины отказа в работе оборудования и других вспомогательных расходов. Страхование действует как система, как технология, помогающая решить такие вопросы без всякой штурмовщины. Страховщики заплатят вперед, чтобы клиент быстрее начал восстанавливать производство, от чего в итоге выигрывает и клиент, и страховщик, и государство.

- Есть примеры позитивного опыта сотрудничества клиентов, страховщиков и страховых брокеров в РФ в кризисные времена?

- В кризисный период 2014 года (впрочем, примером может послужить любой период кризиса) возникла сложная экономическая ситуация, когда у дистрибьюторов не стало денег, торговля сталкивалась с затруднениями, возник кризис недоверия в среде партнеров. Я понимаю международную компанию-импортера, она не может просто отдать под честное слово товар, она должна этот риск оценить и закрыть. И вот рынок страховщиков дебиторской задолженности (а есть и такое страхование) и ряд крупных брокеров в России взялись решать поставленную экономикой задачу. Если бы профессионалы - представители разных отраслей финансового рынка не объединили усилия, если бы не справились с такой задачей, предложение целого ряда важнейших товаров в России могло сильно сократиться, а цены резко пошли бы вверх. Мы сейчас не ощущаем никакого дефицита товаров, экономика функционирует нормально, в том числе фармацевтическая отрасль, отрасль электроники и другие.


Опубликовано: /Финмаркет/
      Опубликовать в своем блоге livejournal.com   


.
25 сентября 2020 года 15:07
СК "Капитал лайф страхование жизни" заключила соглашение с НИЦ эпидемиологии и микробиологии им. Гамалеи Минздрава России по страхованию жизни и здоровья пациентов, участвующих в проведении третьей фазы клинических испытаний вакцины от коронавируса Sputnik V ("Гам-Ковид-Вак"), рассказали...    читать дальше
.
23 сентября 2020 года 17:03
Члены международной группы клубов взаимного страхования судовладельцев получили рекомендацию оценивать риски заключения контрактов по проектам строительства "Северного потока 2" и "Турецкого потока" из-за возможных американских санкций и проявить "максимально возможную осмотрительность", говорится...    читать дальше
.
22 сентября 2020 года 19:58
Банк России после длительного периода снижения жалоб на страховые организации в РФ с конца августа заметил их резкий рост, сообщил заместитель руководителя службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг ЦБ РФ Иван Козлов на пресс-конференции во вторник. По его...    читать дальше
.
18 сентября 2020 года 16:59
Банк России вернется к вопросу о факторах, которые нельзя учитывать при формировании цены полиса ОСАГО, заявила глава Банка России Эльвира Набиуллина в ходе пресс-конференции в пятницу. "Что касается тарифов страховых и критериев, по которым нельзя вводить дифференциацию, мы вернемся к этому...    читать дальше
.
17 сентября 2020 года 12:34
Группа депутатов во главе с руководителем думского комитета по финансовому рынку Анатолием Аксаковым внесла в Госдуму законопроект, которые наделяет ЦБ или АСВ правом регулировать размер зарплат, выходных пособий и бонусов менеджерам санируемых страховых компаний и НПФ. Документ (N1022358-7)...    читать дальше
.
16 сентября 2020 года 16:25
Банк России утвердил методику расчета рэнкинга страховщиков по уровню обоснованных жалоб, поступающих к нему от клиентов компаний, говорится в сообщении регулятора. Первый рэнкинг появится не позднее 15 декабря. Расчетный показатель (индикатор) отражает количество поступивших в ЦБ РФ...    читать дальше
.
14 сентября 2020 года 17:07
Сельхозпроизводители, которые будут готовы включать в полис страхования с господдержкой риски ущерба от наступления чрезвычайной ситуации (ЧС) природного характера, смогут рассчитывать на увеличение финансирования по другому виду госпомощи - при выделении субсидий на погектарную поддержку. Как...    читать дальше
.
11 сентября 2020 года 17:14
Генеральным директором СК "Сбербанк страхование жизни" может стать глава УК "БКС" Игорь Кобзарь, сообщили "Интерфаксу" несколько источников на страховом рынке. Сам Кобзарь и его нынешний работодатель это опровергают. В начале сентября сообщалось о готовящейся смене генерального директора в...    читать дальше
.
10 сентября 2020 года 16:15
Сборы российских страховых компаний по ОСАГО в январе-июне 2020 года выросли на 1,4% по сравнению с аналогичным периодом в 2019 году и составили почти 103 млрд рублей, следует из данных ЦБ РФ. При этом во втором квартале премии по обязательной "автогражданке" упали на 14,5% по...    читать дальше
.
09 сентября 2020 года 19:05
Объем сборов по страхованию жизни заемщиков сократился почти на треть во втором квартале 2020 года - до 16,1 млрд рублей, согласно "Обзору ключевых показателей деятельности страховщиков" Банка России. "Впервые за всю историю наблюдений совокупные взносы по страхованию жизни и здоровья заемщиков...    читать дальше
.
Страница 1 из 8
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.